Новые тенденции электроприводных погрузчиков
Погрузчики компании Komatsu Forklift серии АЕ50 /АМ50 запущены в производство на японском заводе в Тотиги еще в январе 2007 года, но на российский рынок данная продукция поступила совсем недавно, во второй половине прошлого года. Для отечественных потребителей вся линейка машин АЕ50/ АМ50 пока остается «темной лошадкой». Чтобы устранить эту досадную «недоработку», мы взяли на редакционный блиц-тест электропогрузчик Komatsu модели FB15-12.
Конструкция. В серию АМ50/ АЕ50 входят стандартные четырехколесные погрузчики и так называемые трехопорные. Иногда последние именуют трехколесными, однако это неправильно, поскольку на трехопорных погрузчиках сзади, как и спереди, установлены два колеса, но расположены они по центру. Грузоподъемность машин серии АМ50/ АЕ50 составляет от 1 до 2 т. Погрузчики оснащают двумя независимыми тяговыми электродвигателями переменного тока, установленными на передней ведущей оси. Мощность каждого – 4,5 кВт.
Погрузчики комплектуют аккумуляторными батареями (АКБ) емкостью 280...565 А•ч (48 В). Под заказ возможна установка АКБ увеличенной емкости для работы при низких температурах или в сверхтяжелых условиях емкостью 725 А•ч. Благодаря тому что погрузчики работают на переменном токе, стало возможно на всех машинах серии АМ50/ АЕ50 применить систему рекуперации, при которой АКБ подзаряжается во время торможения или при движении накатом. В серии есть также погрузчики с уменьшенными габаритными размерами и радиусом поворота, при этом грузоподъемность та же.
Практика. Внешний вид погрузчиков Komatsu Forklift если и отличается чем-либо от техники конкурентов, так это четкостью линий. Выглядят машины очень стройно, строго и изящно. Ничего лишнего. Задний противовес практически не выступает за кабину оператора, что, кстати, не только красиво, но и улучшает маневренность и обзор при движении задним ходом. Комплект светотехники состоит из двух фар с отдельными лампами указателей поворота спереди и двух комбинированных фонарей сзади. Машину штатно комплектуют панорамным зеркалом заднего вида.
Ступеньки входа-выхода сделаны очень большими, с резиновым перфорированным покрытием, что, безусловно, удобно. Однако расположена площадка довольно высоко, и это несколько затрудняет посадку оператора на место. Зато с левой стороны по ходу движения на передней стойке предусмотрен поручень, что существенно облегчает процесс входа-выхода, особенно в зимней одежде.
Сиденье с большим диапазоном регулировок и электрическим подогревом предоставляет максимум комфорта. Боковая поддержка не сковывает движения, но при этом держит сидящего очень плотно. Предусмотрен ремень безопасности.
АКБ заменить просто |
Благодаря низко расположенным АКБ на месте оператора просторно. Педальный узел не ограничен гидроцилиндрами мачты, которые полностью спрятаны под пол. Резиновый защитный коврик зафиксирован на полу специальными кнопками. Комфорт повышают такие мелочи, как зажим для бумаг и закрывающаяся планшетка для документов формата А4 в спинке сиденья. Кнопка аварийной остановки расположена удобно, под рукой.
Для обеспечения безопасности по стандарту ISO 3691 сиденье оборудовано системой контроля присутствия оператора на рабочем месте. Попросту говоря, под креслом установлен датчик, который блокирует выполнение любых действий, будь то движение погрузчика или подъем мачты, если в кресле нет оператора.
Не буду подробно останавливаться на удобстве считывания информации датчиков, регулировках рулевой колонки – с этим у погрузчиков Komatsu традиционно все в порядке. Уровень обязывает. Зато органы управления мачтой заслуживают отдельного внимания. На погрузчиках серии АМ50/ АЕ50 управление подъемом и наклоном мачты осуществляется с помощью джойстиков, расположенных справа, под рукой у оператора. Ходы рычагов минимальные, мачтой можно управлять чуть заметными движениями одной руки, что снижает утомляемость оператора.
Щиток приборов традиционно удобный |
Чтобы изменить направление движения погрузчика, достаточно переключить клавишу на одном из комбинированных рычагов. Это избавляет оператора от необходимости делать лишние движения – переключение занимает доли секунды. При движении «восьмеркой» можно отчетливо прочувствовать работу системы, называемой «электронный дифференциал». Проще говоря, взаимодействие между двумя тяговыми двигателями, когда в повороте внешнее колесо делает больше оборотов, чем внутреннее, контролируется специальными датчиками (контроллерами). Двигатели не имеют механической связи, поэтому фактически дифференциала нет, всем управляет электронная система, регулирующая обороты двух двигателей.
Оператор с помощью дополнительного контроллера с дисплеем, выведенным на переднюю панель, может контролировать и задавать такие параметры, как максимальная скорость движения погрузчика и подъема каретки, настройки системы рекуперации при движении накатом или торможении. Ограничение мощности электродвигателей и скорости выполнения операций позволяет оптимизировать работу и обеспечить большую продолжительность работы погрузчика без подзарядки.
Джойстики управления мачтой |
Кстати, заряжать АКБ погрузчиков серии АМ50/ АЕ50 можно двумя способами: с помощью встроенного зарядного устройства, подключенного к стандартной розетке 380 В, и при круглосуточной эксплуатации напольно-транспортного оборудования с использованием двух аккумуляторных батарей. Пока погрузчик работает на ресурсе одной АКБ, вторая заряжается на складе с помощью переносного зарядного устройства. Сделано все возможное, чтобы облегчить процесс замены АКБ: теперь ее не надо поднимать вверх специальным подъемным оборудованием, АКБ извлекается вбок, и ее можно достать любым другим погрузчиком за несколько минут.
Кроме двух тяговых электродвигателей на погрузчиках серии АМ50/ АЕ50 применяется асинхронный электродвигатель для гидропривода подъема. Количество и подачу масла в гидравлическую систему контролируют электронные датчики, они обеспечивают плавное движение мачты во всем рабочем диапазоне. Благодаря новой электронике погрузчик FB15-12 можно (и целесообразно!) использовать для работы с хрупкими материалами и другим оборудованием, требующим аккуратного обращения. Плавному подъему и спуску груза также способствует конструкция нового пропорционального гидрораспределительного клапана. Мощность электродвигателя гидропривода 9 кВт обеспечивает высокую скорость перемещения каретки вил (0,6 м/с без груза). А увеличение скорости движения мачты при сохраняющейся плавности хода способствует повышению производительности труда.
Часто электропогрузчики используют для работы на пищевых производствах, где экологические и гигиенические показатели ставят на первое место. Электрическое подъемно-транспортное оборудование бльшую часть рабочего времени проводит в холодильных камерах, где на основные узлы и агрегаты интенсивно воздействует влага. На протестированном погрузчике применена новая система влагозащиты, соответствующая международным стандартам International Protection X4, при которой разрешена мойка электроприводных машин прямой струей воды. Все контроллеры, контакты и проводка надежно защищены и продолжают исправно работать даже после интенсивной мойки.
В заключение можно сказать, что стоимость новых электропогрузчиков по сравнению с аналогичными машинами предыдущего поколения изменилась незначительно. Согласно прайс-листу продавца, протестированный погрузчик стоит 775 000 руб. Это цена четырехопорной машины грузоподъемностью 1,5 т, оборудованной трехсекционной мачтой с высотой подъема 6 м и укомплектованной сайдшифтером – устройством бокового смещения каретки вил и системой определения присутствия водителя.