BOMAG

Асфальтоукладчики: предсезонная подготовка

По данным Росавтодора, в 2019  г. с помощью асфальтоукладчиков уложено почти 130 000 000 м2 верхнего слоя дорожного покрытия. В большинстве регионов уже вовсю идет подготовка к новому дорожно-строительному сезону, и вскоре по результатам проведенных торгов будут заключены контракты на строительство и ремонт дорог.

Одним из важных показателей оценки работы является степень предварительного уплотнения, которую может обеспечить рабочий орган укладчика. Эффективность предварительного уплотнения зависит от технических характеристик трамбующего бруса и виброплиты. Чтобы достичь заданной степени уплотнения, укладку горячей смеси необходимо производить на оптимальной для данной конфигурации скорости.

Подготовка к новому сезону

В зимний период, пока укладчики бездействуют, есть время без спешки подготовить сложную технику к новому сезону. Рабочий орган асфальтоукладчика выполняет важнейшие функции, поэтому во многих отношениях к нему следует относиться как к инструменту тонкой настройки. Если выглаживающая плита своевременно прошла техническое обслуживание и точно отрегулирована, она сможет обеспечить равномерное качество и плотность поверхности. Иначе могут возникнуть проблемы в виде валиков или задиров, которые придется исправлять вручную, что приведет к низкому качеству покрытия, образованию трещин на поверхности и в конечном итоге к преждевременному разрушению дорожного полотна.

Рабочий орган асфальто­укладчика необходимо регулярно очищать от остатков смеси. Необходимо удостовериться, что уровни выдвижных секций плиты и центральной секции одинаковы, так же как и амплитуда хода трамбующего бруса на всех секциях. Выглаживающие плиты, трамбующие брусья, датчики температуры, нагревательные элементы, механизмы привода вибратора плиты и трамбующих брусьев относятся к быстроизнашивающимся частям, так как находятся в непосредственном контакте со смесью. Когда выглаживающая плита изнашивается до минимальной толщины, указанной в руководстве по техническому обслуживанию, она требует замены.

Опорные элементы уширителей важны для обеспечения параллельности и сохранения заданных настроек при выравнивании. Неправильно отрегулированные или изношенные втулки могут привести к люфтам в уширителях, что влияет на качество укладываемой поверхности и приводит к чрезмерному износу других компонентов плиты. Чтобы обеспечить качественное покрытие без дефектов, плита должна быть в постоянном и равномерном нагреве. Для этого все нагревательные элементы должны быть исправны.

Новая модель Volvo P2820D

Расширение парка

При подготовке к следующему сезону стоит обратить внимание на новое оборудование, чтобы доукомплектовать парк с учетом планируемой загрузки. Так, например, для укладки асфальтового покрытия без стыков требуется одновременная работа двух или трех асфальтоукладчиков. В то же время высокопроизводительные машины также позволяют с успехом решать эту задачу. Тяжелые машины с широкой плитой незаменимы на автомагистралях. С другой стороны, для выполнения работ по обслуживанию дорог, укладке во дворах, пешеходных зонах или на тротуарах нужны компактные машины.

Новый укладчик Volvo CE

Новый асфальтоукладчик компании Volvo Construction Equipment (Volvo CE) P8820D ABG с базовой шириной укладки 2,5 м и максимальной шириной 13 м способен справиться с самыми масштабными проектами по укладке дорожного покрытия максимальной толщиной до 300 мм. Устойчивая ходовая часть с гусеницами длиной 3120  мм и с шириной башмака 325 мм обеспечивает стабильность и гладкость покрытия. Благодаря бункеру емкостью 14,7 т и широкому транспортеру производительность модели P8820D ABG достигает 1100 т/ч. Двигатель Volvo, сочетающий высокий крутящий момент и низкие обороты, может работать в режиме ECO, который согласует мощность двигателя с требованиями конкретной работы. Таким образом, бригада получает возможность трудиться при сниженном уровне шума.

Широкий выбор конфигураций открывает возможности для специализированного применения. Например, с помощью P8820D можно вести укладку балласта, материалов оснований с цементным вяжущим или бетона, уплотняемого дорожными катками. Среди особенностей новой модели можно выделить увеличенный диапазон регулировки шнека по высоте, от 120 до 200 мм, который позволяет формировать оптимальный поток материала в широком диапазоне толщины слоя, гидравлический натяжитель гусениц.

Асфальтоукладчик Volvo P8820D

Асфальтоукладчик подготовлен к работе с разнообразными системами, подключаемыми по принципу «включи и работай», например, для 3D-укладки. Опция мягкой стыковки, использующая роликовые упоры с амортизаторами, позволяет смягчать удар при контакте с самосвалом, предотвращает образование неровностей. Для удобства технического обслуживания основные сервисные точки укладчика P8820D ABG располагаются на платформе оператора в специальном отсеке с широким люком.

Выглаживающие плиты Volvo Variomatic VB79 и VB78, которыми может быть укомплектован укладчик P8820D ABG, имеют по четыре трубчатые направляющие на каждый гидравлический уширитель. Плита VB79 может формировать специальный профиль за счет двух дополнительных шарнирных секций, наклон которых можно регулировать в пределах 10% (5,7°) вверх и вниз. С помощью системы замков можно менять выглаживающие плиты без использования специальных инструментов за 55 минут.

Укладчик XCMG RP603

RP603 – одна из самых популярных моделей XCMG

Компания XCMG в течение многих лет занимает лидирующие позиции по производству асфальтоукладчиков в Китае. Одна из самых популярных моделей RP603, хорошо известная в России, комплектуется двигателем Cummins мощностью 129 кВт. Производительность машины составляет 400 т/ч, ширина укладки – до 6 м, толщина укладываемого слоя – до 350 мм, максимальная рабочая скорость – 20 м/мин. Укладчик оборудован современной системой управления с перемещающимся пультом оператора, на котором отображаются различные рабочие параметры в интуитивно-понятном виде. Кроме того, RP603 оснащается телескопической выглаживающей плитой с электроподогревом, цифровой системой нивелирования MOBA и централизованной системой смазки.

Компактный класс

Один из самых легких укладчиков на рынке, Ammann AFW150-2 массой 1150 кг, может укладывать слой с минимальной шириной всего 250 мм. Ключевое применение для такой техники – укладка асфальта между трамвайными путями на городских дорогах. В то же время машина имеет запас универсальности и может использоваться с максимальным гидравлическим уширением плиты до 1,3 м. При использовании навесных уширителей, установленных на плите, максимальная ширина укладки доходит до 1,65 м. Выглаживающая плита с системой вибрации доступна в качестве опции.

Асфальтоукладчик AFW 150-2 оснащен тремя колесами: два задних колеса ведущие, переднее – для маневрирования. Моделью AFW 150-2 может управлять один оператор: все органы управления расположены непосредственно на платформе оператора или рядом с ней. Ширина и угол атаки выглаживающей плиты также регулируются с платформы оператора. Дополнительным преимуществом является возможность загрузки материала в бункер сбоку, что и позволяет данной модели иметь такие компактные размеры.

Ammann AFW 150-2

Машина может быть использована для восстановления дорог после коммунальных работ, а также для устройства тротуаров, велосипедных дорожек, узких аллей, траншей. За машиной остается ровное, предварительно уплотненное покрытие, качество которого несоизмеримо с качеством покрытия, уложенного вручную.

Более тяжелая модель, BOMAG BF200 C-2, несмотря на вес в 6 т, также отличается высокой мобильностью. Мощности дизельного двигателя Kubota V3307-CR 55,4 кВт достаточно для функционирования систем привода хода и рабочих органов, а также для обеспечения работы электрической системы подогрева плиты MAGMALIFE. C помощью этой компактной модели можно, например, выполнять восстановительные работы после снятия изношенного слоя покрытия дорожной фрезой.

При сложенных плите и бункере машина может пройти через дверной проем шириной 1,2 м. Cтворки бункера выполнены таким образом, чтобы было возможно с легкостью загружать асфальтоукладчик фронтальным погрузчиком, даже когда укладчик работает вплотную к стенам здания. Выглаживающая плита оснащена трамбующим брусом и вибросистемой, а полосу укладки по ширине можно регулировать от 1,1 до 2 м. При применении уширителей плиты полоса укладки может достигать 3,4 м, а минимальная ширина укладки при применении сужающих башмаков всего 0,4 м.

Bomag BF 200 C

Оператор может встать на верхнюю палубу для кругового обзора рабочей зоны и контроля наличия материала в бункере, что особенно важно при загрузке материала фронтальным погрузчиком, или же более внимательно следить за плитой и процессом укладки с нижней платформы. В качестве опций доступны гидравлическое регулирование излома плиты и гидравлическое открытие верхней части левой створки бункера.

Модели Dynapac F1200C и F1200CS обеспечивают ширину укладки от 1,2 до 3,1 м при производительности до 300 т/ч. Обе машины оснащены дизельными двигателями Deutz мощностью 54 кВт, а также имеют опции в виде электрического или газового подогрева плиты. Для 5,8-тонной F1200C предлагаются на выбор две плиты с вибрацией. F1200CS массой 5,9 т может оснащаться двумя плитами с трамбующим брусом и вибрацией.

Dynapac

Асфальто­укладчик Vögele Super 800 с телескопически расширяемой плитой AB220, которая оснащена трамбующим брусом и вибрацией, может укладывать смесь на ширину от 1,2 до 2,2 м, а с механически присоединяемыми секциями уширения – до 3,5 м. Компактный асфальтоукладчик Vögele Super 800 высотой 1,98 м с колеей 1,14 м может работать в ограниченном пространстве и легко перемещаться между препятствиями, а также внутри парковочных зон. Модель Super 800 оснащена системой гидростатического привода с отдельными насосами, которые работают в замкнутых контурах, что позволяет оператору более точно управлять машиной и вместительным бункером в 5,8 т.

Для повышения плавности хода установлены дополнительные опорные ролики для гусениц. Благодаря специальной конструкции смесь можно принимать даже при укладке дорожного покрытия рядом со стенами или с другими препятствиями. Мощности 55,4 кВт, которую развивает дизельный двигатель Deutz, достаточно для укладки на максимальной скорости 30 м/мин. Вентилятор с регулируемой скоростью обеспечивает эффективное охлаждение и снижает нагрузку на двигатель, уровень шума и расход топлива.

Vögele

В классе 1,5–4,5 м Volvo CE предлагает новые асфальто­укладчики с двигателем Volvo мощностью 55 кВт: колесный ABG P2870D и гусеничный ABG P2820D. Компактные размеры позволяют перевозить их на одном трале вместе с асфальтовым катком. Асфальтоукладчик ABG P2870D с колесным шасси 6x4 и выравнивателями способен перемещаться со скоростью до 16 км/ч. Функция Rear Frame Lift позволяет отрывать задние колеса от поверхности дороги, опираясь на выглаживающую плиту, и может пригодиться для быстрого ремонта.

Выглаживающие плиты VB30 и VB40, которыми оснащаются данные модели, нагреваются со скоростью до 3 °C в минуту, их поперечный профиль регулируется механически или гидравлически. Эти плиты не требуют ежедневного ухода, в том числе благодаря смазанным на весь срок службы подшипникам трамбующих механизмов и вибраторов. Транспортер также имеет смазанные на весь срок службы необслуживаемые подшипники. Для удобства обслуживания предусмотрены сливные шланги для жидкостей и наружная панель для запуска от внешнего источника тока при необходимости. Количество смазочных точек уменьшено до трех.

Система Volvo Pave Assist

Новые технологии укладки

Потребность в инновационном развитии дорожного хозяйства определяется влиянием множества факторов, включая рост парка транспортных средств, высокую цену материалов, ужесточение требований к качеству дорог. Новые технологии помогают ускорить темпы строительства и улучшить результаты выполняемых работ. Например, для выравнивания и управления наклоном рабочего органа применяется модульная нивелирующая система МОВА-matic компании MOBA, которая обеспечивает независимое управление гидроцилиндрами. МОВА-matic имеет модульную конструкцию и простое управление. Толщина слоя поддерживается с помощью датчика высоты. Датчик угла служит для поддержания заданного уклона дорожного покрытия, формируемого асфальтоукладчиком.

В помощь оператору плиты компанией МОВА недавно была разработана система Pave-TM, измеряющая толщину слоя в режиме реального времени и позволяющая контролировать расход материала, а также снизить издержки, связанные с несоблюдением толщины укладки. Значение толщины слоя с точностью до 1 мм отображается на цветном дисплее. Дополнительно система Pave-TM может оснащаться датчиком для измерения температуры укладываемого слоя и GPS-антенной для измерения расстояния. Благодаря модульной конструкции система Pave-TM может быть установлена на любой асфальтоукладчик. Анализируя данные о пройденном расстоянии, ширине укладки и толщине слоя, можно рассчитать объем расходуемого материала.

MOBA Pave TM измеряет толщину слоя в режиме реального времени

Решение BOMAG, получившее название Asphalt Pro, представляет собой комплексное цифровое приложение для дорожного строительства, которое в реальном времени связывает стройплощадку с асфальтовым заводом и самосвалами. Позволяя пользователям вводить данные из проектной документации, такие как, например, рельеф местности (вводится в систему через модуль САПР) и заданная толщина укладываемого слоя асфальта, приложение вычисляет ежедневный расход материала. Затем приложение рассчитывает количество самосвалов, необходимых для организации непрерывной подачи материала таким образом, чтобы асфальтоукладчик не простаивал.

Благодаря анализу постоянно обновляющейся информации, поступающей от асфальтового завода и самосвалов, включая их местоположение, количество и температуру асфальтобетонной смеси, формируется картина представления о рабочем цикле в течение дня. Например, если самосвал задерживается в пробке, система автоматически подаст сигнал асфальто­укладчику о необходимости замедлить темп работы. По мере выполнения работ на рабочей площадке система сравнивает реальные данные с плановыми показателями и отслеживает расход материалов. В конце рабочего дня на базе подробных данных, отражающих эффективность процессов проекта, формируется отчетная документация.

Система Volvo CE Pave Assist предоставляет в распоряжение оператора эффективный набор цифровых инструментов, включая диспетчер материалов, профилирование температуры и прогнозирование погоды.

Укладчик Ammann AFW 150-2

Гусеничный или колесный?

Несмотря на то, что скорость движения последних моделей гусеничных асфальтоукладчиков немного увеличилась, колесные машины по-прежнему движутся намного быстрее, что дает им преимущества при перемещении на большие расстояния. Колесные асфальтоукладчики предпочтительнее в случаях, когда оператору из-за ограничений по времени необходимо попасть на другой объект очень быстро. Как правило, колесный вариант лучше подходит для городской среды в режиме ремонта картами, где требуется много перемещений, от одной площадки к другой.

Управление колесным укладчиком отличается от управления гусеничным, потому что такая машина поворачивает за счет передних колес, подобно автомобилю. Центр поворота гусеничного асфальтоукладчика с загруженным бункером обычно находится прямо под платформой оператора. Гусеничные асфальтоукладчики хорошо показывают себя на щебне, потому что вес асфальтоукладчика распределен по большей площади, что снижает риск повреждения основания. Эти машины обладают лучшей устойчивостью и обычно могут маневрировать в более узком пространстве, чем колесные асфальтоукладчики.

Чтобы уложиться в жесткий график, асфальтоукладчики эксплуатируются на объектах, как правило, в круглосуточном режиме, и помехой им может быть только дождливая погода. От этой машины, укладывающей асфальтобетонную смесь, главным образом зависит качество будущей дорожной одежды. Если что-то пошло не так, у оператора уже не будет шансов переделать свою работу, поэтому все рабочие процессы должны быть максимально отлажены, а экипаж должен иметь возможность выполнять свою работу с высоким уровнем комфорта.

компании по теме статьи
компании по теме статьи