Украинский «каблук»
Lanos-фургон явился публике почти два года назад, в октябре 2005-го на одной из украинских выставок. Полномасштабное производство началось в мае 2006-го, и сразу возник такой спрос, что производственные мощности ЗАО «ЗАЗ» (не путать с «АвтоЗАЗ-Мотор»!) не поспевали за ним. Сейчас украинцы решили продавать эту модель у нас.
Фургон – самостоятельная разработка инженеров Запорожского автомобилестроительного завода. Производство фургонов стало возможным после того, как завод перешел к сборке Lanos со сваркой и окраской кузова (до тех пор кузова приходили сваренными с польского завода Daewoo в Люблине).
Готовый, но неокрашенный кузов режут позади средней стойки, «снимая» металл практически до пола. Позади сидений вваривают дополнительные трубчатые усилители и устанавливают глухую перегородку, а затем приклеивают стеклопластиковый «колпак», заделывают стыки и красят. Клеевые соединения лучше передают крутящие моменты, чем резьбовые, поэтому можно считать, что «колпак» интегрирован в силовую структуру автомобиля. В шасси изменений немного – усилены только пружины задней подвески.
На Lanos гидроусилителя рулевого управления, магнитолы, АБС и кондиционера нет, тем не менее в кабине не возникает ощущения «дешевки». Для утилитарной машины все очень аккуратно: хорошая пластмасса, выверенные стыки, нет скрипов и «сверчков». И никакого фенольного аромата, характерного для китайских машин. По-видимому, подсознательно работает поправка на класс автомобиля, а ведь тот же самый салон в седане «Сенс» хочется охарактеризовать как убогий.
Задние двери неравной ширины |
Но каков диапазон перемещения сидений! Он не просто очень большой, он огромный! Здесь уместится человек любой комплекции и роста. А ведь для фургонов с перегородкой это вечная проблема; конструкторы обычно борются за дополнительные сантиметры грузового пространства, отнимая их у ездоков. Здесь же людей в «габаритных правах» никто не ущемляет. Это касается и пассажира, за откидной спинкой сиденья которого расположилась «запаска». Вообще-то, штатное место для запасного колеса на Lanos находится в «подполе» багажника, но в данном случае эту нишу оставили пустой, чтобы не извлекать весь груз при замене колеса.
Надстройка сделана аккуратно и выглядит даже элегантно. Никаких шероховатостей на наружной стороне, качество покраски не отличается от остальной машины. Внутренние поверхности, конечно, попроще: они шершавые на ощупь, причем сильно. Это доставит неудобство при теплоизоляции – ППЭ или другие материалы лучше клеить на гладкую поверхность. Качество сопряжения пластика и металла небезупречно, но и не безобразно. Видно, что изначально зазоры между панелями были большими, 4...5 мм, но перед покраской все стыки обработали герметиком-заполнителем. Будем надеяться, что с этого герметика краска не осыплется, да и сам он не будет осыпаться.
К оформлению панели приборов претензий нет |
Двери – неравной ширины и открываются на 180°. Первой открывается большая (левая) створка, затем правая (ее фиксатор расположен на торце). Ручка открытия с замком такая же, как на дверях кабины, но у нее свой ключ. Объясняется это некими требованиями к сохранности груза, при которых водитель может и не иметь ключа от грузового отсека (его выдают только хозяину груза). Утверждение, честно говоря, сомнительное. Скорее всего, два разных замка упрощают технологию сборки. Накладные дверные петли нарочито грубые, они как бы «неродные», но функцию свою выполняют исправно, без перекосов и скрипов.
Уплотнители дверей стандартные, резиновые. Точек их крепления маловато: на правой створке тестовой машины, в верхней ее части уплотнитель уже оторвался. Открытые створки фиксируются в двух положениях – 90° и 180°, для этого предназначены две короткие штанги, закрепленные на шарнирах в нижней части створок. В нерабочем положении они удерживаются пластиковыми фиксаторами, один из которых сразу же вывалился из проема. Это результат чрезмерного усилия, с которым приходится извлекать штангу из фиксатора. Если даже его накрепко приклеить, он все равно рано или поздно вывалится из паза, ведь вынимать штангу будут часто, при каждом открытии дверей. Оставлять двери без фиксации нельзя, иначе можно повредить задние фонари. Кстати, фонари взяты от украинского автобуса «Богдан».
Погрузочная высота минимальная, задний бампер невысокий. Пол защищен рельефным резиновым покрытием, перегородка и колесные арки убраны в серый пластик. В фургоне есть внутреннее освещение. Ничего лишнего, ничто не мешает свободному перемещению груза в пределах кузова, но, увы, зафиксировать его не за что – никаких приспособлений для этого нет.
Над кабиной, в обтекателе – удобная полка, сюда монтируется газовый баллон вместимостью 50 л для версии с газовым двигателем (газовая аппаратура, между прочим, выпускается на ЗАЗе серийно), а в бензиновой модификации это просто дополнительное место для груза.
По сравнению с седаном Lanos-фургон выглядит более тяжелым и неповоротливым. Так вот, это ощущение обманчиво! Грузовой Lanos легче легкового, поскольку остекления в задней части нет и металл заменили более легким пластиком. Фургон «сбросил» 28 кг, и, конечно, это сказалось на динамике: машина стартует очень неплохо. Чтобы сравнить впечатления, мы накануне поездили на легковых «Сенс» и Lanos с двигателями 1,3 и 1,5 л соответственно. «Грузовик» заметно резвей даже относительно седана Lanos с таким же двигателем.
Задние фонари от автобуса «Богдан» |
Характер управляемости не изменился. Сразу обращаешь внимание: рулевое колесо вращается практически без усилия вблизи «прямого» положения и с высоким возвратным усилием при значительных углах поворота, настолько высоким, что в иных поворотах его тяжело удержать в руках, он просто-таки рвется в «прямое» положение! На высокой скорости это, безусловно, благо, но в городском режиме утомляет. Или дело в неправильном выборе углов установки передних колес? На «обычном» Lanos такого сильного возвратного усилия нет. Впрочем, это может быть следствием изменившейся развесовки: задняя часть стала легче, соответственно нагрузка на передние колеса увеличилась. Если так, то в нагруженном состоянии статус-кво восстановится, но испытать автомобиль с грузом у нас возможности не было.
Мощность и момент двигателя на Lanos хотя и невысокие, но тяга распределяется по оборотам очень удобно – ее максимум приходится на среднюю часть шкалы тахометра. Особой раскрутки двигатель не требует, начинать движение можно практически с холостых оборотов и дальше с предсказуемыми моментами переключений до 60 км/ч, где уже «подхватывает» пятая. Подбор передаточных отношений явно «тяговитый», рассчитанный на уверенное движение с нагрузкой. Наверное, это сделано с некоторым ущербом для максимальной скорости и экономичности, но ведь нам не гонки на грузовиках устраивать...
Запасное колесо не стесняет пассажира |
На «пустой» машине крены оказались меньше ожидаемых, поэтому различия в управляемости с «легковой» версией минимальные. Подвеска хорошо сопротивляется, «приседая», но не вызывая опасений, что есть угроза опрокидывания. Все провокации приводят к тому, что юз начинается раньше, чем колеса одного из бортов отрываются от асфальта. Причем сами скольжения контролируются легко, если, конечно, не переборщить с их компенсацией рулением в сторону поворота. В этом случае автомобиль ведет себя резко: передние колеса восстанавливают сцепление, но задние могут сорваться в занос. Это нормально для переднеприводного автомобиля с длинной базой, но все равно неприятно.
«Подвесочного» комфорта немного. Чувствуется, что подвеска стала жестче при сохранившемся диапазоне перемещения. Незагруженная машина «ловит» все неровности дороги, передавая их на органы управления. Зато появилось чувство «неубиваемости» – запаса прочности, так необходимого при нашем обилии «лежачих полицейских». Акустического комфорта тоже не прибавилось, что-то там сзади ухает, бухает и иногда скрежещет. Пустой кузов, пустой! Чему там ухать? Но ведь ухает!
Обзорность, естественно, ухудшилась. По понятным причинам отсутствует внутрисалонное зеркало. Площади наружных зеркал нужно увеличить. «Будка» перекрывает ту часть обзора назад, который у седана ведется через окна кузова, поэтому возникает значительная мертвая зона.
Современная оптика |
Маневрировать довольно тяжело, все время хочется выйти и посмотреть: что там, сзади? Думается, что лучшим выходом было бы позаимствовать зеркала с какого-нибудь японского пикапа или внедорожника: они там большие, почти квадратные. И не надо говорить про аэродинамику – у нас грузовой автомобиль!
Сейчас на российском рынке Lanos – самый дешевый импортный фургон, сделанный на базе «легковушки» и с «иномарочными» потребительскими свойствами. Но конкурировать он будет не с Renault Kangoo или Citroёn Berlingo, а с нашими марками, более дешевыми, но все-таки находящимися в одной ценовой нише с Lanos. После бесславного прекращения производства таких машин, как «Трофим» и «Ода Версия», на рынке остались только три модели – ВИС-2345, ВИС-2347 и Иж-21175.
ВИС-2345 – это фургон на базе ВАЗ-2107 грузоподъемностью 490 кг, с грузовым отсеком 3,5 м3 и стоимостью в минимальной комплектации примерно 223 тыс. руб. Его недостатки всем известны: тесная кабина с малым диапазоном перемещения сидений, плохие динамика и маневренность, посредственное качество. В активе – долгоживущая и допускающая значительные перегрузки полурамная конструкция, ремонтопригодность, дешевизна запчастей. Есть модификации и с впрысковым двигателем. Также можно заказать автомобили с разными вариантами надстроек, вплоть до холодильника.
Зеркала заднего вида маловаты |
ВИС-2347 – фургон на базе «Самара-2». Производится только с инжекторным двигателем. Это более комфортабельная и динамичная машина, чем ВИС-2345, но такой же вместимости и грузоподъемности. Стоит примерно 265 тыс. руб.
Иж-21175 – это «гибрид» ВАЗ-2104 и «Оды Версии». По технической части – те же «Жигули» (правда, с рессорной задней подвеской) с двигателем ВАЗ-2106, со всеми их достоинствами и недостатками. Иж можно купить в базовой комплектации за 180 тыс. руб., это самый дешевый развозной автомобиль таких габаритов на рынке. Его грузоподъемность – 575 кг, а вместимость кузова – 3,5 «куба».
Lanos-фургон имеет грузовой отсек вместимостью 2,5 м3, грузоподъемность 527 кг и стоит в Москве 303 700 руб. Сейчас с сервисом и запчастями на эти машины проблем нет; все это, конечно, дороже, чем на отечественные автомобили, но существенно дешевле, чем на те же Kangoo или Berlingo. А для тех, кто хочет еще дешевле, ЗАЗ делает модель с двигателем МЕМЗ 1,3 л. Она тоже вскоре появится в России и стоить будет, по предварительным прикидкам, около 270 000 руб.