Тенденции в секторе компактных погрузчиков

Павлов И., по материалам зарубежной печати
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Распространенной тенденцией стало использование компактных фронтальных погрузчиков в качестве многоцелевой машины – для этого их оснащают быстродействующим адаптером крепления навесного оборудования, с которым они могут использоваться на десятках различных работ. Это повышает производительность и коэффициент использования машин. Ассортимент навесного оборудования растет с каждым годом, поскольку абсолютное большинство потребителей хотят иметь одну универсальную машину, которая может выполнять любые работы, а не приобретать много разных машин или без конца переоборудовать технику. Основное навесное оборудование – ковши и вилы для поддонов, а также челюстной захват и другие орудия для ландшафтных работ, например, грабли.

Расширяется использование компактных фронтальных погрузчиков в коммунальной сфере и в ландшафтном дизайне, особенно эта тенденция проявилась с уменьшением потребности во фронтальных погрузчиках в строительстве из-за кризиса. Погрузчики с бортовым поворотом также используются в этих отраслях, они дешевле, но имеют недостатки по сравнению с колесными погрузчиками: менее устойчивы при транспортировке материалов, у них хуже обзор с места оператора и бортовой поворот менее удобен, чем рулевое управление фронтальных погрузчиков. Растет использование погрузчиков компактного класса для перевозки мусора и переработки отходов, особенно легких материалов наподобие макулатуры, которые транспортируются ковшами увеличенного размера. Все чаще компактные погрузчики используют для уборки снега на улицах, особенно там, где большому погрузчику не развернуться – в узких проездах, во дворах.

Специалисты отрасли утверждают, что популярность компактных погрузчиков растет, но в основном это относится к моделям самых малых типоразмеров. Однако все основные производители погрузчиков малого класса имеют в своем ассортименте линейки компактных колесных фронтальных погрузчиков, и объем этой продукции растет.

Изменения в конструкции

Прогнозы развития мирового рынка компактных колесных погрузчиков, к которым относят машины мощностью менее 80 кВт, на 2012 г. представляют собой горизонтальную либо слегка поднимающуюся линию, повторяя тенденцию 2011 г., тогда как в 2010 г. роста не было, а в 2008–2009 гг. рынок попросту обвалился. Тем не менее компактные погрузчики – это «нишевый» продукт, и в специфических секторах рынка, названных выше, их продажи могут интенсивно расти.

Ввиду слабой активности рынка производители машин этого вида не спешат расширять модельные ряды. Однако модернизацию существующих моделей, будь то установка двигателей экологического класса Tier 4 Interim или усовершенствованных по каким-либо другим параметрам, провели многие производители. Специалисты этой отрасли считают: раз уж с машиной проводятся конструкторско-доводочные работы в связи с заменой двигателя, это повод для производителей внести и другие изменения, удовлетворяя запросы потребителей. Очевидно, лишь немногие модели останутся без модернизации.

В результате этих модернизаций не только улучшается топливная экономичность машин благодаря использованию новых двигателей, но и становятся более комфортными условия работы оператора: улучшается обзор с его рабочего места, более эргономичным становится расположение органов управления. Кроме того, более удобным становится техническое обслуживание и появляются некоторые характерные для «больших» машин опции, например вентиляторы систем охлаждения с автореверсом.

Стоимость эксплуатации компактных погрузчиков возрастает по мере увеличения стоимости топлива и расценок на обслуживание. Приятным сюрпризом для покупателей станет некоторое снижение цены продажи погрузчиков мощностью до 40 кВт. Для компактных погрузчиков больших типоразмеров продажная цена увеличится в основном из-за повышения стоимости компонентов, а также вследствие того, что производителям пришлось вложить немалые средства в освоение новых двигателей Tier 4 Interim.

Отдельные производители

Компания Wacker-Neuson выпускает компактные погрузчики на жесткой и шарнирно-сочлененной рамах. На модели WL37 мощностью 57 кВт появился дополнительный контур гидросистемы с высоким расходом жидкости – 65–130 л/мин, а универсальный адаптер для присоединения навесного оборудования пригоден для орудий от погрузчиков с бортовым поворотом. Предлагается высокоскоростной вариант с транспортными скоростями от 20 до 30 км/ч и гидросистемой повышенной производительности.

Компания Kawasaki сравнительно недавно вышла на рынок компактных колесных погрузчиков, дебютировав на выставке Conexpo 2011 с двумя моделями. Kawasaki известна своими полноразмерными погрузчиками. Компактные модели 42ZV-2 и 45ZV-2 оснащены двигателем класса Tier 4 Interim, быстродействующим адаптером для навесного оборудования и гидрораспределителем с тремя золотниками в базовой комплектации. Номинальная мощность 42ZV-2 составляет 33 кВт, а 45ZV-2 – 45 кВт.

JCB недавно модернизировала двигатель одного из своих компактных погрузчиков до уровня Tier 3. Теперь вся линейка компактных погрузчиков JCB, включая модели 406В мощностью 43 кВт и 409В мощностью 53 кВт, оснащена двигателями класса Tier 3 и в ближайшее время будет переведена на работу с двигателями Tier 4 Interim.

Модель 411НТ мощностью 68 кВт по заказу оснащают вентилятором с автореверсом. Если машина используется для планировки газонов или других работ в воздухе, насыщенном частицами травы или мусора, автореверс поможет очищать радиаторы системы охлаждения от мусора. Также по заказу модернизированная модель 411НТ может оснащаться радиатором увеличенной ширины. В таком радиаторе расстояние между ребрами охлаждения увеличено, и частицы мусора не задерживаются в промежутках.

Специалисты JCB подчеркивают, что в конструкции их погрузчиков используется плоская схема компоновки радиаторов охлаждения, а не пакетная, как у других производителей. Благодаря плоской схеме воздух поступает во все радиаторы при одинаковой температуре, тогда как при последовательном расположении радиаторов каждый следующий воздух поступает уже разогретым после прохождения предыдущего радиатора. К тому же при пакетном расположении радиаторы более склонны к засорению. Кроме того, на выбор предлагаются системы управления рычагами либо джойстиком.

Komatsu выпускает четыре модели фронтальных колесных погрузчиков мощностью от 29 до 72 кВт, и все с гидростатическим приводом хода. Гидростатическая трансмиссия обеспечивает четыре режима движения, что позволяет контролировать пробуксовку колес и тяговое усилие. В частности, погрузчики имеют так называемый режим движения S – «режим движения по песку и снегу». Он позволяет значительно улучшить работу компактного погрузчика при уборке снега отвалом или при движении по слабым и рыхлым грунтам. Система управления трансмиссией предотвращает пробуксовку колес и обеспечивает максимально возможную силу тяги. Согласно исследованиям, когда колеса вращаются со скоростью, в 1,3 раза превышающей скорость движения машины относительно земли, т. е. с 30%-ной пробуксовкой, обеспечивается максимальное тяговое усилие. Гидростатическая трансмиссия с электронным управлением позволяет оптимально реализовать этот режим.

Caterpillar производит четыре модели, которые оснащают адаптером для присоединения сменного навесного оборудования, аналогичным адаптеру погрузчиков с бортовым поворотом. В гидросистеме имеются дополнительные контуры, двухступенчатая гидростатическая трансмиссия с блокировками дифференциалов на обеих осях в стандартной комплектации. Как считают специалисты компании, модель 914G отлично подходит для коммунальных работ: машина имеет мощность 70 кВт, достаточно компактна для работы на улицах и в то же время уверенно справится с подъемом труб и бетонных плит.

Gehl выпустил три новые модели компактных колесных погрузчиков на сочлененной раме: мод. 140 (17 кВт), мод. 340 (26 кВт) и мод. 540 (35 кВт), в модификациях с кабиной и открытые. Машины высокоманевренные – угол складывания полурам составляет до 45°. В зависимости от модели эксплуатационная масса составляет от 1744 до 3307 кг, грузоподъемность – от 435 до 1116 кг, опрокидывающая нагрузка – 692–1771 кг, скорость движения – 16,9–20 км/ч. Эти небольшие машины (длина 3419–4511 мм, ширина 1049–1379 мм) развивают мощность и производительность на уровне «полноразмерных» погрузчиков. Производительность гидросистемы составляет от 30 до 53 л/мин, что позволяет работать с множеством сменных навесных орудий, унифицированных с орудиями погрузчиков с бортовым поворотом. Рабочее оборудование и ходовая часть управляются джойстиком. Сиденье оператора оснащено подвеской.

ООО «Локуст-Центр» представит новую модель компактного погрузчика Locust L603 на выставке «СТТ-2012» в Крокус Экспо. Эта модель была создана как промежуточная между Locust L453 и Locust L752. Грузоподъемность машины составляет 600 кг. На погрузчике установлены двигатель Perkins и гидравлика POCLAIN. На погрузчике может быть использовано оборудование как от Locust L453, так и от Locust L752. Погрузчик управляется с помощью джойстиков. Кроме того, на стенде компании будет представлен основной модельный ряд погрузчиков Locust и различные виды навесного оборудования.