Автобетоносмесители на «СТТ-2015»

С. Красовский, фото автора

На выставке «СТТ» неизменно присутствует бетоносмесительная техника из разных стран. Сегодня в фокусе нашего внимания автобетоносмесители.

Рыночная ситуация внесла свои коррективы в наполнение центральной выставки специальной и строительной техники в России. Многие участники, которые были завсегдатаями «СТТ», в этом году решили взять паузу. Однако даже такой расклад дел не дал повода для уныния – представленных автобетоносмесителей было достаточно, чтобы удовлетворить покупателей с различными запросами и бюджетом. Так, неплохим спросом в непростых экономических условиях пользовалась отечественная техника, главным козырем которой стала ее невысокая относительно импортных аналогов стоимость.

Одной из таких привлекательных для эксплуатирующих организаций машин стал представленный на стенде КАМАЗа автобетоносмеситель Туймазинского завода автобетоносмесителей модели 58142V на шасси КамАЗ–65201 8х4. Данное шасси, в частности, привлекает современным, надежным, экономичным дизельным двигателем Cummins мощностью 390 л.с., который соответствует актуальному для России экологическому классу Euro 4. Примечательно, что привод смесительного барабана осуществляется от двигателя шасси с отбором мощности через КОМ. Как показывает практика, привод установки от двигателя шасси значительно уменьшает расходы топлива, масла и затраты на техническое обслуживание машины. Кроме того, снижается общий уровень шума. Конструкторы для повышения надежности машины применили в конструкции ряд импортных узлов и агрегатов от ведущих европейских и, что особенно приятно, отечественных производителей. Так, планетарный редуктор с высоким запасом по крутящему моменту выбирается из линейки компаний ZF (Германия) и PMP (Италия).

Что касается такого ответственного узла, как маслоохладитель, то в зависимости от комплектации может использоваться агрегат со встроенным электровентилятором и масляным фильтром от компаний AKG Thermotechnik International GmbH&Co.KG (Германия) или Oesse S.r.l (Италия). А вот гидростатическая трансмиссия ГСТ-112 взята из продукции такого уважаемого российского производителя, как PSM Hydraulics. В качестве полезного дополнения возможна установка блока электронного управления скоростью вращения барабана смесителя независимо от оборотов дизеля. Среди важных опций отметим систему централизованной смазки опорных роликов и агрегат для обогрева водобака от бортовой сети шасси (напряжение 24 В). Компаниям, работающим в холодных регионах России, можно обратить внимание на так называемый «зимний опционный пакет», с которым обеспечивается работоспособность установки и защита бетонной смеси при низких (до –40 °С) температурах окружающего воздуха.

Интересным предложением на российском рынке стали автобетоносмесители, представленные компанией «Колуман Рус». Так, спецмашина КСМ-10, собранная на шасси 4-осного Mercedes-Benz Axor, оснащается смесительным барабаном емкостью 10 м3 (геометрическая емкость 16 500 л). Привод установки состоит из гидравлического насоса и гидромотора Eaton, редуктора Tramsmital 577S, а крутящий момент передается от коробки отбора мощности. Скорость вращения смесительного барабана составляет 14 об/мин. В систему встроен охладитель AKG 24V. По желанию заказчика машина может комплектоваться водяными баками объемом 650 или 1000 л. Водяной насос с приводом от редуктора обеспечивает производительность 300 л/мин (3,5 бар).

Конкуренцию отечественной (собранной из импортных комплектующих в РФ) технике по цене составляет продукция, поступающая в Россию с азиатского рынка, который во взаиморасчетах привязан к более дешевому доллару, а не к евро. Так, посетители проявляли интерес к представленному на стенде Zoomlion 10-кубовому автобетоносмесителю на шасси грузовика Shacman с колесной формулой 6х4. Машина оснащается 6-цилиндровым рядным дизелем стандарта Euro 4. С рабочего объема 9,7 л снимается мощность 247 кВт. Значение крутящего момента составляет 1500 Н.м в вилке оборотов 1200–1500 об/мин. Что касается бетоносместительной установки, то, отметим, что геометрический объем смесительного барабана, который расположен под наклоном 12°, составляет 17,3 м3. В приводе использована гидравлическая система закрытого типа, а емкость бака для воды равна 450 л.

Другим не менее интересным представителем автобетоносмесительной техники, присутствующей на стендах, стала спецмашина FAW 5250, оснащенная 10-кубовым смесительным барабаном. За основу автобетоносмесителя был взят грузовик с колесной формулой 6х4. Силовой агрегат объемом 8,6 л и мощностью 370 л.с. соответствует стандарту Euro 4. Он агрегатируется с механической коробкой передач FAW (10 передач переднего и 2 заднего хода) или FAST (12 переднего и 2 заднего хода). Автобетоносмеситель комплектуется цельнометаллической двухместной кабиной со спальным местом.

Следующим заслуживающим внимания экспонатом выставки в сегменте автобетоносмесителей стала спецмашина V7G от Sinotruk, собранная на 3-осном шасси. Ее отличительной особенностью является комфортная кабина с двумя спальными местами.

Не обошли вниманием выставку и ведущие европейские производители. Так, выставленная на суд посетителей спецмашина Stetter AM-10 на 4-осном шасси Volvo FMX имела 10-кубовый смесительный барабан. При этом, как отмечали специалисты компании, вес стандартного бетоносмесителя (10 м3) составляет 4050 кг, что практически на 400 кг легче, чем у ряда конкурентов. Среди конструктивных особенностей установки отметим изготовленные из особого сорта износостойкой, прошедшей закалку стали (твердость по Бринеллю около 500 НВ) смесительные спирали. Сварные швы имеют особую защиту от истирания и скопления материала. Среди интересных технических решений отметим систему Smart Control, которая предназначена для управления процессом смешивания и регулировки частоты вращения смесительного барабана. Благодаря «умной электронике» удается снизить расход топлива, уменьшить износ барабана и уровень генерируемого установкой шума, что очень актуально при работе техники в черте города. Управление функциями осуществляется с помощью мембранной клавиатуры. Данные о текущей частоте вращения смесительного барабана, количестве отработанных установкой моточасов и указания по техническому обслуживанию автобетоносмесителя выводятся на двухстрочное текстовое поле монитора.

На стенде компании Liebherr был представлен автобетоносмеситель НТМ 804 на 3-осном шасси Volvo FMX. Примечательно, что рассматриваемый смеситель имеет приличный запас по емкости. Так, если заявленная номинальная емкость равна 8 м3, то фактическая составляет 9,1 м3. Сам смеситель изготовлен из специальной стали LH 37, которая была разработана совместно с компанией ThyssenKrupp AG. Следующей особенностью спецмашины является применение для изготовления надрамника установки стали S500, из которой выполнена и рама шасси. Использование одинаковых материалов позволило обеспечить максимально прочное соединение деталей, которые имеют одинаковый коэффициент термического расширения. Не трудно заметить, что надрамник, изготовленный точно по профилю рамы шасси, частично вмещает в себя бочку. Это позволило снизить центр тяжести машины и сделать ее более устойчивой, что очень важно при движении автобетоносмесителя по магистралям и преодолении необустроенных участков подъездных путей к строящемуся объекту.

Из оборудования, изготавливаемого европейскими производителями спецтехники, отметим также бетоносмеситель CIFA SL10, смонтированный на шасси MAN TGS. Смеситель имеет номинальную и геометрическую емкость 10 и 16,2 м3 соответственно. Скорость вращения барабана составляет 14 об/мин. Установка комплектуется насосом производительностью 560  л/мин. Объем бака для воды составляет 600 л. В зависимости от схемы привода крутящий момент может отбираться как от КОМ, так и от автономного двигателя. Какой из приводов предпочесть, инженеры компании-надстройщика решают в каждом конкретном случае отдельно. У каждой схемы привода есть как свои достоинства, так и недостатки.