Грейдеры выходят из моды?

Ю. Петров

Производство грейдеров в России и Европе неуклонно падает. Обратившись к приведенной ниже таблице, читатель увидит явные признаки перепроизводства. В такой ситуации обзор следовало бы вывести за рамки технического ревю и опубликовать коротенький маркетинговый бизнес-план. В ближайшее время мы так и сделаем, а сегодня поговорим о том, какие автогрейдеры в настоящее время производят в России и почему.

Брянский Арсенал ГС-18.05

Официальные круги полагают, что спад производства автогрейдеров во многом связан с изменением системы взимания налогов, которая сегодня основана на сборах акциза с продажи топливно-смазочных материалов (ТСМ). До 2004 г. дорожный фонд формировался в размере 1%-ного оборотного налога с предприятий. Новый механизм этого сбора был мало отработан, и деньги попросту не поступали в бюджет дорожной отрасли. Бюджет дорожников только в I квартале прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. сократился на порядок. Сказалось и увеличение расходов на ремонт и сокращение объемов работ по дорожному строительству в Европе и России. «В конечном итоге, – делятся своими соображениями машиностроители, – на рынке автогрейдеров и так вполне хватает».

Первые признаки спада производства автогрейдеров появились еще в 1990-х годах: утрата интереса к полуприцепным грейдерам ГП-1 (ДЗ-168) орловского завода «Дормаш» и СД-105А (Ухтагазстроймаш), прекращение выпуска Волгодонским опытно-экспериментальным заводом прицепных грейдер-элеваторов ДЗ-501 (Д-437А), Д3-502 и ДЗ-507 (грейдер, оборудованный конвейером для перемещения или погрузки грунта). На очереди – приостановка производства ближайших родственников автогрейдеров – лесодорожных машин ЛД-30 на базе «Кировца», которые предлагает на рынке тихвинское ООО «Спецстроймаш». Не в почете оказалось и грейдерное навесное оборудование ЭД-112 к трактору ХТЗ Т-150К. Сейчас рынок бдительно охраняют четыре компании: три крупных и одна поменьше.

Брянский Арсенал ГС-10.01

Одним из основных параметров автогрейдера является колесная формула, составляемая по схеме АхВхС, где А – число осей с управляемыми колесами; В – число ведущих осей и С – общее число осей. В отечественных коммунальных службах грейдеры пока задействованы мало и предпочтительной остается формула 1х1х2. У строителей наиболее популярны машины с колесной формулой 1х2х3, хотя в тяжелых грунтовых условиях или на путепрокладке, когда скорость работы важней всего, предпочтительна формула 1х3х3.

Основная продукция ОАО «Брянский арсенал» – автогрейдеры, и неудивительно, что предприятие является наиболее крупным производителем в России этого вида строительных машин. «Брянский арсенал» располагает самым широким среди российских заводов модельным рядом автогрейдеров: от двухосного ГС-10.01, используемого в коммунальном хозяйстве, до тяжелого ДЗ-198А. К новинкам и основательно модернизированным машинам завода следует отнести автогрейдеры класса 140 – ГС-14.02 с двигателями ЯМЗ-236, а также трехосный автогрейдер ГС-10.01-02. Благодаря балансирам эта техника хорошо приспособлена для профилировочных и планировочных работ, у нее высокий (75%) уровень унификации с двухосной моделью ГС-10.01, одинаковая трансмиссия, взаимозаменяемые кабина и облицовка капота.

ЧСДМ А-120.1

В 2004 г. начат выпуск первого шарнирно-сочлененного отечественного полутяжелого автогрейдера ГС-18.05 класса 180 (масса 16,65 т) с полноповоротным грейдерным отвалом длиной 3740 мм с выносом в обе стороны до 700 мм и углом зачистки откосов до 90°. Машину комплектуют дизелем ЯМЗ-236Д4 и самоблокирующимся задним мостом с дифференциалом свободного хода типа NO-spin. Двигатель агрегатирован с механической коробкой передач (КП), оборудованной гидроподжимными муфтами, либо с гидромеханической КП Рowershift производства ЗАО «ПКБ «Автоматика», которая облегчает работу оператора и значительно улучшает тяговые характеристики автогрейдера.

ОАО «Брянский арсенал» прочно удерживает бo’льшую часть сектора рынка грейдеров среднего класса не только в России, но и в СНГ. Победив европейских соперников в конкурсе «Лучший грейдерист года», завод поставил по тендеру в Прибалтику партию из 30 машин. Недавно «Брянский арсенал» выиграл тендер на поставку 67 грейдеров в Украину. Сервисные центры предприятия есть и в России, и в странах, где его продукция пользуется спросом: в Казахстане, Украине, Белоруссии, Литве. Следует заметить, что экспансия западной техники в страны экс-СССР довольно обширная – срабатывают старые партнерские взаимоотношения.

Модернезированный Дормаш А-122Б

Вторую позицию в табели производства автогрейдеров занимает ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины». В его программе две машины – А-120.1 полутяжелого типа, выпускаемый с 1997 г. взамен А-120, и полноприводный автогрейдер ДЗ-98В.1 класса 250. Сфера применения А-120.1 класса 180 достаточно широка – это и возведение земляного полотна, устройство дорожных оснований и покрытий, разнообразные планировочные работы, профилирование и отделка дорожного полотна и др. Шарнирно-сочлененная рама повышает маневренность и проходимость машины. Она складывается под углом 25° в каждую сторону, что в сочетании с поворотом колес переднего моста на 20° и наклоном колес на 20° обеспечивает радиус поворота 8 м по следу наружной колеи и вынос переднего моста на 1,9 м в каждую сторону.

Помимо работы в стесненных условиях это позволяет выравнивать и профилировать дорожное полотно одновременно двумя отвалами в результате возможности движения «крабовым ходом». Изменяя ширину захвата неполноповоротного грейдерного отвала, можно регулировать тяговое усилие машины. Гидромеханическая трансмиссия позволяет автоматически менять скорость перемещения в зависимости от внешних нагрузок. А-120.1 комплектуют 180-сильным дизелем ЯМЗ-236М-2 или Cummins мощностью 170 л.с.

ДЗ-98В.1 пока единственный отечественный автогрейдер класса 250 с приводом на все колеса (1х3х3). Машину оснащают дизелями ЯМЗ-238НД2, ЯМЗ-238НД3, У1Д6-ТК-С5, Cummins LTA10. Механическая КП с постоянным зацеплением зубчатых колес обеспечивает рабочий и транспортный режимы. Привод передних колес можно отключить. Полный привод позволяет работать со снегоочистителем с параболическим отвалом шириной 2,8 м и убирать полуметровый слой снега.

Ирмаш ГС-18.04

Дальность отбрасывания снега на максимальной скорости 47 км/ч – 15 м. В передней части автогрейдера на параллелограммной подвеске можно установить бульдозерный отвал, рыхлитель с тремя или пятью зубьями, двухсекционный плуг-путепрокладчик, способный занимать положение двухотвальное, прямое и грейдерное. Кабины оператора обоих челябинских автогрейдеров соответствуют нормам ROPS-FOPS, оборудованы сиденьями Grammer и кондиционерами Konvekta.

Третье место на рынке автогрейдеров уже много лет занимает ЗАО «Дормаш» (до ноября 2000 г. – ОАО «Орловский завод дорожных машин»), которое специализируется на выпуске автогрейдеров ДЗ-122Б среднего и ДЗ-298 тяжелого класса, а также карьерного колесного фронтального погрузчика Д-3365 с ковшом 3 м3. Разработана экспортно ориентированная программа развития предприятия, предусматривающая производство грейдеров разной мощности и сфер применения. ДЗ-122Б класса 140 является основной моделью в производственной программе. В 2004 г. модернезированный вариант А-122Б получил новый капот и более современную кабину – с кондиционером Konvekta, креслом оператора Grammer и рулевой колонкой итальянского производства. ДЗ-122Б выпускают в четырех вариантах исполнения: ДЗ-122Б с шарнирно-сочлененной рамой и гидромеханической трансмиссией; ДЗ-122Б-1 с жесткой рамой и гидромеханической трансмиссией; ДЗ-122Б-6 с шарнирно-сочлененной рамой и механической КП; ДЗ-122Б-7 с жесткой рамой и механической КП.

Боковой отвал КОРМЗ ОБГ-2

Все модификации оснащены двигателями ЯМЗ-236, Д-442, Д-260 или А-01. Спереди помимо отвала автогрейдер комплектуют балластируемым (258 л) вальцовым катком шириной 1200 мм, предназначенным для уплотнения дорожно-строительных материалов при ремонте автодорог, промышленных и сельскохозяйственных объектов. Конструкция переднего моста обеспечивает качание балки моста до 30° в обе стороны. Наклон колес до 20° влево или вправо, угол поворота колес до 45°. В сочетании с максимально повернутой рамой, наклоном и поворотом колес радиус поворота ДЗ-122Б составляет 6,8 м по наружному колесу (у аналогов он равен 7,2 и 7,8 м).

«Орловский зубр» ДЗ-298 – открытие строительного сезона 2004 г.: пока это самый тяжелый отечественный автогрейдер – эксплуатационная масса 24,1 т. Его используют на планировочных работах при строительстве насыпей и выемок земляного полотна автомобильных и железнодорожных дорог, при устройстве корыта для слоев дорожной одежды, при смешивании на полотне дороги грунтов с добавками органических и минеральных вяжущих, при ремонте и содержании дорог и обочин, при очистке дорог от снега. Дизель ЯМЗ в 240 л.с. агрегатирован с гидромеханической трансмиссией ZF, HSW или механической 6-ступенчатой КП 122А-1.55О-0000 производства псковского ЭМЗ. Задний мост – балансирная тележка с редуктором. Центральный редуктор – с самоблокирующимся дифференциалом NO-spin польской компании Fonsa. В конструкции соединения балансиров с корпусом центрального редуктора использованы оригинальные конические подшипники, благодаря которым полуоси разгружены. Это позволило повысить надежность и долговечность работы деталей мостов (шестерней, полуосей).

Дормаш ДЗ-298

Радицкий машиностроительный завод, входящий в ОАО «Ирмаш», выпускает легкие автогрейдеры ДЗ-201 и ДЗ-201.01. Это 6,3-тонные «химеры» на шасси трактора «Беларус-80» и ЛТЗ-60АВ соответственно. В передней части машин закреплена грейдерная рама. ДЗ-201 и ДЗ-201.01 предназначены для землеройно-профилировочных работ на легких грунтах при строительстве и ремонте автодорог. Их отличают универсальность работ по строительству и содержанию дорог, надежность и простота обслуживания. Кроме того, предприятие выпускает грейдер ГС-18.04 класса 180.

Белорусское предприятие «Амкодор-Ударник» производит грейдеры ДЗ-176, аналогичные ДЗ-201.

В Украине автогрейдеры выпускают два предприятия – ЗАТ «АТЕК» и концерн «Крюковский вагоностроительныйзавод» (КВСЗ), но в Россию их не поставляют. АТЕК-421 – легкий 12-тонный автогрейдер класса 100 с поворотной рамой, предназначенный для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог, работы на грунтах 1-й и 2-й категорий с предварительным рыхлением и оснащен 100-сильным дизелем СМД-17Н. Крюковский вагонзавод с 1995 г. выпустил более 160 моделей автогрейдеров, и сейчас в его производственной программе три машины – ДЗК-250-2, ДЗК-250В-3 и полноприводный ДЗК-251 класса 180 с гидромеханической трансмиссией.

КВСЗ ДЗК-251

Долгое время в Европе и США использование грейдеров массой свыше 20 т сдерживалось их непропорционально высокой стоимостью. В сущности, именно эта причина наглядно показывает, почему они так и не появились на рынке России. В то же время за последние 10 лет зарубежные компании неоднократно пытались освоить рынки более легких классов. Сейчас, с выходом на рынок 6,3- и 24-тонных машин, рынок автогрейдеров России оказался заполнен и поделен. Присутствуют модели всех предусмотренных ГОСТом классов. В свое время планы по выпуску автогрейдеров рассматривал ряд заводов, в том числе компания «Доркомсервис» (ДМ-91). Несмотря на все лукавые попытки изобразить на рынке конкуренцию, возможности автогрейдеров так до конца никем не были использованы. Одна из второстепенных причин падения интереса к ним заключается именно в этом. Грейдерное и плужное оборудование для уборки снега из сторонних предприятий выпускают только ОАО «КОРМЗ» (Кемеровский опытный ремонтно-механический завод), ОАО «Сухоложский механический завод», ОАО «ТоМеЗ» (Тосненский механический завод) и ОАО «Тюменьремдормаш». Получается, что функция грейдера искусственно сведена только к профилировке дорог или снегоочистке.

Сейчас на рынке России никто не предлагает навесное гидрофицированное оборудование для дорожных и коммунальных нужд. У нас не выпускают цилиндрическую щетку, виброуплотнитель, задний подгребающий отвал, оборудование фронтального погрузчика, плужно-роторный снегоочиститель и т. д., а вот автогрейдеров выпускается вдвое больше, чем продают их во всей Европе.