Новые модели дорожных катков от ведущих производителей
Новый сезон продаж строительной техники обычно открывается парадом новинок. И этот год не стал исключением: научно-технический прогресс не обошел стороной уплотняющую технику для строительства и ремонта дорог.
Надо отметить, что европейские производители (а российские тем более) чувствовали бы себя увереннее при наличии признаков стабилизации экономической ситуации в России. При том, что европейский рынок, связанный с данным видом техники, в целом демонстрирует положительную динамику, объемы импорта в Россию значительно снизились. За весь 2015 год, по данным статистики, в Россию было ввезено всего по 20–30 новых машин ведущих брендов. Тем не менее асфальтовые катки последнего поколения, которые будут представлены в ближайшее время на профильных выставках по всему миру, демонстрируют улучшенные характеристики и более высокую производительность по сравнению с моделями предыдущих лет. Наряду с этим они расходуют меньше топлива и обслуживаются с увеличенными интервалами.
Разработанные компанией Ammann тандемные катки с шарнирно-сочлененной рамой ARX 90 T4f/T3 и ARX 110 T4f/T3 – это первые продукты Ammann с функцией осцилляции в дополнение к вибрации. Используемая технология на 90% сокращает негативное воздействие на окружающую среду, причиной которого являются традиционные вибросистемы, что позволяет работать, например, на мостах или вблизи жилых зданий. В новых катках массой от 9 до 10,5 т (самый распространенный класс асфальтовых катков) сочетаются такие свойства, как качание рулевого шарнира и прямой и обратный ход вальцов при постоянной статической нагрузке. По заявлению компании, таким образом быстрее достигаются целевые показатели уплотнения.
Для увеличения производительности в моделях серии ARX применяются осцилляция и 2-ступенчатая вибрация вальца. Система ACEforce, устанавливаемая в качестве опции, обеспечивает измерение степени уплотнения в абсолютных величинах, оценку жесткости уплотняемого материала, выдает рекомендации оператору. Весь технологический процесс уплотнения документируется. Другие опции включают датчик температуры смеси, отрезные ролики, распределитель каменной крошки (используется для усиления сцепных свойств асфальта или цветной разметки).
Вместо стандартного вальца можно установить пневмошинный валец с системой орошения, валец с высокой частотой вибрации или разрезной валец. Вместительный водяной бак на 850 л позволяет увеличить период работы между заправками. Новые высокоэффективные двигатели Deutz, соответствующие нормам Tier 4, с автоматическим контролем холостого хода позволяют сэкономить до 10% топлива. Многофункциональный дисплей встроен прямо в рулевое колесо и находится все время перед глазами оператора. Он показывает скорость, частоту вибрации, параметры системы орошения и т. п. Рабочая платформа оператора поворачивается и сдвигается для лучшего обзора. В стандартной комплектации предлагаются функции автоматической блокировки межосевого дифференциала ATC и плавного начала движения.
Предлагаемые Ammann пневмошинные катки тоже обновились. Модель ART 240 оснащена вместительной кабиной с хорошим обзором, которая оборудована двумя операторскими постами и многофункциональным дисплеем. Каток имеет задний привод, который обеспечивает достаточную мощность вне зависимости от давления в шинах и массы установленного балласта. Одновальцовые модели ARS 200 T4f и ARS 220 T4f (масса 20 и 22 т соответственно) предназначены для уплотнения грунта. Катки имеют улучшенные кабины и интуитивно понятные органы управления. Опциональная система Ammann Compaction Expert (ACE) позволяет следить за качеством выполненных работ, а также снизить расходы на эксплуатацию и обслуживание. Основное конструктивное отличие катков серии ARS от продукции конкурентов заключается в использовании оригинальных конструкторских решений Ammann, таких как концепция машины без заднего моста с полностью гидростатическим приводом (позволяет увеличить дорожный просвет и точность управления ходом).
Компания «Атлас Копко» дополнила свою серию шарнирно-сочлененных тандемных катков CC моделью CG2300 с жесткой рамой. Как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. Несколько моделей серии CG с поворотными вальцами выпускались еще под маркой Dynapac, но их производство было остановлено несколько лет назад. Машины CG223HF/ 233HF/ 333HF запомнились характерной асимметричной кабиной, которая была специально спроектирована для удобства работы со смещенными вальцами. Обновленная версия CG тоже предусматривает сдвиг вальцов на ширину 1,2 м, но оборудована обычной кабиной. Кроме того, разработчики вернулись к стандартной частоте вращения вибратора (55/45 Гц вместо 67/54 Гц) и увеличили минимальную амплитуду с 0,2 до 0,3 мм. В качестве силовой установки используется двигатель Deutz мощностью 55 кВт. Заявленная рабочая масса машины – 7900 кг.
Известно, что основное преимущество машин с жесткой рамой – их компактность. Длина модели CG2300 составляет 3,99 м, а минимальный радиус поворота всего 2,65 м. Особое внимание производитель уделил обеспечению плавного и точного поворота машины. Стандартная комплектация включает разрезные вальцы, делитель потока, экономичный режим работы с экономией до 15% топлива и низким уровнем шума. Вентилятор охлаждения двигателя оборудован гидроприводом и включается по необходимости в автоматическом режиме. Вибросистема снабжена двумя насосами, которые можно отключить, если вибрация в данный момент не нужна. Электронная панель информирует о наличии воды, топлива, о напряжении в сети. Специальная программа DCA-A (опция) сообщит о температуре уплотняемой поверхности перед катком и за ним, а также о количестве сделанных проходов на том или ином участке. В качестве дополнительного оборудования может быть установлена система автоматического контроля климата.
Ключевые особенности нового катка «Атлас Копко» CA1400 для уплотнения грунта – это его универсальность и маневренность. Каток, оснащенный двигателем Kubota мощностью 55 кВт, разработан для работ в траншеях для укладки труб, на дорогах, улицах, парковках. Благодаря компактным размерам и маневренности эта модель подойдет для засыпных работ в узких местах. Версия PD может быть оборудована отвалом для выравнивания грунта и кулачковым бандажом.
Новинка от HAMM – пневмошинный каток GRW 180i для финишных работ. Масса этой модели с помощью балласта может быть доведена до 18 т, при этом наружные размеры машины те же, что и у самой тяжелой модели в линейке GRW 280 с максимальной массой 28 т. GRW 180i предлагается в двух версиях: GRW 180i-10 с минимальной рабочей массой 10 т и GRW 180i-12H с минимальной рабочей массой 12 т. Обе версии оснащаются дизельными двигателями Deutz мощностью 55,4 кВт. В качестве балласта можно использовать металлические грузы, которые поставляются вместе с катком и размещаются в необходимом количестве под платформой оператора. Другой способ – заполнить контейнеры специальной формы, размещаемые в отсеках для балласта, сыпучим материалом. Напомним, что одинаковое давление в шинах машин этой серии поддерживается в автоматическом режиме.
Успешная серия легких грунтовых машин под литерой «H» обновлена за счет внедрения усовершенствованной системы привода хода. Эти суперкомпактные катки, разработанные в основном для арендных компаний, оснащены гидростатическим приводом с целью повышения точности управления и улучшения ходовых качеств на уклонах. Крутящий момент распределяется между передней и задней осями в зависимости от текущих потребностей. Преодолеваемый уклон составляет до 60%. Катки могут быть оснащены кулачковым вальцом или передним отвалом. Модель H 7i поставляется также с вальцом VIO (вибрация плюс осцилляция). Из других новшеств можно отметить вариант вальца для более тяжелой модели H 25i (рабочая масса 25 т). На нем вместо кулачков установлены резцы, такие, которые обычно применяются в ресайклерах.
Компания BOMAG предлагает новую (пятую по счету) серию катков для уплотнения грунта массой от 11 до 26 т. Модельный ряд серии дополнился моделью BW 212 D-5 (в Россию ее поставки в ближайшее время не планируются) массой 12 т. Раньше в эту весовую категорию попадала единственная машина BW 212 D-40 из бюджетной 40-й серии. По заявлению производителя, новые модели легко управляются, требуют меньшего объема сервисных операций и экономят до 30% топлива за счет реализации функций Ecomode (высокоточное дозирование топлива в зависимости от нагрузки) и Ecostop (автоматическое отключение двигателя во время простоя). Модели BW 213, 219 и 226 могут быть оборудованы системой Variocontrol, которая автоматически изменяет амплитуду во время работы в зависимости от степени уплотнения. Теперь управление системой происходит с помощью одного поворотного переключателя, встроенного в подлокотник кресла оператора (ранее система имела отдельный пульт). Все катки BOMAG 5-й серии также могут дополнительно комплектоваться системой контроля уплотнения «Терраметр» с принтером для вывода результатов работы, которая стала доступнее по цене для российских клиентов благодаря применению новых технологий. Грунтовые катки 5-й серии должны появиться на российском рынке уже этим летом.
Модельный ряд тандемных катков Caterpillar пополнился недавно тяжелыми двухвальцовыми моделями CB66B и CB68B массой 13 и 14 т соответственно с шириной вальцов 2130 мм. Машины управляются с помощью миниатюрного рулевого колеса, встроенного в подлокотник, и сенсорного дисплея. Силовой агрегат на базе двигателя C4.4 с автоматической регулировкой частоты вращения отличается низким уровнем шума. Вибросистема предлагается на выбор в трех исполнениях. Вариант с пятью амплитудами и одной частотой предназначен для уплотнения толстых слоев и смесей с крупными фракциями заполнителя. Вибрационная система с двумя амплитудами и двумя частотами может быть настроена для уплотнения тонкого или толстого слоя одним переключателем.
Система Versa Vibe совмещает качества двух различных машин в одной: можно задать 4 частоты и 2 амплитуды в зависимости от режима работы (для высоких рабочих скоростей и тонких слоев и для низких скоростей и толстых слоев уплотняемой смеси). Инфракрасные датчики (передний и задний) собирают показания в режиме реального времени. Оператор на основании полученных данных делает выводы о том, когда следует начать уплотнение, а когда прекратить. Из прочих особенностей можно отметить систему орошения с двумя насосами, тройной фильтрацией и сдвоенными планками, на которых расположены форсунки. В качестве опции предлагается система защиты от замерзания системы орошения. Расходы на эксплуатацию сокращаются за счет экономичного режима работы двигателя и увеличенного межсервисного интервала вибровальца (3 года или 3000 ч).
Российская компания «Завод «Дорожных машин» недавно обновила ряд сочлененных тротуарных катков. Трехтонная модель DM-03 помимо стандартной двухвальцовой предлагается теперь и в комбинированной версии VC с четырьмя гладкими шинами вместо заднего вальца. Каток оснащен малошумным дизельным двигателем Kubota 1703 мощностью 25,7 кВт. Вибрационный механизм выдает стандартные для этого класса машин параметры: частоту 64 Гц, амплитуду 0,5 мм. Объем достаточно вместительного водяного бака составляет 200 л, а топливного – 50 л. Дизайн 1,7-тонной модели тоже был изменен. Стальные капот и рулевая колонка рассчитаны на самые сложные условия эксплуатации. Дизельная и бензиновая версии оснащаются соответственно двигателями Kubota и Honda, а также гидравлическими компонентами Poclain. Система орошения вальцов оснащена системой подачи смачивающей жидкости под давлением. Заявленная величина амплитуды 0,4 мм достигается при частоте 60 Гц.
В непростых условиях, сложившихся на рынке строительной техники, конкуренция обостряется. Как показывает практика, наибольших успехов в таких условиях добиваются самые гибкие компании, готовые к быстрым изменениям. Усилия ведущих поставщиков уплотняющей техники, как и в прошлые годы, сосредоточены на расширении сферы применения машин и на увеличении межсервисных интервалов. Экономичность дорожного катка – важнейший показатель, который учитывает каждый клиент. Отдельное направление, которое выделяют ведущие производители, – это техника, специально разработанная с учетом потребностей арендных компаний, роль которых на рынке стабильно растет.