| В последние годы количество хищений грузовиков, строительных машин и оборудования стремительно растет.
Прошла зима, настало лето – погрузчик мой далеко где-то Пик хищений строительной техники приходится на весенне-летний период, что связано с сезонным ростом активности в строительной отрасли. Технику угоняют не только со строек, но и с охраняемых стоянок. Особенностью последнего времени стали вооруженные нападения. Все более привычной становится новость типа: «Вчера в Москве вооруженные налетчики угнали бетономешалку…». Нападения, с целью завладеть строительной техникой происходят либо по дороге на стройплощадку, либо на охраняемых стоянках. Кроме того, бывают ложные заказы техники – ее арендуют для работы в каком-либо глухом месте, где и отбирают под угрозой оружия. Еще одним из способов воровства строительной техники стали мошеннические действия, когда какая-либо подставная фирма-однодневка берет в аренду или лизинг дорогое оборудование, а затем исчезает вместе с ним. Как правило, кража техники осуществляется с целью перепродажи, но бывают и хищения «для себя». Угоняют практически любую строительную технику: от мобильных подъемных кранов и экскаваторов, погрузчиков, гидромонипуляторов до тракторов, катков и бетономешалок. В январе 2003 г. в Москве впервые была совершена кража снегоуборочной машины, сумма ущерба составила 390 тыс. руб. В Московском и Санкт-Петербургском регионах, где наблюдается строительный бум, ситуация с кражами и угонами строительной техники особенно острая. В 2006 г. в Москве было зарегистрировано 86 похищений большегрузного транспорта и строительной техники. В Московской области их было 216, из них 22 относятся к категории тяжких – это 14 грабежей и 8 разбойных нападений. По итогам 2007 г. в Москве и Подмосковье зарегистрировано около ста случаев угона строительной и большегрузной техники. В 2007 г. в Подмосковье зарегистрировано 79 случаев угона большегрузной и специальной строительной техники, из которых десять относятся к категории тяжких (2 грабежа и 8 разбойных нападений). В Москве за три месяца этого года угнали 39 КамАЗов, 9 МАЗов, 8 грузовиков ЗИЛ и 13 ед. другой спецтехники – краны, бетономешалки и другие тяжелые строительные машины. По информации пресс-службы Управления ГИБДД по С.-Петербургу и Ленинградской области, в 2007 г. на территории города и области зарегистрировано 143 кражи грузовых машин и спецтехники. По сравнению с 2006 г. число краж выросло на 27,7%. Проблема кражи спецтехники остро стоит во всех регионах России. Вот несколько типичных примеров хищения строительной техники. Четверо мужчин, вооруженных дубинками, ворвались в домик охраны стройгородка строителей Третьего транспортного кольца Москвы. Сторож, сотрудник частного охранного предприятия, не успел оказать им сопротивления – его избили, а затем связали. С территории грабители угнали КамАЗ и два импортных экскаватора-погрузчика, а кроме того украли прицепной компрессор, нарезчик швов и три виброплиты. Общий ущерб составил 3 547 000 руб. У одной из московских дорожно-строительных компаний угнали каток, который находился в гараже, где базируется вся техника компании. В этом гараже строгий контроль отсутствует: рабочие приходят, берут необходимую им технику и уезжают. Неизвестный зашел в гараж, сел на каток и уехал. Каток не нашли. В марте этого года неизвестные злоумышленники угнали бетономешалку, принадлежавшую компании «Бетонстрой». Владелец машины оценивает ущерб в 1 млн руб. В мае в Москве раскрыто громкое разбойное нападение, совершенное 11 апреля. Тогда несколько неизвестных ворвались на стоянку строительной техники на ул. Генерала Дорохова и похитили три автокрана. В Подмосковье при попытке продать эти краны, были задержаны трое безработных мужчин – двое приезжих из Ингушетии и Молдавии и один москвич. Похищенные машины у них изъяты. В Челябинской области экскаваторщик, возвращаясь на базу после рабочего дня, соблазнился «левым» заработком. Заехав в безлюдное место, грабители связали экскаваторщика и выбросили из машины. В Костромской области с лесопилки похитили гидроманипуляторы для погрузки древесины, однако вскоре техника была обнаружена правоохранительными органами на одной из лесозаготовительных баз области. Аналогично закончилась история с похищением бетономешалки в Свердловской области – ее нашли на соседней стройке. В Самаре за сравнительно короткое время украли сразу несколько экземпляров дорогой спецтехники – несколько погрузчиков, пневмокаток и косилку. Рост строительного сектора стимулировал работающие в этой отрасли компании к увеличению и модернизации своего парка техники. Зачастую, чтобы купить необходимые машины, надо ждать несколько месяцев и заплатить немалые деньги. Цена автокрана или бульдозера может доходить до 12 млн. руб., экскаватора – до 9 млн. руб., катка – до 7 млн. руб., бетономешалки – до 3 млн. руб. Чаще всего угоняют более дорогую технику – отечественную со сроком эксплуатации не более одного года или импортную. Высокая стоимость строительной техники вызывает у недобросовестных людей желание приобретать ворованное, поэтому некоторые компании (как правило, мелкие) не возражают против покупки машин за полцены и в сжатые сроки, не интересуясь их происхождением. Спрос на ворованную технику стимулирует ее предложение. Годовой объем российского рынка ворованной строительной техники может быть оценен не менее чем в миллиард рублей, хотя угнанная техника продается по цене, составляющей 25…50% ее реальной стоимости. Заметим, что ущерб от угона строительных машин и механизмов определяется не только стоимостью похищенной техники, но и потерями, связанными со сбоями в графике производства работ на строительном объекте. Географически границы рынка ворованной строительной техники охватывают всю территорию России, но, по статистике, такая техника чаще всего используется на стройках в Московской области (где круглый год идет активное строительство), республиках Северного Кавказа, южных областях страны и бывших республиках СССР (Казахстан, Грузия, Белоруссия, Украина). Кражами промышляют как организованные группировки, так и «индивидуалы», но в большинстве случаев кражи строительной техники, особенно дорогой, осуществляется организованными преступными группировками. Они в состоянии произвести кражу «под заказ» конкретного потребителя и при необходимости переправить технику в другой регион и обеспечить ее фальшивыми документами. По информации МУРа, в бандитских группировках существует четкое разделение труда: «разведчики» объезжают строительные площадки и автобазы, где присматривают подходящую и плохо охраняемую технику, изучают маршруты ее транспортировки, а их «коллеги» в это время готовят новые документы, после чего совершается кража. В большинстве случаев преступники подгоняли ночью к стройке или автобазе тягач с прицепом, нападают на сторожа, связывали его и насильно поят водкой, после чего спокойно грузят технику на трейлер или в фургон и скрываются. Проблема воровства строительной техники актуальна не только для России, но и для всех стран мира, особенно для стран Восточной Европы. По экспертным оценкам, ежегодные хищения строительной техники в Европе оцениваются в 10 млрд. USD, а удается разыскать и вернуть не более 20% украденного. В Великобритании каждый год воруют строительной техники приблизительно на 180 млн. USD, в Бельгии – на 45 млн. USD, во Франции – на 200 млн. USD. В США годовая стоимость ворованной строительной техники превышает 1,5 млрд. USD (особым спросом пользуются погрузчики и экскаваторы), а находят только 10% похищенного. Поиск и возврат владельцу украденной строительной техники облегчит качественная противоугонная и спутниковая поисковая система. Так, например, фирма JCB (Великобритания) начала оснащать свои машины противоугонной системой CESAR. CESAR включает в себя систему блокировки пуска двигателя, трансмиссии и бензонасоса. Каждая машина оснащается микрочипом, содержащим информацию о владельце техники. Две пластины, защищенные от несанкционированного вмешательства, содержат уникальный код техники. Номер кода будет занесен в единую базу данных с целью оказания помощи правоохранительным органам в случае кражи техники. Кроме защиты от угона владельцы получают еще одну выгоду: снижение ставки по страхованию, которая уменьшится на 15%. В свете участившихся хищений строительной техники противоугонные поисковые системы становятся все более распространенными в России. Хорошие поисковые системы достаточно дороги, но эффективны при поиске угнанной техники. Так, оснащенный такой системой угнанный в Москве бетоносмеситель на шасси КАМаЗ после введения плана «Перехват» был задержан уже спустя час в деревне Марфино Одинцовского района. Был возвращен владельцу кран на шасси МАЗ, оборудованный спутниковой охранно-поисковой системой, который угнали накануне вечером из п. Раменское Московской области и обнаружили утром в Клину. Положительный опыт использования поисковых систем есть в Челябинске, где спутниковые сигнализации, установленные на грузовики, позволили оперативно вернуть угнанную технику хозяевам. Крупнейший отечественный производитель автокранов ивановский ОАО «Автокран», начиная с 1 мая этого года, включил в базовую комплектацию автокранов спутниковую поисковую противоугонную систему, выполняющую функцию охраны и мониторинга. Система позволяет с высокой надежностью предотвратить хищение автокрана и защитить водителя-крановщика, дает возможность владельцу вести оперативный спутниковый мониторинг всего принадлежащего ему парка автокранов «Ивановец». Защита крановой техники от хищения и разбойного нападения обеспечивается благодаря надежному охранному комплексу, включающему круглосуточный диспетчерский центр, который с помощью навигационных спутников всегда будет располагать информацией о текущем местонахождении крана, а в случае нападения и о характере воздействия, что позволит правоохранительным органам при нападении на кран оперативно приступить к перехвату машины. Кроме того, владелец крана через веб-интерфейс из любой точки мира всегда будет располагать оперативной информацией о точных координатах всех своих кранов, скорости их перемещения, состоянии (работает или не работает), а также иметь доступ ко всей истории передвижения и работы кранов. Помимо этого для каждой машины возможно установить зону перемещения или маршрут, и в случае, если «Ивановец» выйдет из этого района или отклонится от маршрута, владелец об этом сразу будет проинформирован. Охранный комплекс входит в базовую комплектацию машины, он может быть активирован еще на заводе, т. е. спутниковая поисковая противоугонная система начнет работать сразу при получении машины. По мнению экспертов, раскрытию преступлений и возврату украденной техники владельцам препятствуют следующие причины: • раскрытие факта кражи и извещение в правоохранительные органы происходит с опозданием, потому что воруют, как правило, в выходные и праздничные дни, когда на стройплощадках отсутствует должный контроль за строительной техникой; • относительно низкий приоритет данного вида воровства в правоохранительных органах, недостаток ресурсов или отсутствие криминалистов, специализирующихся на кражах такого типа; • сложность или отсутствие стандартных маркировок для идентификации и регистрации такой техники; • часто имеющий место разбор техники на запчасти, что делает неосуществимым поиск и идентификацию украденного; • вывоз техники за пределы не только данного региона, но и за пределы страны. Для предотвращения угонов и сохранности строительной техники ГИБДД предлагает соблюдать следующие достаточно простые меры: • не оставлять технику на неохраняемых стоянках; • не допускать эксплуатации техники в нерабочее время; • не оставлять транспортные средства без контроля с открытыми дверями и работающим двигателем даже на строительных площадках; • исключить из практики перевоз пассажиров, не имеющих отношение к служебной необходимости; • не оставлять в машине документы; • оборудовать транспортные средства охранной системой (сигнализацией); • в случае угона незамедлительно сообщать о данном факте в ближайший отдел милиции или по телефону 02. |