Строительные машины: новинки 2001

Канд. техн. наук Б. Марышев (идея, материалы), Л. Малютин (текст, материалы)

Конструкторская мысль ведущих мировых машиностроительных компаний движется навстречу самым разным и постоянно растущим запросам потребителя. В разнообразии движений, предпринимаемых сегодня корпорациями, можно выделить магистральные тенденции:

– расширение типажа машин, дабы предоставить покупателю технику именно той производительности или габаритов, которая нужна именно ему;

– предложение нескольких вариантов силовых установок в зависимости от технических и финансовых требований покупателя;

– предложение комплектации от разных поставщиков в зависимости от финансовых требований покупателя.

В подтверждение этих тенденций на ярмарке BAUMA, прошедшей в апреле этого года в Мюнхене, были представлены новые модели от ведущих мировых производителей.

Фирма Caterpillar дополнила свой модельный ряд катков для уплотнения грунта. Теперь серия катков D подкреплена «тяжеловесами» серии Е. От предшественников новая серия отличается:

– значительно большей массой – от 16,4 до 18,8 т (масса машин серии D – 10,5 – 11,3 т);

– более мощным дизельным двигателем с турбонаддувом Cat 3056 АТААС, развивающим 179 л.с. Впервые Caterpillar изготовила катки с таким мощным двигателем;

– новый цельный капот округлой формы из стекловолокна увеличивает машинисту обзор позади машины. Это позволяет без помех работать и маневрировать вблизи препятствий. Капот теперь откидывается в сторону кабины.

Новые машины сохранили хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатации на серии D системы: систему хода с двумя насосными контурами, вибрационную систему с патентованной конструкцией эксцентриков в корпусе стручкового типа. Капот и платформа откидываются при помощи электропривода. Катки комплектуются открытой платформой, платформой с ROPS-FOPS навесом, либо закрытой ROPS-FOPS кабиной для защиты оператора от падающих предметов. По желанию покупателя, Caterpillar комплектует катки дополнительным оборудованием: кондиционером, зеркалами, вращающимся креслом, скребками для гладких вальцов, запасными колесами и другими опциями.

Немецкая фирма Hamm AG, входящая в Wirtgen Group, представила на BAUMA целое семейство новых катков для уплотнения грунта – Series 3000. Семейство включает в себя свыше 10 типов катков в более чем 30 вариантах исполнения, массой от 5 до 25 т, оснащаемых двигателями 42 – 174 кВт. Машины оснащаются микропроцессорной системой Hammtronik, способной управлять всеми параметрами двигателя и рабочего оборудования. По выбору на них может устанавливаться ROPS-FOPS навес или ROPS-FOPS кабина.

Инженеры Hamm поработали и над повышением комфортабельности рабочего места. Новая регулируемая рулевая колонка, регулируемое эргономичное сиденье, обновленный дисплей. Конструкция капота также изменена. Теперь он сильно скошен и обзор позади машины стал значительно лучше.

По желанию заказчика, каток может комплектоваться дополнительными контрольно-измерительными приборами, включая компьютерную систему, способную собирать и запоминать результаты измерений в течение нескольких дней работы. Система может легко сниматься с машины для детального изучения данных в лабораторных условиях.

Стремясь задать тон, фирма Joseph Vogele AG, также входящая в группу компаний Wirtgen, представила на BAUMA новые асфальтоукладчики усовершенствованной конструкции Super 1900 и Super 2100. Эти машины занимают промежуточное положение между моделями Super 1800 (рабочая ширина 2,5 – 10,0 м) и Super 2500 (3,0 – 16,0 м) и заменяют Super 2000. Новинки имеют ширину укладки соответственно от 2,5 до 10,0 и 12,5 м, а их производительность – до 700 и 1 100 т/ч.

Более мощная модель способна укладывать слои толщиной до 30 см со скоростью до 25 м/мин. Для увеличения тягового усилия разработчики установили на машину дизель Deutz водяного охлаждения мощностью 160 кВт (у Super 1900 – 129 кВт) с электронной системой управления. Капот и платформа откидываются, полностью открывая силовой модуль, который можно демонтировать целиком. В нем расположены двигатель, редуктор насосов, гидронасосы и генератор.

Передняя загрузочная часть приемного бункера может быть приподнята гидравликой для полного использования смеси. Распределительные шнеки с большими лопастными сегментами закреплены на узких кронштейнах. Частоту вращения каждого шнека можно изменять плавно и независимо друг от друга.

Для обеспечения необходимой обзорности кресло машиниста можно сдвигать в ту или другую сторону за пределы габарита машины.

На новинках могут устанавливаться практически все рабочие органы и агрегаты, разработанные Vogele для укладчиков Super. С целью достижения максимальной производительности Super 2100 может работать в паре с промежуточным загрузчиком MT 1000.

Фирма Caterpillar начала поставки на европейский рынок экскаваторов-погрузчиков серии D. В нее входят четыре машины (432D/442D, 428D/438D), оснащенные дизельными двигателями мощностью от 62 до 73 кВт (83 – 94 л.с.). На первый взгляд, модели серии – близнецы-братья, настолько тонки их отличия.

Все погрузчики спереди оснащаются ковшом вместимостью 1 м3, сзади – обратной лопатой, стрела которой способна перемещаться по направляющим в поперечном направлении. Гидравлические стабилизаторные опоры являются новым стандартным оснащением. Управление опорами осуществляется из кабины с боковой консоли.

Отличия между моделями заметны с места оператора. Если модели 428D/438D оснащаются рычажно-педальными органами управления обратной лопатой, то 432D/442D снабжены джойстиками. 428D может поставляться с узкой рамой. В сочетании с ковшом с малой шириной захвата, габаритная ширина машины уменьшается на 144 мм, что удобно при работе в стесненных условиях. Модели 438D и 442D могут исполняться со всеми управляемыми колесами, что улучшает маневренность и эксплуатационную гибкость.

Следуя тенденциям отрасли, фирма Komatsu расширила свой модельный ряд мини-погрузчиков пятой серии SK714-5 и SK815-5. Теперь это самые тяжелые мини-погрузчики с бортовым поворотом от Komatsu. Внешне они отличаются друг от друга только габаритами и как две капли похожи на машины других производителей.

Базовая комплектация включает в себя четырехцилиндровый дизель Komatsu 4D88-1FD с водяным охлаждением, стандартный ковш без зубьев, ROPS-FOPS кабину, ремень безопасности, системы освещения и безопасности. Дополнительно покупатель может заказать различные варианты ковшей с зубьями и без зубьев, сигнальный маячок, зеркала, более мощную версию гидросистемы и многое другое.

Таким образом, ведущие мировые производители продемонстрировали свои возможности на пути совершенствования. Индустрия получила свежий импульс развития. В скором будущем он докатится и до нашей страны.