Идущие в огонь и в воду
Название компании Sammutin Oy из небольшой деревушки Saynatsalo даже в самой Финляндии знают далеко не все. Зато марка Saurus известна в десятках стран мира. Именно под этой маркой 32 человека(!), включая руководство фирмы и проектно-конструкторскую группу, работающих в компании, ежегодно выпускают до 60 автомобилей самой мирной и одновременно опасной профессии – аварийно-спасательных.
Скорая «водолазная» помощь |
В наше неспокойное время беда может прийти с любой стороны, и службы спасения должны оснащаться по последнему слову техники. Взять, к примеру, не имеющий аналогов автомобиль для оказания срочной водолазной помощи. Базой для него послужил MB Atego 917 (4x4), на шасси которого установлен комфортабельный утепленный кузов из нержавеющей стали, предназначенный для подготовки к экстренному погружению 4 – 6 водолазов. При необходимости герметичный кузов может служить камерой для декомпрессии. В штатное оборудование входит автономный генератор мощностью до 40 кВт, компрессор для зарядки дыхательных баллонов, укрепленная на крыше надувная спасательная лодка, кран-балка для спуска лодки на воду непосредственно с автомобиля, выносное освещение и многое другое.
Совсем иное назначение у спасательного комплекса, смонтированного на шасси MAN 14.2284 LA LF (4x4), построенного для Латвии. С его помощью проводится экстренная эвакуация пострадавших с верхних этажей жилых и промышленных зданий. В специальный ящик с прочными боковыми стенками, подвешенный к трехзвенному гидравлическому подъемнику, можно поместить до трех раненых в лежачем положении. Два двухкиловаттных осветителя, установленных на телескопической мачте десятиметровой высоты, обеспечивают комфортные условия работы спасателей.
Actros для борьбы с техногенными катастрофами |
Среди новинок спасательного дела – автоматическая лебедка, расположенная в центральной части рамы между лонжеронами. На переднем бампере закреплен блок натяжения троса. По специальному заказу такой автомобиль можно оборудовать компрессором для подачи в рабочую зону свежего воздуха, в том числе подогретого.
Еще один образец мощного спасательного комплекса – автомобиль для ликвидации техногенных катастроф на нефтеперерабатывающих предприятиях. Он смонтирован на шасси MB Actros 1831 АК (4х4). Каркас кузова выполнен из нержавеющей стали по усиленной схеме. В нем установлен автономный генератор, компрессор, закреплен комплект гидравлических инструментов для резки и разделки стальных конструкций, дополнительные осветители, дыхательные приборы и многое другое. Полная масса автомобиля 18 т. Предусмотрено, кажется, все. Мощный гидравлический кран-манипулятор и автоматическую лебедку можно использовать при ликвидации завалов. Крыша кузова представляет собой рабочую площадку на уровне второго этажа. Для доступа на нее за кабиной установлена защищенная лестница.
«Начинка» скорой «водолазной» помощи |
Даже небольшим машинам, таким как MB Sprinter, находится применение в условиях чрезвычайных ситуаций. Например, в качестве мобильного осветителя большой мощности. В этом случае в нем монтируются два телескопических подъемника высотой до 10 м. На каждый из них установлено по четыре прожектора мощностью по 1,5 кВт. Управление подъемом, поворотом и углом наклона прожекторов осуществляется с места водителя-оператора. На длиннобазном шасси того же Sprinter выпускается автомобиль химической разведки при работе в зоне химических поражений.
Учитывая географическое положение и особенности климата Финляндии, Sammutin Oy уделяет большое внимание автомобилям быстрого реагирования RIV (Rapid Intervention Vechile) для береговых спасательных служб. Так, на длиннобазном шасси пикапа Ford F-150 (4х4) выпускается необычный комплекс для спасения рыбаков. Самое интересное в его комплектации – это своеобразные пластиковые сани-волокуши, закрепленные на крыше. Они предназначены для перемещения по тонкому льду к полынье или промоине. Эвакуируют пострадавших с помощью лебедки, установленной на переднем бампере. В большой утепленной кабине, рассчитанной на четырех членов экипажа, можно оказывать экстренную медицинскую помощь, работать с водолазным оборудованием. При необходимости автомобиль может въезжать в воду, так как каркасу кузова, изготовленному из нержавеющей стали, коррозия не грозит. Спасатели же могут работать стоя на высоких подножках или на крыше автомобиля.
В категорию RIV входят также и автомобили для обслуживания аэропортов. Компактные и динамичные, с двигателями мощностью до 360 л.с., они предназначены для оказания экстренной помощи при наземных авариях авиалайнеров, в том числе для сопровождения самолета по взлетной полосе при аварийной посадке. Установленное в этих машинах оборудование позволяет в считанные минуты разворачивать аварийные трапы, обеспечивать подачу свежего воздуха в салон поврежденного самолета, разрезать его корпус, тушить локальные очаги возгорания. Усиленные бамперы помогают автомобилям пробиваться через завалы и разбросанные обломки самолетов.
За почти полвека компания Sammutin Oy изготовила более 2 тыс. машин специального назначения, среди которых практически нет двух одинаковых, как нет и не может быть двух одинаковых чрезвычайных ситуаций.