20.10.2023

Гараж как внутренний мир

«Музей Транспорта Москвы и «Музей Москвы» организовали выставку «Куплю гараж», посвящённую гаражной культуре. Выставка размещается на территории «Музея Москвы» в Провиантских складах, где в советское время размещался гараж Генштаба РККА. Здание гаража грузовых машин Моссовета, построенное в 1026 – 1929 гг. по проекту К. Мельникова на Новорязанской ул., где должен размещаться «Музея Транспорта Москвы», в настоящее время на реконструкции. Поэтому директор музея О. Бондаренко приступила к реализации проекта «музей в музее». Выставка была смонтирована за три недели.

По данным ЦУМТ на 1925 г. в СССР частные лица владели лишь 696 легковыми автомобилями, что составляло 7,6% от их числа в стране. Доля частных грузовиков была ещё меньше – 3,9%. «Народным» транспортом был мотоцикл. Частные лица владели 3184 мотоциклами, что конечно не много, но составляло 52,3% парка мотоциклов в СССР, в основном малосильных машин. В то время частный транспорт, в основном ютился по сарайчикам.

Через 30 лет удовлетворение потребности широких масс населения в индивидуальных автомобилях получило государственное значение в силу сокращения автотранспорта для обслуживания работников учреждений и предприятий. Обслуживание обходилось порядка 35000 руб. в год на каждый автомобиль. В 1956 г. на ХХ съезде КПСС Н. С. Хрущёв указал на необходимость резкого сокращения персональных автомобилей. В СССР, несмотря на то, что цена автомобиля «Москвич-401» (9 тыс. руб.) составляла около 10, а ГАЗ М-20 «Победа» ‑ 20 месячных окладов инженера, очереди на покупку автомобилей исчислялись сотнями тысяч человек. Автомобиль для подавляющего числа автовладельцев был дороже денег, которые доставались весьма нелегко. Уберечь автомобиль мог гараж – заимствованное слово от французского garage, что значит укрытие.

Для автомобилизации населения в 1960 г. началось производство малолитражного ЗАЗ-965, а уже 24 сентября 1960 г. Совет министров РСФСР принял Постановление №1475 открывшем возможность строительства гаражных кооперативов. Строительство индивидуальных гаражей в Москве было запрещено решением Мосгорисполкома № 35/146 от 10 августа 1960 г.

Для того, чтобы попасть на выставку надо подняться по пандусу. Перед входом на выставку посетителей встречает сборный гараж, через открытые ворота которого, на экране отображается внутреннее убранство ряда гаражей.

Выставка расположилась в трёх залах. В первом зале представлены одноконные дрожки, бывшие самым доступным «такси», и автомобиль ГАЗ М-1. Второй зал представляет собой сцену быта, где главенствующее место занимает автомобиль «Москвич-401».

Третий зал разбит на тематические зоны:

  • Для тех, кто умеет жить – гараж как «третье место» или мужской клуб.
  • Для тех, кому пока нельзя – что происходит за гаражами.
  • Для тех, кто знает, как заработать – гаражный бизнес.
  • Для тех, кто творит – сам авто как образ жизни.
  • Для тех, кто может всё починить – гараж как вершина самодельничества.

Красная ковровая дорожка ведёт к автомобилю ГАЗ-21 в экспортной двухцветной окраске, как к далёкой мечте автолюбителя. Кому «Волга» была не положена, могли взять судьбу в свои руки и стать самодельщиком.

Кульминация движения самодельщиков пришлась на последние годы советской сласти, когда власти всемерно обеспокоились благосостоянием народа, уделили внимание самодеятельному техническому творчеству в области автоконструирования. Объектами смотр-конкурса «Самавто-91» должны были стать грузовые автомобили, вездеходы-амфибии. По итогам смотра планировалось начать разработку требований к самодеятельной технике. Поступило лишь 29 соответствующих заявок. Из-за отсутствия финансирования «Самавто-91» пришлось провести заочно.