Ускорить грузооборот!

Можно ли ускорить обработку грузов, прежде всего сборных? Специалисты считают, что можно. Во всяком случае, если использовать существующие разработки в этой области.
Если бы прицеп был оборудован «вторым этажом», подобного не произошло бы
 
Схема «второго этажа» системы Second Decking System
При использовании системы двухъярусной погрузки Schmitz Cargobull AG в таком полуприцепе можно разместить не 33, а 66 европоддонов или 67 вместо 34
«Второй этаж» можно обустроить на любой высоте и при любых габаритах прицепа
Верхняя часть каждого пилона установлена на роликовые направляющие
Крепление поперечин второго яруса к пилонам
 
Каждая поперечина выдерживает почти тонну
Чтобы использовать весь объем полуприцепа и не «возить воздух», необходимы приспособления для двухъярусного размещения груза

Погрузочно-разгрузочные работы нельзя назвать «узким местом» грузоперевозок, ведь традиционный погрузчик, давно ставший неотъемлемым их участником, успешно справляется с возложенными на него задачами. Правда, оскомину у перевозчиков вызывают сборные партии грузов. С одной стороны, не хочется гнать машину полупустой, а с другой – такие грузы порой тяжело скомпоновать, да и времени на их перевалку в процессе разгрузки уходит немало.

За последние годы сразу несколько компаний объявили о разработке ряда систем для оптимизации погрузочно-разгрузочных работ, прежде всего с целью сокращения времени обработки груза.

Одна из таких систем существенно ускоряет обработку грузов, особенно сборных и мелкопартионных, и называется Second Decking System (SDS), или «система второго этажа». Ее конструкция, на первый взгляд, достаточно проста: между бортами монтируют перемычки, на которые можно ставить поддоны с грузом. Однако одной из наиболее важных особенностей SDS является возможность как глубокой ее трансформации, так и простота и удобство в работе. Преимущество «второго этажа» не только в том, что в прицепе можно разместить больше поддонов, но и в ускорении погрузочно-разгрузочных работ при перевозках сборных партий груза. Ведь нередко бывает так, что первым загружают груз, который первым надо и выгружать. И в этом случае приходится полностью разгружать прицеп, а потом снова его загружать. При этом и время, и усилия тратятся попусту.

Технология SDS позволяет легко и быстро сдвинуть тент с любого из бортов и снять погрузчиком груз с первого или второго этажа. Затем при необходимости можно быстро разобрать распорки и перемычки и, отстегнув стойки, которые не несут нагрузки, раздвинуть их, чтобы облегчить дальнейшую обработку груза. Второй этаж не только ускоряет погрузочно-разгрузочные работы, но и позволяет рациональнее использовать полезный объем прицепа, что особенно важно при перевозке разнотипных сборных грузов. Например, если при перевозке запчастей загрузить полуприцеп рессорами, поддоны с ними займут не более полуметра в высоту. В кузове останется немало свободного пространства, да и грузоподъемность позволит дополнительно перевезти немало легких и объемных деталей, например фильтров. Однако без второго этажа загрузить их не удастся, ведь навалом поддоны не поставишь, и автопоезд «повезет воздух».

Основу конструкции SDS составляют боковые опоры, или так называемые пилоны. Внизу они жестко закреплены на раме прицепа специальными фиксаторами, которые соединяются с приваренными к раме замками в местах, определенных заказчиком.

За основу замка системы SDS был взят замок фирмы Kоgel, его существенно доработали, что позволило облегчить как процесс крепления замка к раме, так и уменьшить усилие, прилагаемое при его открытии. При этом верхняя часть каждой опоры входит в постоянное зацепление колесиками с продольными направляющими, поэтому нижнюю часть любого из пилонов можно отстегнуть и легко передвинуть вдоль кузова. В этом случае используется также тент специальной конструкции – так называемая «шторка», его по соответствующим направляющим можно сдвигать вдоль каждого борта вперед-назад. Такая компоновка существенно облегчает погрузочно-разгрузочные работы прежде всего тем, что, если отстегнуть разгруженные пилоны и сдвинуть их вместе с тентом в сторону, обеспечивается доступ погрузчика к любой точке прицепа со стороны бокового борта, а не заднего. При необходимости можно одновременно использовать сразу несколько погрузчиков.

Чтобы отстегнуть пилон, надо снять фиксатор и повернуть рычаг его крепления в сторону, предварительно потянув на себя. Сделать это легко, ведь по европейским нормам водитель не должен прикладывать усилие больше 25 кг. Значит, не больше и усилия, которые прилагают как к замку пилона, так и для его продольного перемещения по верхним направляющим. При этом отстегнутый пилон держится только на колесиках в верхней направляющей, и его можно легко перемещать вдоль кузова. Разводить можно лишь те пилоны, которые не несут нагрузки и с которых сняты перемычки. Если отпадает необходимость во втором этаже, например, при перевозке штабелируемых грузов, поперечины можно легко снять и закрепить штатными креплениями на пилонах, не отнимая полезное пространство полуприцепа.

Пилоны системы SDS имеют целый ряд вариантов исполнения – «эконом», «стандарт», «профи», «суперпрофи», у них разное сечение, изготавливаются они из различных марок стали и соответственно могут нести разную нагрузку. Конечно, различаются они и ценой. Каждый перевозчик может подобрать пилоны, наиболее полно отвечающие характеру перевозимых им грузов, не тратя лишние деньги на покупку ненужного запаса прочности. Например, для перевозки на втором этаже легких грузов нет необходимости приобретать усиленные пилоны – в этом случае вполне хватит обычных.

Пилоны также бывают трех типоразмеров, предназначенных для полуприцепов с разной высотой грузового отсека: 2575...2700 мм, 2725...2850 и 2875…3000 мм. Существуют также телескопические пилоны с изменяемой длиной и разные варианты исполнения верхних частей пилонов, которыми они скользят по направляющим. Выбор возможных вариантов очень большой и позволяет удовлетворить разнообразнейшие запросы перевозчиков.

Очень важно, что если сейчас прицепы имеют фиксированный размер борта (1,5 или 2 м), то замки, к которым крепятся пилоны, можно устанавливать на любом расстоянии. Естественно, при условии, что расстояние между ними будет кратно длине продольных балок. Последние бывают двух типоразмеров – 1045…1145 и 2205…2305 мм. При этом их длина пропорциональна количеству устанавливаемых на них европоддонов – чем легче груз, тем больше может быть расстояние между пилонами.

К продольным балкам крепятся поперечины – как правило, по две на каждый ряд поддонов. Высоту второго этажа в зависимости от габаритов груза можно перестроить достаточно быстро. Каждая поперечина, длина которой может варьировать в диапазоне 2220…2546 мм, выдерживает распределенную нагрузку до 960 кг, т. е. на каждую пару поперечин можно поставить три поддона по 320 кг. Теоретически на втором этаже можно разместить бо'льшую часть груза. Впрочем, делать этого никто не будет. Более того, мало кому вообще придет в голову ставить тяжелый груз на второй этаж, поскольку тогда повысится центр тяжести прицепа и возрастет вероятность опрокидывания автопоезда.

Что касается стандартной комплектации системой Second Decking System обычного полуприцепа с грузовой площадкой 13 200х2400 мм, она включает 10 пилонов, 4 угловые стойки, 10 длинных и 2 короткие боковые балки, 33 поперечины. При этом вместимость прицепа увеличивается до 66 европоддонов, 33 из которых можно, как и прежде, ставить на пол, а еще 33 на второй этаж.

В настоящее время системы SDS, предназначенные для двухуровневого или многоуровневого размещения груза, чаще всего используют такие производители полуприцепов, как Krone и Kоgel. Кстати, последний делал подобную систему «второго этажа» самостоятельно, однако SDS имеет доработанные замки и пилоны, которые проще и удобнее в эксплуатации. Например, открывая замок Kоgel, приходится быть очень осторожным, поскольку он «отстреливается» с большой силой и может травмировать водителя. В SDS конструкция замка не только переделана, но и сертифицирована по немецкому стандарту GS-14 (это пока не обязательно), подтверждающему что эта конструкция не представляет угрозы жизнедеятельности человека. Свою разработку подобного типа имеет и Schmitz, однако она пока менее известна.

Одной из особенностей системы SDS является то, что она предназначена для установки только на новые прицепы в заводских условиях. Конечно, смонтировать «второй этаж» можно и на старом прицепе, но производители настоятельно не советуют этого делать. Впрочем, на этом этапе не прислушаться к их рекомендациям попросту невозможно, поскольку такая система не предназначена для продажи «в розницу». Теоретически «второй этаж» на уже имеющийся прицеп самостоятельно установить можно. Но перед этим надо обязательно проконсультироваться с производителем прицепа и получить от него соответствующие рекомендации, поскольку в местах крепления пилонов может потребоваться усиление рамы. В противном случае владелец будет эксплуатировать прицеп на свой страх и риск.

Стоимость этой системы назвать сложно, поскольку цена зависит как от размера полуприцепа, так и от числа и типа пилонов, перемычек, распорок и ряда других факторов.

Выпуск систем SDS начался чуть более четырех лет назад, и пока их число на постсоветском пространстве сравнительно невелико. Прежде всего по той причине, что многие перевозчики смутно представляют, для чего нужны эти системы «второго этажа», а потому деньги на них тратить не хотят. Что касается предназначения этой разработки, она ориентирована прежде всего на крупные транспортные компании, у которых есть стандартный пакет заказов и которые занимаются перевозками стандартных пакетов грузов либо, наоборот, небольших партий неоднородных попутных грузов, загружаемых-выгружаемых по пути следования в перевалочных центрах.