Положительные тенденции налицо

Российские автокраностроители уверенно смотрят в будущее

Программы по импортозамещению развернулись в стране относительно недавно. К сожалению, мнение о том, что все импортное лучше, а в России качественные машины и оборудование создать не могут, глубоко укоренилось в обществе. Об отечественных автокранах, не уступающих по качеству продукции европейских производителей, пойдет речь в этой статье.

О рынке ПТО в двух словах

Производство подъемно-транспортного оборудования является наиболее крупным сегментом машиностроения. Примерно 10% всего мирового объема продукции машиностроения имеет отношение к ПТО.

В строительной отрасли основным типом стреловых кранов являются башенные краны. Кроме стреловых выделяют специальные поворотные краны, часто используемые в портах при ремонте и строительстве кораблей либо для монтажа бурового оборудования в море. Существует также класс специальных кранов, к которому относятся, например, летающие краны-вертолеты, используемые в самых труднодоступных местах.

Сегодня многие краностроительные предприятия в стране, созданные еще в советские времена, прекратили свое существование: обанкротились, изменили профиль. В результате, если говорить о башенных кранах, рынок во многом насыщают зарубежные поставщики. Около 2/3 приобретаемого Россией промышленного оборудования – крановое. Уже традиционно многие годы импортные поставки в этой области контролируют предприятия Германии, Китая, Италии, Японии, Ю. Кореи. Объемы импортных поставок ПТО в страны ЕАЭС, т. е. в Россию, Беларусь и Казахстан, постоянно превышают экспорт аналогичной продукции из ЕАЭС в третьи страны, причем соотношение объемов колеблется, но уже не один год находится в двадцатикратном диапазоне.

Китайские автокраны Sunward SWRT-55 г/п 55 т предназначены для работы на пересеченной местности, они популярны у наших нефтяников и газовиков

Имеющиеся «слабые места» в российском краностроении, а именно не всегда должное качество, морально устаревшие конструкции, а также отсутствие до недавнего времени моделей большой грузоподъемности, активно используют зарубежные, особенно китайские, поставщики.

Да, рынок автокранов высокой грузоподъемности (г/п) довольно специфичен, здесь массовости ожидать сложно. Но с ростом объемов строительства неуклонно возрастает и потребность в подобных машинах. Китайские автокраны сего­дня продаются в Европе, Африке, США. И если раньше решающим фактором при выборе являлась цена, то теперь к этому аргументу добавляется и признание качества продукции. Автокраны компаний XCMG, Sany, Zoomlion, North Traffic и Sunward по своим характеристикам и возможностям порой не отличается от лучших европейских или американских моделей.

В лидерах импортных поставок автокранов последних лет неоднократно оказывалась компания XCMG, предлагающая автокраны г/п от 16 до 500 т. В группу ведущих поставщиков входят также китайские компании Zoomlion и Sany, пытающиеся вытеснить со своих позиций давно работающий на нашем рынке немецкий концерн Liebherr.

Модель автокрана QAY500 г/п 500 т с 84-метровой стрелой – самая мощная в модельном ряду китайской компании XCMG

Производство российских автокранов: уверенные шаги вперед

В сегменте выпуска автокранов эксперты отмечают положительные тенденции: импорт не только не прогрессирует, но даже не является частым явлением. Статистика говорит о том, что импорт автокранов на нашем рынке не превышает 15–17%, это значительно ниже, скажем, уровня импортных поставок башенных кранов, да и спецтехники вообще.

В настоящее время картину нашего рынка автокранов определяют современные машины марок «Галичанин», «Клинцы», «Ивановец» и «Челябинец».

Надо отметить, что одним из факторов, влияющим на выбор отечественного покупателя в пользу российских мобильных кранов, является то, что крановые надстройки наших автокранов монтируют на шасси КАМАЗ, МАЗ, УРАЛ и другие. Использование серийных шасси, безусловно, упрощает и ускоряет как проведение планового ТО, так и выполнение ремонтов, плановых или непредвиденных.

Одной из последних разработок АО «КАЗ» стала облегченная версия 40-тонного крана КС-65719-ХК-1 с «овоидной» стрелой и 9-метровым гуськом

Но с другой стороны, специальные колесные шасси с интегрированной опорно-ходовой рамой позволили бы нашим краностроителям значительно увеличить грузоподъемность. Стандартные же шасси ограничивают возможности по наращиванию грузоподъемности и установке стрел большой длины.

Ивановский машиностроительный завод «АВТОКРАН» (ООО «ИМЗ АВТОКРАН») возобновил работу в мае 2017 года и показывает рост производства автокранов под брендом «Ивановец». В 2018 году на выставке bauma СТТ завод продемонстрировал результаты работы над весовым совершенством кранов. Бесспорными преимуществами ИМЗ «Автокран» являются старейшая в России конструкторская школа, уже более 60 лет специализирующаяся на автомобильных кранах, и уникальная, полностью роботизированная линия по производству подлинно овоидных стрел. Эти преимущества позволили создать краны с 4-секционной стрелой длиной свыше 30 м, которые вписываются по осевым нагрузкам в требования Правил Перевозки грузов без необходимости демонтировать противовес или другие элементы конструкции автокрана (например, опоры). В данный момент такого решения на шасси 6х6 нет у других производителей. К тому же кран «Ивановец» на шасси 6х4 позволяет перевозить на борту и гусек (общая высота подъема превышает 40 м), а также устанавливать все опции, такие как механизм наклона кабины крановщика.

Расширяя ассортимент, специалисты АО»КАЗ» освоили выпуск автогидроподъемников «Клинцы» на шасси КАМАЗ-43118

Продуктовый ряд ООО «ИМЗ АВТОКРАН» состоит из нескольких серий, соответствующих задачам потребителей:

 

КС-16 - классические 16-тонные краны с 3-секционной стрелой 18 м на шасси 4х2 или 6х6,  КАМАЗ или УРАЛ или МАЗ. Эти краны до сих пор востребованы на рынке.

АК-16 - современные краны с 3-секционной стрелой 23 м, формально 16-тонные, хотя по грузовому моменту они гораздо ближе к 25-тонному классу, выпускаются по заказу на шасси 6х6 КАМАЗ или УРАЛ.

КС-25 - классический бестселлер уже долгие годы. Бюджетный 25-тонный кран, с 3-секционной стрелой 21 м, на шасси 6х6 или 6х4 любых марок (КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ). Все модели Евро-5 полностью соответствуют требованиям по осевым нагрузкам, в том числе при перевозке гуська.

АК-25 - современный кран 25-тонного класса. 4-секционная стрела длиной 31 м, высокий грузовой момент (85 тм), комфортабельная кабина, опции – ЭПСУ, наклон кабины. Любое шасси 6х4 или 6х6 (КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ), на шасси 6х4 Евро-5 краны полностью выполняют требования по осевым нагрузкам, в том числе при перевозке гуська. На шасси 6х6 Евро-5 серийные машины выполняют требования ТР ТС.

Бульдог - уникальный кран класса 25 тонн на шасси 4х2 КАМАЗ, полностью соответствующий всем требованиям по осевым нагрузкам. 3-секционная стрела 21 м, грузовой момент 80 тм. Ни у кого из конкурентов нет подобного автокрана.

АК-35/40 - флагманская серия кранов классов 35 и 40 тонн. Краны устанавливаются на 4-осные шасси КАМАЗ 8х4 или 8х8. Стрелы 4- или 5-секционные, длиной до 38 м (с гуськом – 46 м).

Новое поколение автокранов ЧЕЛЯБИНЕЦ «Серия плюс» работает с грузами от 16 до 50 т, причем зона действия охватывает 360°, стрелы имеют «овоидный» профиль

Новое поколение автокранов ЧЕЛЯБИНЕЦ «Серия плюс» запущено в серийное производство в прошлом году «Челябинским механическим заводом». Модели серии не отличаются уникальной грузоподъемностью, это краны, работающие с грузами от 16 до 50 т. Но в то же время «Серия плюс» – это зоны работы 270 и 360°, это стрелы с овоидным профилем, это поворотные рамы оригинальной конструкции, прочные и легкие нижние рамы. При анализе объемов производства последних лет прослеживается тенденция на ЧМЗ к увеличению выпуска автокранов именно повышенной г/п 40 и 50 т.

Еще одним направлением, активно развиваемым на ЧМЗ, является выпуск автокранов на базе шасси, работающих на газомоторном топливе. Первой моделью, прошедшей успешные испытания, стал автокран КС-55732 г/п 25 т. Одной заправки метаном объемом 252 м3достаточно для 12-часовой работы этой машины в крановом режиме. В 2018 г. запланировано запустить в серийное производство кран г/п 16 т с длиной стрелы 19 м, установленный на шасси с метановым двигателем, а также продолжить выпуск 25-тонников со стрелами длиной 21,7 и 28,1 м, шасси которых также работают на газе.

Для своих большегрузных кранов на ГАКЗ приобретают специальные крановые шасси МЗКТ-700600 с колесной формулой 8х4

Группа компаний «Кудесник», в которую входят АО «Клинцовский автокрановый завод» и АО «Галичский автокрановый завод», продолжает занимать лидирующее место в производстве кранов в Российской Федерации. В I квартале 2018 г. оба завода совместно изготовили 290 кранов, это 66% от всего объема выпущенных кранов в России.

АО «КАЗ» выпустил за I квартал этого года 142 автокрана. Предприятие, особенно в последние годы, уделяет большое внимание расширению ассортимента выпускаемой спецтехники. Сегодня КАЗ предлагает модели кранов-манипуляторов, установку для завинчивания свай, буровую установку, модели автогидроподъемников, гусеничные краны. Тем не менее о работе конструкторов КАЗ в направлении увеличения грузоподъемности автокранов «Клинцы» говорит тот факт, что последней разработкой заводчан стала облегченная версия 40-тонного крана КС-65719-ХК-1.

При разработке предыдущего автокрана г/п 40 т мод. КС-65719-1К-1, а в линейке всего пять 40-тонных моделей, основной своей задачей конструкторы КАЗ видели уменьшение длины стрелы в транспортном положении с сохранением оптимальных грузовысотных характеристик, что требовалось для решения проблемы габаритов крана. И задачу они выполнили, была использована оригинальная конструкция стрелы, все секции которой движутся одновременно под воздействием одного гидроцилиндра. Конструкторам даже удалось снизить массу машины, не изменив грузоподъемности.

В 2013 г. при участии компании Tadano специалистами ГАКЗ был собран автокран КС-99713 г/п 110 т

В новой мод. КС-65719-ХК-1 применена стрела овоидного профиля, признанного сего­дня одним из наиболее перспективных среди профилей крановых стрел. Длина стрелы этого крана – 31 м, но имеется и 9-метровый решетчатый гусек, меняющий углы наклона 0; 20 и 40°. Конструкция стрелы помогла достичь основной цели разработчиков – снизить массу модели. А для желающих дополнительно уменьшить массу крана заводчане предлагают стальную облицовку крановой установки поменять на алюминиевую, но за дополнительную плату. Много усилий при проектировании новой модели было уделено улучшению условий труда оператора: в кабине хорошая эргономика, использован новый, усовершенствованный блок управления, покупателям предлагается на выбор электропропорциональная либо рычажная система управления. Опорный контур «облегченного» крана увеличен до 5,4х6,1 м, а зона работы охватывает 360°.

«Галичский автокрановый завод» до 2000 г. не производил автокраны г/п свыше 30 т. Но начало нового века стало неким стартом для «Галичанина»: завод выпустил сначала мод. КС-55715 на базе КАМАЗ-53229, рассчитанную на подъем грузов до 30 т. А в 2001 г. был испытан и запущен в серийное производство автокран КС-55721 г/п 36 т. Этот кран ГАКЗ монтировал на шасси КАМАЗ-6540. Сегодня все модели автокранов «Галичанин» г/п свыше 25 т оснащаются стрелами овоидного профиля.

Модель крана ГАЛИЧАНИН КС-85713 г/п 100 т – разработка отечественных конструкторов, хотя и монтируется на шасси автомобильного типа Volvo FM380 (10х4)

Для своих большегрузных кранов ГАКЗ приобретает шасси на МЗКТ. Специальное крановое шасси МЗКТ-700600 с колесной формулой 8х4 было разработано специально для производства 60-тонных автокранов «ГАЛИЧАНИН». Сегодня МЗКТ поставляет для монтажа «60-тонников» шасси мод. 750110-120 (8х4), имеющие еще большую несущую способность. Также на ГАКЗ используют для этих автокранов и шасси Volvo FM (8x4).

Надо признать, что модели автокранов «ГАЛИЧАНИН» г/п 70 и 100 т по качеству приближаются к лучшим европейским аналогам. Все три модели «70-тонников» отличаются маневренностью, надежностью, простотой управления и обслуживания. Овоидную 42-метровую стрелу продолжает 15-метровый гусек, устанавливаемый под углом 0; 15 и 30° относительно оси стрелы. В гидросистеме машин используются комплектующие немецкой фирмы Hydac, ограничитель нагрузки поставляет немецкая компания Hirshmann, отопитель-кондиционер от Webasto обеспечивает круглогодично комфортную температуру в кабине оператора.

Защиту крана от перегрузки и опрокидывания специалисты ГАКЗ доверили прибору безопасности ОНК-SD-180 Арзамасского электромеханического завода

Особо следует сказать об интеллектуальной системе управления. Управление всеми важными функциями осуществляется посредством джойстиков, роллеров управления или кнопок, расположенных на этих же джойстиках. Благодаря модульной архитектуре системы управления «ГАЛИЧАНИН H&H» заказчик может выбирать различные схемные решения управления электрической и гидравлической частями, причем разного уровня сложности: от наиболее сложного и многофункционального уровня (High-End) до среднего (Mid-Range) или же наиболее простого и экономичного (Economic Control). При включении система «ГАЛИЧАНИН H&H» производит самотестирование, а затем при работе крана на мониторе постоянно отображаются параметры работы машины. Автоматически в запоминающем устройстве фиксируется информация: масса груза на крюке, вылет стрелы крана, угол поворота поворотной части крана, кратность запасовки грузового каната и т. д.

В едином комплексе с системой управления краном работает система управления приводным двигателем. Управление работой двигателя происходит автоматически при изменении оператором характера выполняемых крановых операций, на мониторе оператор видит все основные параметры работы дизеля.

Стотонная модель «ГАЛИЧАНИНа» предлагается также в двух вариантах – с базовым шасси 10х4, разработанным МЗКТ, и с шасси автомобильного типа Volvo FM380 (10x4).

В 2013 г. при участии компании Tadano специалистами ГАКЗ был собран автокран КС-99713 г/п 110 т. Это пока единственный пример выпуска крана такой грузоподъемности на российском предприятии. Но хотя кран и именовался «ГАЛИЧАНИН», по сути, была произведена крупноузловая сборка крана Tadano 110G-5.

А вот мод. КС-85713 и КС-85713-2 г/п 100 т являются разработкой отечественных конструкторов, хотя и импортных узлов в машинах используется немало. Металлоконструкции крановой надстройки и 5-секционная телескопическая стрела изготавливаются из сталей Weldox и Domex, поставляемых шведской компанией SSAB. В поворотной части крановой установки использован дизель-гидравлический двигатель Volvo TAD 541 VE, оснащенный системами пуска, охлаждения, отвода отработавших газов, воздухоочистки, подачи топлива с помощью оборудования фирмы Bosch Rexroth. Использование системы автоматической регулировки производительности гидропривода в зависимости от нагрузки LUDV-system значительно снижает выделение тепла, уменьшает потери давления в системе, обеспечивает энергосбережение до 30%, по сравнению с работой гидропривода без LUDV-system. Кроме перечисленных брендов, надежную работу механизмов крановой установки гарантируют редукторы планетарного типа в механизмах подъема груза и поворота крана, а также дисковые тормоза таких фирм, как Siebenhaar и Zollern, использование систем централизованной смазки Beka Max, кондиционеров Webasto в кабине.

Защиту крана от перегрузки и опрокидывания специалисты ГАКЗ «доверили» прибору без­опасности Арзамасского электромеханического завода. В прибор безопасности встроен блок с телеметрической памятью, еще называемый «черным ящиком», а также модуль защиты крана от опасного напряжения, который необходим при выполнении работ около ЛЭП. Арзамасский прибор уже используется в других моделях ГАКЗ и зарекомендовал себя отлично.

Стреловой кран КС-84713-2 г/п  100 т монтируется на  шасси МЗКТ-740001 (10х4) и  предназначен для погрузочно-разгрузочных и  строительно-монтажных работ
 

Итак, как мы видим, отечественный рынок автомобильных кранов успешно растет, появляются модели кранов повышенной грузоподъемности, от 40 до 100 т. Этот сегмент пользуется у российских покупателей большим спросом, ведь подобный кран может заменить на стройплощадке сразу два, а иногда и три 25-тонных автокрана. В некоторых же случаях кран большой грузоподъемности заменить вообще ничем невозможно.

компании по теме статьи
компании по теме статьи