Белоручек просят не беспокоиться (Часть 1)

Как мыть строительную технику и оборудование с помощью мойки высокого давления

Очистка строительного оборудования и машин от грязи – сложная комплексная задача. Содержание строительной техники и оборудования в чистоте – это важный фактор поддержания ее работоспособности. Кроме того, тот, кто постоянно содержит свои машины в чистоте, имеет больше шансов обнаружить признаки неисправностей до того, как они превратятся в серьезные проблемы. Обычные методы очистки и мойки не дают возможности поддерживать строительную технику в оптимально чистом состоянии. Эффективно очищать дорогую и громоздкую строительную технику от загрязнений, которые «не берет» простая вода даже с химическими моющими средствами, помогут современные моечные установки высокого давления (ВД).

Как работает мойка ВД

Для того чтобы эффективно использовать моечную установку ВД, нужно понимать, как она отмывает загрязнения. Чтобы отделить загрязнения от очищаемой поверхности мойки ВД, используют ударное действие водяной струи. Чем выше давление, с которым подается струя, тем больше кинетическая энергия ударного воздействия. Загрязнения, отделенные от поверхности механическим способом, смываются затем потоком воды, который постоянно поддерживает моечная установка ВД.

Насадка мойки высокого давления

Часто грязь на строительной технике бывает перемешана со смазочными материалами или другими веществами, химически связывающими загрязнения с поверхностями машин. Поэтому энергии водяной струи иногда оказывается недостаточно, чтобы разорвать эти химические связи и очистить поверхность, а увеличить давление струи нет возможности либо увеличение давления грозит повреждением очищаемых деталей. В таких случаях эффективность очистки водяной струей под высоким давлением можно значительно повысить за счет использования моющих веществ и горячей воды, турбулизации потока и щетки.

Существуют мойки ВД без подогрева воды и с подогревом. Также разработаны установки, которые могут мыть как холодной водой, так и подогретой.

Мойка ВД, оснащенная насосом с керамическими плунжерами

Мойки ВД профессионального класса

Мойки ВД бывают бытовыми, полупрофессиональными и профессиональными. Естественно, для очистки строительной техники, особенно если установку планируется эксплуатировать от 20–40 часов в неделю и более, нужны установки профессионального класса, специально предназначенные для тяжелых условий эксплуатации. В противном случае не удастся выполнять моечно-уборочные работы эффективно и экономично.

Ориентировочно профессиональная моечная установка ВД должна развивать давление 210–350 бар и расход потока 15–30 л/мин. Но конечно, выбирая моечную установку ВД, нужно ориентироваться на конкретные задачи и условия работы, причем на самую тяжелую работу, которую ей придется выполнять. Значение давления должно быть достаточным для отделения загрязнений, но таким, чтобы не повреждать краску и слабые детали. Расход потока должен быть достаточным для смывания отделенных загрязнений.

Надежность. Конструкция установки должна быть надежной, в ней должны использоваться компоненты высшего качества. Так, у моек для бытового использования головки насосов обычно изготавливаются из алюминия, а у полупрофессиональных и профессиональных – из латуни или бронзы, они намного надежнее. Клапаны головок насосов должны быть выполнены из нержавеющей стали. Керамические плунжеры насосов считаются самыми лучшими по качеству. Номинальный ресурс некоторых из них при правильном техобслуживании составляет 2000 моточасов и более.

Лучшие из профессиональных моечных установок, представленных на рынке, оснащаются рамой из стального профиля с большой площадью поперечного сечения, а агрегаты низкого качества – рамами из тонкого профиля. Убедитесь, что штанга моечного пистолета с распылителем и шланг достаточно прочны и надежны, чтобы выдерживать условия и нагрузки ежедневной эксплуатации. Муфта для подсоединения шланга должна быть надежной, все соединения – плотными и герметичными.

Водоснабжение. Если отсутствует водопровод для снабжения моечной установки, она должна быть снабжена баком, емкости которого хватало бы на 7–8 часов непрерывной работы, т. е. более 6000 л. Иногда компания приобретает моечную установку на прицепе с баком, вмещающим всего 1000–1500 л воды. Такая установка сможет работать без дозаправки от силы пару часов. А поскольку чаще всего площадки для мойки техники находятся в самых отдаленных местах строительных объектов, поездка оттуда на заправку водой может занимать час или больше.

Также в перечень обязательного оборудования моечной установки входят лестница (потому что нельзя становиться на колеса или гусеницы во время мойки машины), лопатка для соскребания смазки, щетка для мытья тяжелой техники, резиновые перчатки и химические моющие средства.

Горячая или холодная вода?

Мойки ВД с подачей холодной воды компактны, экономичны, их чаще всего выбирают потребители. Они способны смывать любую засохшую и жидкую грязь. Для усиления моющего эффекта струи воды часто используют химические моющие средства и мыло.

Зачем горячая вода? В летнее время, когда металлические детали машины и сами комки грязи нагреты солнцем, мойка холодной водой под высоким давлением и с применением моющего средства достаточно эффективна. Но когда температура воздуха понижается, металл машины охлаждается и мытье холодной водой резко теряет эффективность.

В таких условиях мойки ВД с подогревом воды на 50–60% эффективнее и быстрее справляются с удалением смазочных материалов, глубоко въевшейся грязи и угольной пыли, жевательной резинки. Горячая вода прогревает металл машины, а моющее средство действует активнее, химические процессы эмульсирования грязи ускоряются, и техника отмывается намного быстрее. И чем больше в составе грязи нефтяных смазочных материалов, тем больше эффект от применения горячей воды. Простой пример: попробуйте отмыть жирную тарелку холодной водой. Тяжело! Если использовать мыло, мойка пойдет легче, ну а с горячей водой и мылом отмоется быстро и без проблем.

Мойка ВД позволяет снимать старую краску

Конструкция. В конструкции мойки ВД с подогревом воды имеется водонагреватель, состоящий из трубки-змеевика, по которой течет вода под давлением, созданным насосом, и из горелки на жидком или газовом топливе, либо электрического нагревателя. Как правило, моечная установка ВД может подогревать воду максимум до 80–85 °С при максимальном давлении и расходе потока. Если с помощью регуляторов уменьшить давление воды и расход потока, увеличив при этом температуру нагрева воды до максимума, можно добиться того, что установка начнет генерировать сухой пар с температурой до 115 °С. Дополнительный нагрев может помочь при очистке некоторых видов загрязнений, однако наиболее эффективна мойка паром с помощью настоящей установки паровой мойки, о которой речь пойдет ниже.

Преимущества и недостатки. За счет водонагревателя мойки ВД с подогревом воды весят намного больше, сложнее по конструкции и нуждаются в большем объеме ТО по сравнению с установками, работающими с холодной водой. Соответственно цена их выше, чем у агрегатов без подогрева. Однако исследования показывают, что увеличение затрат при приобретении мойки ВД с подогревом воды окупаются за счет повышения производительности при определенных моечных работах.

Но если вам не нужно смывать смазочные материалы и т. п. загрязнения, не стоит тратить лишние деньги на моечный аппарат ВД с подогревом воды.

Водяной насос с керамическими плунжерами

Мойка паром

Все больше строительных компаний сегодня выбирают автомобили-парогенераторы и мощные паровые мойки ВД для того, чтобы содержать в чистоте свою строительную технику. Эти установки прекрасно удаляют грязь с машин с помощью комбинированного воздействия высокого давления и высокой температуры пара. Чаще всего паровые мойки применяют для очистки двигателей, трансмиссии, ходовой части, оттаивания замерзших сливных кранов и трубопроводов, удаления прилипшей жевательной резинки, пропаривания топливных баков перед сваркой, подготовки поверхностей к покраске.

Большинство моек ВД с подогревом воды способны генерировать пар. Для этого нужно с помощью регуляторов понизить давление воды и увеличить ее температуру. Однако существует большая разница между чисткой влажным паром при 115°С (который генерирует мойка ВД с подогревом воды) и сухим паром при 160 °С из настоящей паровой моечной установки.

В армии мойки ВД тоже очень востребованы

Мойка паром – это особый процесс. Основное в этом процессе – расширение пара. Паровая моечная установка использует процесс расширения пара для разгона капель воды, имеющей температуру кипения, до высокой скорости. Чем ближе будет находиться насадка паровой мойки к очищаемой поверхности, тем выше будет температура и скорость водно-паровой смеси и быстрее будет происходить очистка поверхности от грязи. Температура водно-паровой смеси быстро уменьшается с увеличением расстояния между насадкой и очищаемой поверхностью. Поэтому для выполнения многих видов моечных работ насадку нужно держать близко к загрязненной поверхности. Паровые моечные установки отлично подходят для очистки машин от смазочных материалов, обезжиривания, стерилизации и дезинфекции, разжижения смол, удаления льда, смывания химических веществ, дегазации и для подготовки поверхности для покраски или другой поверхностной обработки.

Водонагреватель

Вода в паровой мойке нагревается до 160 °С. При атмосферном давлении вода, как известно, кипит при 100 °С. При повышении давления требуется больше энергии, чтобы превратить молекулы воды в пар, и температура кипения повышается. Поэтому в паровой мойке вода находится под давлением свыше 60 бар. Когда вода, нагретая до 160 °С, выходит из насадки, на нее перестает действовать избыточное давление и она начинает переходить в состояние пара. Пятнадцать процентов воды мгновенно превращаются в пар и при этом охлаждают смесь воды и пара со 160 до 100 °С. В отличие от водяной насадки в насадке для пара канал расширяется по направлению к выходу, за счет этого энергия водяного пара концентрируется в виде небольшой по сечению струи, а не расходится во все стороны и за счет реактивного эффекта в канале ускоряет движение оставшихся капель воды. Очищающий эффект струи пара возникает за счет действия капель воды, разогретой до высокой температуры. В результате вода счищает загрязнения с поверхности при температуре, близкой к точке кипения, что усиливает эффективность действия химических моющих средств и ускоряет процесс очистки.

Мойка горячей водой – современный тренд в обслуживании автомобилей

А. Дорошенков, руководитель отдела управления продуктом «Профессиональная техника Kаrcher»

Профессиональные аппараты высокого давления с подогревом воды давно и широко применяются в европейских странах. Их можно встретить на автозаправках Польши, Германии или Швейцарии. Хотя, казалось бы, горячая вода для мытья машин более актуальна для России, ведь климат в нашей стране намного более суровый. Так почему же европейцы активно используют горячую воду на обычных автомойках? Причин несколько.

Первый в мире аппарат высокого давления с подогревом воды был создан и запатентован Альфредом Керхером в 1950 г. Он назывался KW350 и имел производительность 700 л/час. Вода в нем нагревалась до 75–150 °C. Оригинальные технические решения, найденные талантливым немецким инженером, до сих пор являются основополагающими для всех аппаратов высокого давления с подогревом воды. Изменились материалы, появилась электронная «начинка», но принципы работы остались неизменными. Это редкий факт блестящей инженерной разработки, на основе успеха которой была построена международная компания Kärcher, чье название стало именем нарицательным для целой категории техники.

Мойка автомобилей представляет собой затратный процесс, связанный с расходом большого объема воды и чистящих средств, а также с существенными трудозатратами на устранение сильных загрязнений. Ситуация меняется, когда применяется аппарат высокого давления с подогревом воды. Помимо превосходного качества мойки, особенно в непростых климатических условиях нашего региона, она экономически выгодна как для владельцев бизнеса, так и для клиентов.

При учете всех основных расходов цикл мойки горячей водой оказывается в среднем на 18% экономичнее, чем мойка холодной водой. Экономия достигается за счет нескольких факторов:

  • увеличение производительности;
  • снижение расходов на чистящие средства;
  • оптимизация затрат на заработную плату за счет ускорения и упрощения работы персонала.

Надо сказать, что, по данным компании Kärcher, при отрицательных температурах показатель экономии еще выше и составляет более 20%, так как горячая вода моет чище и быстрее.

Применение горячей воды позволяет добиться более качественного результата мойки при деликатном воздействии, обеспечивая:

  • ускоренное высыхание очищенных поверхностей;
  • экономию химических чистящих средств;
  • бережное воздействие на элементы конструкции и декоративные элементы благодаря уменьшению давления струи;
  • аккуратную чистку двигателя;
  • более эффективное удаление следов маслосмазочных материалов.

Помимо этого значительно улучшаются экологические показатели, и этот фактор нельзя сбрасывать со счетов, так как со временем он приобретает все большую актуальность.

 

Сегодня профессиональные аппараты высокого давления с подогревом воды широко применяются в автомобильном бизнесе. Ими пользуются автомойки, автосалоны, автобазы, автопарки, автосервисы и другие компании отрасли. В любой из сфер бизнеса, связанной с автотранспортом, безупречный внешний вид транспортного средства является не только отражением статуса компании и свидетельством ее заботы о клиентах, но и производственной необходимостью.