Конференция «Росспецмаш» и новая выставка дорожно-строительной техники

5 февраля 2018 г. в Москве прошла конференция «Развитие строительно-дорожного машиностроения в России» с участием руководителей Минпромторга РФ, представителей Совета Федерации РФ, директоров многих машиностроительных и строительных предприятий. Всего в конференции участвовало более 200 человек.

В ходе конференции было объявлено о новом выставочном проекте – международной специализированной выставке строительно-дорожной техники «ДЕМОСТРОЙ-2018». Выставка намечена на 25–27 апреля 2018 г. в Конгрессно-выставочном центре «Патриот» (возле г. Апрелевка Московской обл.). Как подчеркивали представители выставки, ее особенностью и преимуществом перед площадкой в «Крокус Экспо» является то, что на выставочной площадке в парке «Патриот» можно проводить земляные работы, т. е. можно будет организовать тест-драйвы и демо-показы машин передовых производителей строительной, коммунальной, аэродромной, лесной и другой техники.

Президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин в своем докладе на конференции отметил, что сектор строительно-дорожного и коммунального машиностроения развивается: за три года поставки на внутренний рынок выросли на 10% в денежном выражении, на экспорт – на 14%, инвестиции в НИОКР составили почти 1 млрд рублей, на рынок вывели более 15 новых моделей самоходной техники: автокранов, мусоровозов, экскаваторов-погрузчиков, асфальтоукладчиков и т. д. Темпы роста в машиностроении значительно опережают темпы роста экономики в целом. В отрасли работают 170 предприятий, разбросанных по всей стране. Но как развиваться при возросшей налоговой нагрузке, ужесточившейся налоговой дисциплине и индифферентном отношении Минфина к реальному сектору? Финансово-экономическая политика остается по-прежнему неблагоприятной для машиностроения. Но есть другие меры поддержки, которые позволяют держаться на плаву. Для обеспечения динамичного развития предстоит много работать по следующим ключевым направлениям: развитие спроса на отечественную технику, протекционизм, повышение качества и безопасности техники, развитие производства компонентов и повышение качества отраслевой статистики.

Чтобы увеличить спрос на отечественную технику на внешних рынках, г-н Бабкин предложил следующие меры: ввести обратный выкуп, увеличить гарантийные сроки и вести агрессивный маркетинг. Г-н Бабкин считает, что государство должно принять участие во внешней экспансии дотациями и гарантиями остаточной стоимости техники, чтобы преодолеть предвзятое отношение к нашей техники за рубежом. Для развития спроса на внутреннем рынке Константин Анатольевич предлагает ввести субсидирование по кредитам.

Для защиты рынка от агрессивного импорта, двери которому были открыты настежь при вступлении в ВТО, докладчик предложил не бояться и поднять ввозные пошлины хотя бы до уровня согласованного с ВТО. Далее, более четкая квалификация техники в качестве российской или нероссийской: государство должно ужесточить свой подход к этому вопросу. И по госзакупкам: сейчас запрещено государственным органам и предприятиям закупать нероссийскую технику, но этот запрет легко обойти через механизм лизинга. Эта лазейка должна быть закрыта.

Меры повышения качества и безопасности в большей степени относятся к импорту, так как ввозить можно любые машины без сертификации, без техрегламента, без испытаний, что создает риски для здоровья и жизни людей и неравные условия на рынке. Поэтому докладчик предложил ввести одобрение типа самоходных машин с обязательным утверждением госорганами.

Развитие компонентной базы – это большая проблема, и нужно поддерживать все предприятия, которые пытаются что-то производить, и поднимать уровень локализации. Предложено ввести субсидии на пилотные партии компонентов.

Что касается отраслевой статистики, то в общественном сознании устоялся образ иностранной техники и что у нас ничего или ничего хорошего не выпускают. Самим предприятиям нужно рассказывать о себе, о своих успехах, давать достоверную информацию государственным органам, обществу, средствам массовой информации. Прозрачность будет только способствовать развитию отрасли, решению проблем и улучшению репутации российских машин и российского машиностроения в целом.