Hiab

Модернизация и локализация крюковых погрузчиков

Круглый стол
Сегодня проблема обращения с отходами стоит остро как никогда, перейдя в социальную и даже политическую плоскость. Чтобы справиться с авгиевыми конюшнями современного общества потребления, нужен производительный, надежный транспорт, к тому же соответствующий жестким нормам и ограничениям.

Учитывая важность этого сегмента рынка, мы пригласили для обмена мнениями на страницах нашего журнала представителей компаний, занятых производством и реализацией крюковых погрузчиков. В обсуждении приняли участие:
Кирилл Гаркуша, руководитель направления «Крюковые погрузчики» концерна PALFINGER;
Алла Рекалова, заместитель генерального директора ООО «Хиаб РУС»;
Сергей Метелев, технический директор группы компаний KROMANN;
Георгий Чумарин, директор по продажам АО «ХИВА РУСЛАНД».

PALFINGER
Особенности российского рынка крюковых погрузчиков и особенности их эксплуатации. Какие типоразмеры наиболее востребованы и меняется ли структура рынка под влиянием текущей «мусорной» реформы?

К. Гаркуша, PALFINGER: Сегодня к теме вывоза отходов приковано повышенное внимание. Введение института региональных операторов призвано в том числе упорядочить транспортную цепочку от места сбора до места захоронения. Иными словами, отходы должны быть правильно собраны, вовремя вывезены и, пройдя через сортировку, захоронены (или переработаны) там, где это предполагает территориальная схема. И за все это отвечает региональный оператор. Сложно завидовать компаниям, принявшим на себя такую ответственность. Ведь именно они занимаются сейчас построением данной цепочки от контейнерных площадок до полигонов. И все это при низких тарифах и огромных кассовых разрывах.

В это время мы, как производитель оборудования и спецтехники для обращения с отходами, стараемся поддержать наших партнеров всеми возможными способами, подстроиться под их нужды, что подразумевает обязательное наличие качественной техники на складе, лояльную цену, быстрый сервис, возможность получить максимум оборудования у одного поставщика.

Hiab

Тип оборудования остается прежним – это самые популярные отечественные и импортные шасси с крюковыми погрузчиками PALFINGER 5–15–20–26–30 т, ломовозы с самосвальным кузовом и манипулятором PALFINGER, а также стационарные манипуляторы для работы на сортировочных станциях. Поменялась не структура рынка, поменялся принцип работы с нашими партнерами.

А. Рекалова, HIAB: Текущая «мусорная» реформа запустила различные инвенстиционные процессы в отрасли, и это поспособствовало скачку заказов спецтехники для транспортировки отходов, в которых немалую долю занимают крюковые погрузчики. 2018 год стал рекордным за последние пять лет по количеству продаж мультилифтов, первое полугодие 2019 г. также показало высокий спрос на системы сменных кузовов. Надеемся, что и в оставшиеся месяцы сохранится текущая тенденция. Модели Multilift, относящиеся к тяжелой серии, серия Multilft Ultima, для грузовиков с полной массой от 26 до 32 т более востребованы среди наших заказчиков, но существует и большой пласт заказчиков на специальную модель Multilift Optima грузоподъемностью 20 т.

Мультилифт КАМАЗ-4308 полной массой 11,9 т с крюком KROMANN M12S и сменным контейнером 25 м[sup]3 [/sup]для перевозки отходов ПЭТ и макулатуры

С. Метелев, KROMANN: Российский рынок автомобилей с крюковыми погрузчиками растет. В первую очередь за счет крупных региональных операторов по обращению с отходами. В этой нише рынка самый большой спрос на тяжелые автомобили. Для них мы предлагаем готовые транспортные решения на основе 3- и 4-осных магистральных мультилифтов с крюковыми телескопическими погрузчиками KROMANN телескопической тяжелой серии L20(24)S и супертяжелой XL26(30)S, трехосных прицепов и сменных контейнеров объемом до 38 м3 для переброски больших объемов отходов в составе автопоезда на полигоны ТБО.

Развиваются и другие ниши рынка, например, перевозка биологических отходов переработки мяса и птицы в специальных сменных кузовах. В зависимости от объемов отходов используются автомобили полной массой от 7,5 т до 44 т и сменные кузова от 6 до 25 м3. Востребованы в этой нише крюки KROMANN S5S, MS7S, MS8A, M12S облегченной и средней серии для использования на 2-осных шасси. Такие машины с различными типами сменных кузовов и платформ популярны в среде малого бизнеса и рассматриваются ими как многофункциональные.

Г. Чумарин, HYVA: Да, меняется. Увеличивается плечо перевозок и длина контейнеров, соответственно крюковые погрузчики эксплуатируются с прицепами, и повышается спрос на установки с большей монтажной длиной.

Hyva
Наиболее слабые места крюковых погрузчиков, требующие модернизации? Проводила ли ваша фирма модернизацию специально для российского рынка и в чем она заключалась?

К. Гаркуша, PALFINGER: Мы модернизировали погрузчики, выпускаемые PALFINGER в нашей стране, под соответствующие условия работы. Модернизированный погрузчик показывает себя очень хорошо. Мы и, что важнее, наши заказчики рады.

А. Рекалова, HIAB: Слабых мест у оборудования Multilift нет, при разработке оборудования продукции происходит строгое тестирование и анализ всех рисков критических узлов крюкового погрузчика. Применение цельнолитых элементов в зонах повышенной нагрузки обеспечивает долгий и бесперебойный срок эксплуатации. Также уникальный «плавающий режим» рабочих цилиндров снижает нагрузку на шасси грузовика и на саму стальную конструкцию крюкового погрузчика. Некоторые функции, входящие в стандартную комплектацию погрузчика, например, такие как «автоматическая последовательность действий», исключают ошибку оператора при выполнении работ с мультилифтом, тем самым минимизируя риск его поломки. Соответственно никаких специальных разработок, направленных на модернизацию слабых мест крюкового погрузчика, учитывая специфику российского рынка, наша компания не проводила, так как изначально при конструировании учитывала все возможные риски, чтобы получить максимально надежное и безопасное оборудование, что уже 70 лет подтверждается нашей историей и репутацией.

С. Метелев, KROMANN: Термин «слабые места» к нашим погрузчикам не применим. Другое дело – обратная связь с заказчиками. Для нас ценно каждое их замечание, предложение или запрос. Мы их учитываем, анализируем и на этой основе производим конструктивные или технологические усовершенствования при изготовлении крюковых погрузчиков и автомобилей. Считаю, что наиболее «узким» местом в изготовлении подобной техники является нахождение оптимального баланса между требованиями заказчика и установленными законодательством ограничениями на основе доступных шасси и имеющейся в арсенале линейки крюковых погрузчиков. В готовом решении должны быть максимально реализованы технические особенности и преимущества каждого компонента: шасси, крюка и контейнера. В этом случае каждый вложенный рубль будет работать эффективно.

Мультилифт КАМАЗ-65115 полной массой 25,2 т с крюком KROMANN ML16S и контейнером 27м[sup]3 [/sup] – соответствует разрешенным законодательством осевым нагрузкам

Специалистами KROMANN была проведена большая работа с конструкторскими службами заводов-изготовителей. Были оптимизированы технические характеристики: рабочая и монтажная длина, кинематика работы, параметры гидравлической системы и компонентов, определяющие грузоподъемность, управление, защиту и блокировки, базовая комплектация. В некоторых моделях в базовое исполнение включены универсальные переставные фиксаторы, которые могут блокировать контейнер снаружи или изнутри; режим «плавный стоп», автоматическое открытие замков контейнера при движении его назад и многое другое. Линейка крюковых погрузчиков KROMANN адаптирована под наиболее популярные и доступные на российском рынке автомобильные шасси. Итог этой работы – готовые решения KROMANN для различных задач заказчиков.

Г. Чумарин, HYVA: С 2007 г. по сегодняшний день HYVA является лидером по поставкам крюковых погрузчиков в России и заслужила отличную репутацию во многом благодаря простой и надежной конструкции, в основе которой лежат прочная рама и отсутствие какой-либо электроники – только гидравлика и пневматика. Таким образом, специально проводить модернизацию под российские условия не было необходимости.

Однако HYVA регулярно проводит модернизацию, и в 2013 г. мы начали поставлять на российский рынок крюковые погрузчики нового поколения TITAN, которые отличают высокая скорость работы, низкий собственный вес и быстрый и простой монтаж.

PALFINGER
Какие шасси предпочтительнее для крюковых погрузчиков и от чего зависит выбор шасси? Насколько актуальны для наших заказчиков шасси с двигателями на газе, с электрическим приводом?

К. Гаркуша, PAL­FINGER: Выбор шасси зависит от заказчика: его задач, финансовых возможностей, существующего парка, а иногда от предпочтений той или иной марки и модели. Широчайшая линейка оборудования, которую мы поставляем, а также долгое и успешное сотрудничество с производителями шасси позволяют нам подобрать наиболее эффективный вариант для заказчиков.

А. Рекалова, HIAB: Крюковой погрузчик может быть установлен на любое шасси, в зависимости от его грузоподъемности и монтажной длины. Возможность монтажа той или иной модели осуществляется с помощью специальных программ, где учитываются все параметры: грузоподъемность шасси, вес крюка, рабочая длина, а также остаточные нагрузки на оси при работе крюкового погрузчика. Выбор шасси во многом зависит от возможности и пожеланий заказчика, рекомендации нашей компании заключаются только в подборе модели к уже выбранному автомобилю.

Hiab

Как уже было сказано выше, учитывая тот факт, что наибольшей популярностью пользуются крюковые погрузчики тяжелой серии, то в основном их ставят на 3- и 4-осные грузовики с полной массой от 26 до 32 т. Одно из новых решений, которое мы недавно представили вместе с компанией Volvo Trucks, – модель Multilift грузоподъемностью 30 т на шасси Volvo FMX 8х4 Tridem. Подруливающая задняя ось плюс меньшая колесная база по сравнению с 3-осной моделью при той же габаритной длине обеспечивают автомобилю высокую маневренность в стесненных условиях. Если брать классическую Volvo FMX 8x4, у которой две управляемые оси впереди и две ведущие сзади, у Tridem меньше радиус поворота и более эффективное распределение нагрузки по осям, в результате чего мы получаем значительно увеличенную легальную грузоподъемность.

С. Метелев, KROMANN: Согласен с коллегами, что выбор шасси зависит от предпочтений и финансов заказчиков. Но если исходить из жесткого контроля разрешенных осевых нагрузок на дорогу, объема первоначальных инвестиций и эффективности, то многие заказчики отдают предпочтение шасси КАМАЗ-65115 полной массой 25 т. Готовое решение KROMANN на этом шасси с крюком ML16S и контейнером объемом 27 м3 – оптимальный вариант для малого бизнеса.

Представитель нового модельного ряда КАМАЗ-65207 полной массой 26 т, оснащенный крюком KROMANN L20S.62.6-IT, – типичный магистральный мультилифт, способный в пределах разрешенных осевых нагрузок в составе автопоезда перебрасывать на большие расстояния единовременно до 78 м3 отходов. Применение заказчиками шасси на газомоторном топливе зависит от наличия на них субсидий. Наличие кассет с газом за кабиной уменьшает рабочее пространство для монтажа оборудования и сокращает объем применяемого сменного контейнера. Эти факторы ограничивают использование крюковых погрузчиков, хотя для таких шасси КАМАЗ-65115 готовые решения в нашем арсенале имеются.

Г. Чумарин, HYVA: Все зависит от требований заказчика, условий эксплуатации, плеча, контейнеров и т. д., и часто мы сталкиваемся с абсолютно противоположным мнением при одних и тех же условиях эксплуатации. Но все же большая часть крюковых погрузчиков устанавливается на шасси 6х4 и в меньшей степени на 8х4.

Hyva
Локализация производства крюковых погрузчиков. Насколько оправданна, сложна локализация, какие компоненты поддаются локализации, а какие не могут быть локализованы?

К. Гаркуша, PALFINGER: Локализация производства крюковых погрузчиков PALFINGER на заводе «Велмаш» полностью себя оправдала. Она позволяет нам быть гибкими в производстве и ценовой политике, от чего напрямую выигрывает заказчик, получающий то, что ему нужно в необходимые сроки и по очень хорошей цене.

Безусловно локализация – сложный и длительный процесс. Было необходимо отточить до мелочей всю технологическую цепочку производства погрузчика. Требовались определенные финансовые затраты на техническое переоснащение, на поиск поставщиков необходимых для производства материалов. К сожалению, не все компоненты, важные для качественной работы оборудования, производят в России. Например, гидроаппаратура по-прежнему импортная. И это требование рынка, требование заказчиков.

Для того чтобы пройти весь этот путь, мы затратили много времени и сил. Мы рады, что хорошим завершением стала модернизированная версия погрузчиков PALFINGER.

А. Рекалова, HIAB: Для нас этот вопрос не актуален. Исторически завод по производству крюковых погрузчиков Multilift находится в Финляндии, который и стал первым заводом, запатентовавшим систему сменных кузовов, надеемся, что ничего в будущем не изменится. Логистика в Россию из пограничной страны не вызывает больших трудностей, а качество оборудования из года в год только повышается, что позволяет нам уверенно поставлять его на наш рынок, несмотря на стоимость и дополнительные издержки, связанные с ввозом иностранной техники на территорию России.

Мультилифт КАМАЗ-65207 нового модельного ряда – перспективный магистральный мультилифт с крюком KROMANN L20S

С. Метелев, KROMANN: Крюковые погрузчики KROMANN полностью изготавливаются нашими европейскими заводами – партнерами в Италии и Польше. Контролировать качество продукции эффективнее, когда центр ответственности находится в одном месте. Изготовление крепежных элементов и монтаж оборудования на шасси производятся в России в нашем монтажном центре «МЦ КРОМАНН Сервис» в г. Бор, сменные кузова производятся там же.

Г. Чумарин, HYVA: Локализация оправданна, однако это сложный и долгий процесс, важно сохранить качество и надежность. Довольно сложно будет локализовать с сохранением качества гидроцилиндры и гидравлическое оборудование. Сегодня намного большим спросом пользуются установки европейского производства.

Есть ли перспективы у производства спецтехники по лицензиям зарубежных производителей?

К. Гаркуша, PALFINGER: Заказчик выигрывает от такого производства, получая продукт быстро, качественно, недорого. А значит, и перспектива есть.

Опять же, это отношение производителя к стране, где он не просто хочет получать прибыль, а вносить вклад в развитие России.

С. Метелев, KROMANN: Возможно, для крупного и среднего бизнеса перспективы есть. А вот для малого бизнеса этот уровень экономического роста в стране пока недостаточен и существует высокий уровень рисков. Да, и поддержка государства производителя из среды малого бизнеса пока не ощущается на деле.

PALFINGER
Назовите наиболее перспективные, по вашему мнению, направления развития крюковых погрузчиков для российского рынка?

К. Гаркуша, PALFINGER: Самым перспективным направлением остается отрасль обращения с отходами, но мы также видим определенную перспективу и в дорожно-строительной отрасли.

А. Рекалова, HIAB: Учитывая тот факт, что региональные операторы, помимо транспортировки и утилизации отходов, активно работают и в сфере их сортировки и переработки, что означает развитие инфраструктуры отрасли в целом, а следовательно, и потребность в ее обеспечении, мы надеемся, что спецтранспорт в любом случае будет закупаться. Скорее всего, не произойдет скачкообразного роста, но даже стабильные заказы, учитывая рост отрасли, позволят нам чувствовать себя заметными игроками на этом рынке. Есть вероятность, что больше внимания будут уделять безопасности операторов и функциям, которые могут эту безопасность обеспечить. Клиенты, которые очень часто используют погрузчик в самосвальном режиме, будут обращать внимание на скорость работы оборудования. Компания HIAB в таком случае сможет предложить не только качественный погрузчик, но еще и отвечающий всем требованиям и пожеланиям заказчика. При заказе новой серии Mutilift Ultima клиент даже в процессе эксплуатации может дооснастить спецтехнику дополнительными функциями и опциями, чтобы сделать ее работу еще более эффективной.

С. Метелев, KROMANN: Соглашусь с коллегами, что сегодня обращение с отходами – наиболее перспективная ниша. Но мы также чувствуем спрос со стороны малого бизнеса на мультилифты в качестве многофункциональных автомобилей и потому разрабатываем и предлагаем нашим заказчикам различные варианты сменных кузовов и надстроек. Благодаря широкой линейке крюковых погрузчиков и сменных кузовов KROMANN мы можем спроектировать и удовлетворить практически любой запрос наших заказчиков.

Г. Чумарин, HYVA: Использование крюковых погрузчиков не ограничивается только лишь транспортировкой отходов и лома. Крюковой погрузчик может применяться и с самосвальной платформой (в Европе это довольно распространено), и для перевозки, например, вакуумных бочек, и для эксплуатации различного коммунального оборудования, например, поливальных установок.

Hyva
Какие положения российского законодательства помогают/ мешают развитию рынка крюковых погрузчиков в России?

К. Гаркуша, PALFINGER: Пожалуй, ничего нового я не скажу, проблемы те же, что и везде, где используется грузовой транспорт: ограничения нагрузки на ось, налоги. Правда, недавно в сети была информация, что, возможно, для региональных операторов сделают определенные послабления. Думаю, такие послабления могли бы придать импульс машиностроению, и в первую очередь производству мусоровозов и крюковых погрузчиков. Да и тяжелую жизнь компаний, работающих в коммунальной отрасли, это хоть немного бы облегчило.

А. Рекалова, HIAB: Поправки, внесенные в законодательство в 2015 г. «О правилах перевозок грузовым транспортом», сильно ужесточили наказания для перевозчиков за превышение легальных нагрузок, грузоподъемность без превышения разрешенных осевых нагрузок стала одним их основных критериев при выборе грузовика. Большое внимание уделяют и весу комплектного оборудования, чтобы выиграть даже несколько сотен килограммов. Все чаще стали смотреть на этот параметр при выборе крюкового погрузчика, и здесь компании, которые используют высокопрочную, но при этом более легкую сталь, имеют большое преимущество. Изучение вопроса увеличения легальной массы автомобиля позволило появиться таким решениям, как Volvo FMX 8x4 c HIAB Multilift 30S.

С. Метелев, KROMANN: Жесткий контроль осевых нагрузок и серьезные наказания перевозчиков за превышение ограничивают применение трехосных шасси полной массой свыше 32 т. В то же время существующие машины КАМАЗ-65115 полной массой 25 т имеют слабую переднюю ось – 6 т при разрешенной нагрузке 9 т. Наверно, это должно быть стимулом для совершенствования автопроизводителей в этой нише. Ждем от них решений, а линейка крюков KROMANN ML16(18)S обеспечит потребность в оборудовании для таких машин.

 

Мы благодарим наших гостей за активное обсуждение тем дискуссии, посвященной крюковым погрузчикам и их роли в обращении с отходами. Надеемся, что обмен мнениями получился продуктивным и будет интересен нашим читателям.

Круглый стол провел Л. Малютин
компании по теме статьи
компании по теме статьи