КОМПАНИИ
ООО «Грузавтомаркет»
(495) 221-59-43, (499) 400-32-66
ООО «ПАЛФИНГЕР КРАН РУС»
(812) 303-82-64, (812) 303-82-64
Мусоровоз с задней загрузкой
Сэкономишь сейчас – переплатишь потом (Часть 2)

Как выбрать надежный и высокопроизводительный мусоровоз

Нужно стараться объективно оценивать, насколько необходима мусоровозу та или иная опция, так мусоровоз будет в правильной комплектации и по разумной цене. Например, такие опции, как «горный тормоз» и электрические тормоза существенно повышают стоимость машины. Конечно, дилер заинтересован в том, чтобы вы приобрели как можно больше опций и мусоровоз получился подороже, но вам не следует целиком полагаться на его рекомендации, нужно сформировать собственное мнение и выбирать такую комплектацию, которая лучше всего будет подходить для выполнения нужных вам работ.

Шасси мусоровозов

Выбирая шасси мусоровоза, следует учесть, что европейские автопроизводители в сотрудничестве с изготовителями спецнадстроек часто разрабатывают для мусоровозов специальные усиленные шасси с оптимальной развесовкой по осям, коротким задним свесом, уже установленной коробкой отбора мощности, пневматической подвеской задних осей, поворотной третьей осью, без сцепного устройства и противоподкатной защиты. Специально для мусоровозов разработаны кабины с компоновкой «кабина перед двигателем», что позволяет установить надстройку большего объема. В кабинах предусматривают место для второго пассажира, надстройка устанавливается вплотную к кабине. Низкий вход в кабину и широкая дверь позволяют работникам быстро и не затрачивая усилий входить и выходить при остановках.

Отечественные производители специальных разработок шасси для мусоровозов почти не выполняют, предлагаемые ими шасси далеко не оптимальны по конструкции для установки спецкузовов. Зато у отечественных шасси есть важные преимущества перед «иностранцами» – бюджетные цены, простота устройства, доступность запчастей и ремонтопригодность.

Мусоровоз с крюковым погрузчиком KROMANN L22S

Трансмиссия. Многие специалисты считают, что автоматическая трансмиссия с гидротрансформатором – оптимальный вариант для современного мусоровоза. Существуют модификации автоматических трансмиссий, разработанные специально для мусоровозов, электронное управление которых обеспечивает различные режимы движения, позволяющие экономить до 20% топлива за счет изменения моментов переключения передач, а также в дополнение к обычному реверсу еще и «ползучий реверс» для маневрирования задним ходом на очень медленной скорости. АКП позволяет тяжелонагруженному мусоровозу легко трогаться с места и быстро набирать скорость. Это очень важно, т. к. мусоровоз постоянно работает в режиме «остановка–трогание». К тому же гидравлический ретардер (тормоз-замедлитель) в трансмиссии увеличивает сроки службы колесных тормозных механизмов до четырех раз. Утверждается, что АКП намного проще в обслуживании по сравнению с механическими и роботизированными КП благодаря отсутствию механического сцепления, «склонного» к износу. Также некоторые современные автоматические трансмиссии оснащаются системой определения состояния масла, которая сигнализирует оператору, когда характеристики масла ухудшаются настолько, что его пора заменять.

Пневмоподвеска. В последние годы популярность приобрела пневматическая подвеска для мусоровозов, т. к. многие из этих систем способны автоматически изменять жесткость в зависимости от нагрузки, обеспечивают более плавную езду, комфортную для водителя, и способствуют увеличению сроков службы компонентов ходовой части. Особенно она удобна для мусоровозов, перево­зящих ТБО с мусороперегрузочных станций до мест утилизации.

Мусоровоз с округлыми стенками кузова

Пневмоподвеска дает возможность производителям мусоровозов смонтировать надстройку максимально близко к заднему колесу, что невозможно на рессорном шасси из-за длинной рессоры и что обеспечивает нам оптимальную развесовку и загруженность передней оси. Переместить центр тяжести надстройки ближе к задней оси важно потому, что задняя часть мусоровоза с приемным бункером, подьемником и прессующими плитами очень тяжелая и чем дальше она находится от центра задней оси, тем хуже развесовка и меньше нагрузка на переднюю ось. Особенно двухосные мусоровозы страдают этим, при загруженности мусоровоза на 1/3 при неправильной развесовке водитель теряет контроль над рулевым управлением, особенно при гололеде это создает большую опасность. На переднюю ось мусоровоза при любом состоянии и загруженности должно приходиться не менее 20% от общей нагрузки.

Пневмоподвеска сегодня помогает предупреждать водителя о перегруженности мусоровоза и избегать гигантских штрафов. При перегрузе задней оси в кабине загорается красная сигнальная лампа, предупреждая водителя.

Шины. Если мусоровозу приходится преодолевать бездорожье, грунтовые дороги, заезжать на полигон ТБО, его рекомендуется оснастить шинами повышенной проходимости с более толстым протектором. И напротив, если мусоровоз ездит только до перегрузочной площадки, ему будет достаточно обычных дорожных шин.

Многокамерный мусоровоз

Машины, занимающиеся сбором и вывозом ТБО, для снижения производственных расходов на шины специалисты рекомендуют оснащать самыми долговечными и пригодными для восстановления протектора шинами и использовать как можно больше восстановленных шин, чтобы отношение восстановленных к новым было максимально большим.

Для повышения рентабельности работы машинного парка рекомендуется отслеживать, на каких автомобилях используется больше новых, а не восстановленных шин, почему у некоторых водителей корд в шинах быстрее выходит из строя, чем у других, влияют ли здесь условия движения на маршруте каждого мусоровоза. Тщательный анализ этих вопросов позволяет выявить и устранить причины, ухудшающие экономические показатели использования шин, и увеличить сроки их службы.

Газовое топливо. Газовое топливо дешевле дизельного, поэтому неудивительно, что многие компании стремятся перевести свои мусоровозы на газ, если имеется возможность удобно организовать их заправку. Конечно, у газового топлива имеются и недостатки. Вес газовых баллонов несколько уменьшает полезную грузоподъемность мусоровоза. К тому же крутящий момент у газового двигателя снижается по сравнению с дизелем, а расход топлива повышается. Но зато экологические показатели выхлопа газового двигателя безупречны.

Aerosun CMZL-18G

Мусоровоз мод. CMZL-18G китайской компании Aerosun Chenguang Co. Ltd создан совместно с российскими компаниями «РариТЭК» и ПАО «КАМАЗ» на базе газомоторного шасси КАМАЗ-65115 (6х4). Топливная система автомобиля оснащена восемью баллонами, размещенными на раме. Общий объем баллонов составляет 720 л и вмещает 144 м3 компримированного (сжатого) природного газа при давлении 200 атм.

Надстройка весит 5200 кг и способна вместить 18 м3 ТБО, или около 12 т. Кузов выполнен по простой технологии: прямоугольного сечения, с ребрами жесткости, гидравлика обеспечивает коэффициент уплотнения 4–6. Кантователь позволяет разгружать контейнеры емкостью 0,75 и 1,1 м3. Привод рабочих органов гидравлический. К интересным особенностям мусоровоза можно отнести электронное управление рабочими операциями, которое дает возможность выполнять все рабочие операции в автоматическом и полуавтоматическом режимах, а также систему автоматической смазки Lincoln.

Заметим, что местонахождение газовых баллонов на автомобиле может оказаться важным фактором при прокладке маршрута движения мусоровоза. Например, одна американская компания приобрела 46 мусоровозов с газовыми баллонами на крыше, не обратив, однако, внимания на то, по каким маршрутам предстоит ездить машинам. К сожалению, они не учли, что на обслуживаемых мусоровозами улицах коммунальные службы плохо обрезают ветви деревьев, которые свисают весьма низко (видимо, американские нормы это допускают в отличие от российских). Машины задевали баллонами ветви, и из-за этого случались неприятные аварии, баллоны даже выходили из строя. Ремонт газовой аппаратуры обходился компании недешево. Выбрали бы машины с баллонами, расположенными в задней части кузова, и этих проблем не было бы. Расположение баллонов в задней части автомобиля, кроме того, удобнее с точки зрения их обслуживания и улучшает развесовку машины.

Выбор опций

Многие производители изготавливают мусоровозы по индивидуальным заявкам, предлагая стандартную комплектацию и к ней ряд опций. Например, в качестве опций могут предлагаться бак для сбора жидкости, которая образуется во время прессования мусора, и система дистанционного управления оборудованием мусоровоза.

Мусоровоз с подъемной осью

Заказывая комплектацию мусоровоза, выбирайте самые мощные тормоза, какие только имеются в предлагаемом ассортименте. Компании, занимающиеся выво­зом ТБО, часто выбирают в качестве опции трансмиссионный тормоз-замедлитель ретардер или же «горный» тормоз, которые обеспечивают более плавное торможение автомобиля. Для этого достаточно просто ввести нужные данные в программу электронного управления ретардером, и когда водитель перестает нажимать на педаль акселератора, включается ретардер и создает 50% необходимой мощности торможения. Благодаря этому уменьшаются нагрузки, действующие на автомобиль, и увеличивается срок службы колесных (рабочих) тормозов.

Системы регулировки усилия прессования. Система регулировки усилия прессования является очень эффективной опцией. Оператор может настроить коэффициент прессования в зависимости от состава ТБО и тем самым увеличить эффективность наполнения кузова, определить количество загружаемых баков и массу перевозимого мусора. Конечно, запас прочности кузова должен соответствовать увеличившимся усилиям, и грузоподъемность шасси должна соответствовать увеличению массы мусора, иначе шасси будет работать с перегрузом, и его надежность упадет. Точный расчет этих параметров находится на совести разработчиков спецнадстройки и организации, монтирующей надстройку на шасси.

Мод. КО-440В производства Арзамасского завода КОММАШ

«Арзамасский завод коммунального машиностроения» (АО «КОММАШ») выпустил модернизированный мусоровоз с задней загрузкой КО-440В new. Емкость кузова увеличена на 3 м3 без утяжеления конструкции. Кузов цельнометаллический, со сферическими боковинами, усиленный гнутым профилем по периметру, обеспечивающим высокую прочность и долговечность кузова. Сокращено время цикла прессования до 25 сек. Благодаря возможности регулировки давления подающей плиты до 210 атм, а также увеличению усилия прессования подающей плиты до 29 830 кгс увеличивается коэффициент прессования, что дает возможность загрузить в кузов 2- или 3-осного мусоровоза до 100 евроконтейнеров 1,1 м3.

Ориентируясь при выборе мусоровоза на тип системы регулирования усилия прессования, следует сразу же выбирать и качественную систему сбора и удаления жидкости, отжимаемой из мусора. В некоторых случаях после прессования в бункере обнаруживается до 300–400 л жидкости! Если при сдаче мусора на полигоне оплачивается его масса, то удалить отжатую жидкость будет совсем нелишним.

Бортовая система взвешивания. Некоторые мусоровозы по заказу могут оснащаться бортовой системой взвешивания. Простейшие системы взвешивания определяют массу мусора в кузове, чтобы не были превышены допустимая грузоподъемность и нагрузка на ось. Более совершенные системы могут дополнительно фиксировать массу мусора, загружаемого в машину из каждого контейнера, сканируя данные с чипа, встроенного в контейнер. Такие системы применяются, например, в случаях, когда вывоз мусора оплачивается домовладельцами по весу.

Мусоровоз HIDRO-MAK с бортовой системой взвешивания

Бортовая система диагностики и телематика. Современные автомобили оснащаются довольно сложными электронными системами управления. Они обеспечивают машине немалые преимущества. Однако у электронных систем есть и обратная сторона – без специального оборудования и знаний невозможно провести диагностику и выполнить обслуживание таких систем, а в случае неисправности эксплуатировать машину нельзя. Поэтому современные мусоровозы оснащаются бортовыми системами диагностики, которые ускоряют процесс поиска и устранения неисправностей.

В процессе техобслуживания современных мусоровозов специалисты подключают диагностическую аппаратуру к бортовой системе диагностики и проверяют, нет ли кодов неисправностей. Выполнить подобную диагностику будет намного проще, если система бортовой диагностики способна осуществлять поиск неисправностей и в оборудовании кузова, и в шасси, а для этого электронные системы управления кузова и шасси должны быть интегрированы, это выполняется с помощью шины CAN. Интеграция электронного управления на самом деле упрощает устройство электроники машины. Выбирая мусоровоз с электронными системами управления, рекомендуется выяснить, интегрированы ли между собой системы надстройки и шасси.

Преимущества телематического оборудования хорошо известны, наш журнал также писал об этом. К тому же мусоровозы входят в список техники, которая, согласно Постановлениям правительства № 641 и 1156 (оба от 25.08.2008 г.), обязательно должна оснащаться оборудованием спутникового мониторинга. Заметим, что, согласно исследованиям, голосовые системы бортовой автомобильной навигации являются самыми безопасными.

Мусоровоз HIDRO-MAK с установкой для мойки контейнеров

Системы для мойки контейнеров. Мусоровоз с дополнительным оборудованием мойки контейнеров – это новое растущее направление на российском рынке коммунальной техники. Это машина с задней загрузкой, оснащенная установкой, которая после выгрузки мусора моет изнутри мусорный контейнер под высоким давлением водой или дезинфицирующим составом, очищая его от остатков мусора. Грязная вода собирается в кузове мусоровоза. В распоряжении водителя есть ручной пистолет с гибким шлангом для мойки баков снаружи. Данное оборудование позволяет также мыть площадки для сбора мусора.

Мусоровоз HIDRO-MAK (колесная формула 4х2) с функцией мойки контейнеров – это новое растущее направление на российском рынке коммунальной техники. Производитель – компания Hidromak Makina Ltd. Моечное оборудование позволяет также очищать площадку для мусорных баков. Данный мусоровоз с задней загрузкой оснащается моечной установкой в задней части кузова, состоящей из двух управляемых вращающихся моечных форсунок. Давление воды в форсунке – 80–100 бар. Расход воды на один контейнер – 15–20 л. Есть пистолет для ручной мойки контейнеров, который можно также использовать для очистки кузова мусоровоза снаружи.

Объем загрузочного бункера – 19 м3. Бак для чистой воды расположен за кабиной, его емкость – 1900 л. Емкость бака для грязной воды – 1400 м3. Производительность насоса для мойки контейнеров – 45–66 л/мин. Контейнер можно вымыть за 15–30 сек.

Недостатком таких систем является то, что моющая установка занимает часть полезного объема мусоровоза, а для ее работы требуется дополнительно расходовать топливо. Машина должна оснащаться дополнительным баком для воды. Для того чтобы система могла эксплуатироваться в холодное время года, которое в нашей стране весьма продолжительно, она должна быть снабжена подогревателем воды. К тому же при работе моющая установка создает шум. В зимнее время вода замерзает в контейнерах, и систему использовать нельзя. Поэтому, учитывая еще и высокую стоимость таких устройств, отечественные коммунальные службы приобретают их нечасто. Известны также встроенные системы мойки изнутри кузовов мусоровозов. По уже названным выше причинам намного дешевле организовать мойку кузовов мусоровозов на месте из стоянки или заезжать на специализированную мойку, однако это уже не относится к опционному оборудованию. Также не совсем по теме раздела специализированная машина для мойки контейнеров, однако ее стоит упомянуть.

Машина для мойки контейнеров ТГ-100А производства МОСКОММАШ

НПК «Коммунальные машины» («Москоммаш») из Москвы производит мусоровозы и предлагает также машину для мойки и обеззараживания мусоросборочных контейнеров, созданную на базе среднего мусоровоза. Машина моет контейнеры вместимостью 0,66; 0,77; 0,8 и 1,1 м3 холодной водой под давлением 120 бар с добавлением обеззараживающих средств. Вместимость баков для чистой и отработанной воды – по 6000 л. Расход воды на один контейнер – 55 л. Производительность машины – 30 контейнеров в час.

Централизованные системы смазки. Преимущества централизованных автоматических систем смазки (ЦСС) хорошо известны. Смазка регулярно поступает в нужные места точно отмеренными дозами, к тому же расход смазочных материалов снижается на 75% по сравнению с обычными методами смазки. В таком чрезвычайно важном вопросе, как смазка машины, человеческий фактор исключается.

Мод. FARID Micro S5

Номенклатура мусоровозов FARID с задней загрузкой производства итальянской компании FARID Industrie S.p.A. включает малотоннажные машины Micro (вместимость кузова 5–5,5 м3), Minimatic (7–8 м3), среднетоннажные Minipac MK2 (10 м3) и большегрузные серии Т1(16–19 м3). К особенностям больших мусоровозов относятся оригинальные конструктивные решения: изогнутая выталкивающая плита, комбинированный кантователь с гребешковым и еврозахватом. В качестве опции на мусоровоз может быть установлена централизованная система смазки (ЦСС).

Опыт эксплуатации показывает, что наиболее изнашиваемыми являются движущиеся детали спецоборудования мусоровозов. Агрегаты современных мусоровозов весьма чувствительны к соблюдению условий эксплуатации, ведь им приходится работать в условиях высокой влажности, испытывать воздействия грязи, пыли и агрессивных веществ, выделяющихся из отходов.

Приобретая мусоровоз с ЦСС, надо помнить, что смазочные трубопроводы из металла надежнее, чем пластиковые, и что система ЦСС может давать сбои при очень низких (около –30 °С) температурах окружающего воздуха. Поэтому в такую погоду полностью полагаться на ЦСС и отказываться от ручного шприцевания шарниров и точек смазки нельзя. Больше всего внимания рекомендуется уделять точкам смазки, расположенным на пресс-плите и в проушинах гидроцилиндров. Специалисты рекомендуют использовать ЦСС, доставляющие смазку в каждую точку смазывания по отдельному трубопроводу, т. к. ЦСС, в которых смазка поступает через одну точку и затем распределяется по многим точкам, могут давать сбои при резких перепадах температуры окружающей среды.

Необходимо учитывать условия эксплуатации мусоровоза

Приборы и системы безопасности на мусоровозах. В число приборов безопасности мусоровозов входят сигнальные или предупредительные и осветительные приборы. С помощью видеокамер, радара, датчиков акустических и инфракрасных волн оператор при маневрировании в узких дворах может видеть «слепые» («мертвые») зоны. Затраты на хорошую систему видеокамер, парковочных датчиков и другие системы безопасности окупятся в короткое время.

Преимуществом использования бортовых систем безопасности является уменьшение времени простоев мусоровозов из-за неисправностей в результате аварий и повышение производительности машины и людей. При наличии такого оборудования на мусоровозе можно говорить со страховой компанией об уменьшении ставки платежей по страховке.

Что же выбрать?

Выбирая шасси и кузов для мусоровоза, в первую очередь необходимо учитывать условия эксплуатации: в каком регионе и какое оборудование ему потребуется для выполнения работы, в каких объемах нужно будет собирать мусор, в жилой зоне или в промышленной. Может быть, мусоровоз будет собирать мусор всех типов? Какова технология сбора и вывоза мусора – в один или в два этапа (с мусороперегрузочной станцией)? Важно учитывать, куда пойдет собранный мусор – на полигон бытовых отходов или на завод по переработке. От этого зависит выбор коэффициента уплотнения мусора в мусоровозе.

Если мусор был разделен на сухой (упаковка, стекло, бумага, алюминиевые банки) и мокрый (кухонные отходы), имеет смысл иметь мусоровозы разного типа. Для мокрых отходов больше всего подходят модели мусоровозов роторного типа, так как они не выпрессовывают фильтрат, как стандартные мусоровозы, и ворошат мусор, прессуя его, что также хорошо для станций по производству компоста. Мусоровозы такого типа, как правило, имеют меньший вес, чем стандартные, из-за отсутствия тяжелой приемной ванны, прессующих плит, цилиндров и выталкивающей плиты, что дает клиенту дополнительное преимущество, так как кухонные отходы больше весят и многие мусоровозы имеют проблемы из-за перегруза с таким видом мусора.

Для мусороперерабатывающего завода мусор нельзя спрессовывать сильно, так как его сложно будет сортировать. Если мусор будет вывозиться на полигон ТБО, который, как правило, находится далеко от города, мусоровоз будет работать на «длинном плече». Если же мусор доставляется на перерабатывающий завод, который обычно расположен в черте города, мусоровозы будут ездить недалеко.

Необходимо учитывать условия эксплуатации мусоровоза

В зависимости от того, в контейнеры какого типа будет собираться мусор, потребуется машина с погрузчиком бункеров или с КМУ, с кантователем для контейнеров определенного типа или с универсальным кантователем. Желательно выбирать мусоровозы с универсальным кантователем, совместимым с контейнерами или баками нескольких типов (не менее четырех), которые позволяют захватывать контейнеры за передние и боковые стенки. Производство таких агрегатов сейчас освоено многими заводами.

Следует предостеречь: прежде чем приобрести мусоровоз с автоматизированной загрузкой, надо убедиться, что в вашем районе можно получить квалифицированное обслуживание этой системы. Если специалистов достаточной квалификации поблизости нет, не стоит рисковать и покупать сложное автоматическое оборудование.

Нужно правильно подобрать автомобиль для каждого маршрута, по которому ездят при работе мусоровозы, ведь здесь могут быть сложные для маневрирования места – путепроводы-тоннели, крутые подъемы, могут встречаться местные ограничения по массе транспортного средства, от них будет зависеть выбор габаритов, величины полезной нагрузки мусоровоза или его допустимой полной массы, которую мусоровоз может набрать за время рабочей смены.

Мусоровоз с фронтальной загрузкой

Маршруты движения мусоровозов должны быть оптимизированы, т. е. необходимо выбирать дороги, где движению и работе мусоровозов будет как можно меньше препятствий: будет меньше транспортных средств и т. п.

Условия работы мусоровозов в каждом случае имеют свои особенности, поэтому никакого стандартного решения здесь быть не может, мусоровоз не машина, которая «работает везде». Целью всего этого анализа является обеспечение процесса сбора и вывоза ТБО наиболее экономичным и рентабельным способом.

 

Стоимость мусоровозов складывается из многих факторов: цена гидравлического оборудования зарубежного или отечественного производства, использование высокопрочных сталей в конструкции кузова, наличие микропроцессорного управления и т. д. Чем совершеннее (и производительнее) будет его оборудование, тем дороже обойдется машина. Таким образом, спецтехника разных марок с одинаковой вместительностью кузова может существенно различаться в цене, и покупатель всегда может подобрать машину нужного типа в соответствии со своим бюджетом.

При подборе комплектации мусоровоза специалисты советуют не экономить на компонентах. Мусоровоз работает в тяжелых условиях. Кабина должна быть комфортной и эргономичной, чтобы оператор (и возможно, его помощник) меньше утомлялись и работали с высокой производительностью. Попытка сэкономить, отказавшись от каких-то усиленных, более надежных узлов не принесет прибыли, а мусоровоз быстрее придет в негодность. Конечно, все стараются сэкономить, но в данном случае получается так: не заплатишь сейчас – все равно придется заплатить потом. Либо ваши мусоровозы будут собирать и вывозить ТБО, либо вы будете вынуждены постоянно заниматься их ремонтом.

Бункеровоз с крюковым погрузчиком

Однако при подборе комплектации мусоровоза следует соблюдать некий баланс. Укомплектовав машину самыми дорогими компонентами, вы можете сначала добиться снижения затрат на техобслуживание по сравнению с мусоровозами предыдущего поколения, но затраты при покупке могут быть чрезмерно большими.