Новинки Volvo Trucks на дорогах России

В. Мамедов, иллюстрации Volvo Trucks

В два этапа (с марта по апрель и в июне) по двенадцати городам России пройдет демонстрационный тур новейших грузовиков компании Volvo Trucks. Автотранспортники cтраны получат возможность подробно ознакомиться с модернизированными тягачами серии FН и дебютировавшей в конце прошлого года новой серией машин FM. Встречи со шведскими специалистами, российскими дилерами, лекции, кинофильмы и проспекты помогут оценить эти разработки, вместившие в себя 70-летний опыт постройки грузовых автомобилей. В столице новые машины увидят посетители выставок «АСМАП–99» (в мае) и «Моторшоу–99» (в августе). Наш специалист побывал на старте пробега в Санкт-Петербурге и мы рады представить вам эти машины уже сейчас.

Рекордный 1998 год

Прежде чем рассказать о новинках, несколько слов о самой компании Volvo Trucks. Положение одного из ведущих производителей тяжелых грузовиков в начале этого года выглядит благоприятным. Предыдущий год закончен с рекордной прибылью, на 69%, превысившей уровень 1997 года. Впервые за 70-летнюю историю фирмы потребителям поставлено 83 280 автомобилей, что на 21% превышает уровень 1997 года и является абсолютно рекордным показателем. В декабре 1998 года старания в борьбе за высокое качество продукции были отмечены почетной наградой: вручением компании Шведского Знака Качества.

Сборка автомобилей на 10 заводах, продажа на 120 рынках мира и парк грузовиков, выпущенных с 1928 года, составляющий на 01.01.99 1 458 280 машин, половина из которых еще работает, – цифры, сами по себе говорящие о многом. Наконец, 1998-й – год дебюта нового семейства машин FM, сменяющих серию FL, и начала производства модернизированной серии FH, общий выпуск машин которой превысил 120 тысяч единиц. Теперь о самих грузовиках.

Регулируемый руль в кабине серии FH

FM – унификация при оптимальной эффективности перевозок

Новые грузовики серии FM, сменившие гамму моделей FL, выпускавшуюся с 1985 года, предназначены в первую очередь для региональных перевозок товаров, для работы на строительстве и в добывающей промышленности, а также для внутригородской транспортировки. Их конструкция по узлам и агрегатам на 78% унифицирована с серией FH, что снизило себестоимость производства и сократило расходы на запчасти. Цена на грузовики серии FM ниже цены машин серии FH, что дополнительно подогревает интерес к ним на рынках разных стран.

Каждый автомобиль выпускается по заказу конкретного покупателя, желающего получить оптимальный грузовик для конкретных условий работы. Клиент может заказать шасси под установку специализированного кузова, самосвал, тягач или мусоровоз. Во всех случаях с завода придет полностью готовый к работе автомобиль. Его внешний вид появится на мониторе компьютера после окончания беседы дилера с заказчиком. Это будет уникальная комбинация из сотен возможных вариантов.

Самосвал на шасси FM12 с колесной формулой 6 х 2 и длинной кабиной

Кабин, например, предлагается три. Короткая, так называемая «дневная», может быть дополнена койкой для отдыха или еще одним сиденьем для пассажира. Как правило, ее выбирают, если перевозки осуществляются в городе или на строительстве. Длинную кабину устанавливают на тягачи, совершающие перевозки с ночевкой на трассе. Она имеет спальное место для одного человека с матрасом размером 2000 х 700 х 125 мм. Длинная кабина может оснащаться дополнительной панелью рядом с койкой, позволяющей управлять часами, освещением в кабине, системой отопления кабины и аудиоаппаратурой. В стандартную комплектацию такой кабины обязательно входит детектор дыма. По заказу выпускаются тягачи с высокими кабинами Globetrotter с двумя спальными местами, одно из которых находится над панелью приборов.

Новые кабины существенно улучшили аэродинамику автопоездов. Для разных модификаций сопротивление воздуха снизилось на 10–20% по сравнению с моделями серии FL. Сравнивая новые кабины со старыми, сразу отмечаешь большой простор: тоннель над двигателем стал на 160 мм ниже. Панель изогнутой формы обеспечивает удобный доступ ко всем органам управления. Новинка – дисплей информационной системы, установленный на панели приборов. Он обращает внимание водителя и механика на состояние и готовность к работе двигателя и некоторых систем автомобиля.

В кабине грузовика серии FM

Для повышения удобства посадки водителя конструкторы разработали сиденье с выдвигаемой вперед подушкой и в нескольких точках шарнирно сочлененной спинкой, что уменьшило утомляемость при многочасовой непрерывной работе. Большое внимание было уделено снижению внутреннего шума и уменьшению вибраций. В результате в новых кабинах стало на 3–5 дБ(А) тише благодаря применению новых звукоизоляционных материалов.

Для повышения пассивной безопасности автомобили оснащаются трехточечными ремнями, травмобезопасной рулевой колонкой и, по заказу, подушкой безопасности для водителя. Под бампером появился противоподкатный брус, исключающий наезд грузовика на легковой автомобиль при аварии. Новая система отопления и вентиляции обеспечивает лучшее распределение воздуха, чем старая, применявшаяся в кабинах серии FL. Заказчик может выбрать кондиционер с ручным или автоматическим управлением. Не забыт даже столик для письма: его устанавливают на руль, когда потребуется взять в руки авторучку. Положение рулевого колеса регулируется по высоте и углу наклона. Для удобства посадки оно может быть отведено в сторону.

Новая 12-ступенчатая коробка передач VT2514

Серия FM насчитывает сотни вариантов шасси с колесной формулой 4 х 2, 6 х 2, 6 х 4, 8 х 2 и 8 х 4. При этом максимальная масса автопоезда может составлять 44, 52, 60, 70 и даже 100 тонн. Автомобили могут комплектоваться тремя 6-цилиндровыми дизелями с турбонаддувом и интеркулером с рабочим объемом 7,3 л мощностью 250 или 290 л.с., 9,6-литровым, развивающим 320 или 360 л.с. и с литражом 12,1, выдающим 340, 380 или 420 л.с. Отметим, что 7,3-литровый мотор является новой конструкцией, а 12-литровый – это модернизированная версия известного дизеля D12А, которым прежде снабжались грузовики серии FH.

Девять коробок передач (две из которых с автоматическим управлением Powertronic) и девять вариантов одинарных и сдвоенных задних мостов («тележек») обеспечивают передачу мощности к ведущим колесам. Ассортимент предлагаемых подвесок также впечатляет: рессорные, включая оригинальные задние с S-образной конфигурацией листов, а также с пневмоэлементами и электронным управлением подъема шасси над уровнем дороги. Для высоких полуприцепов предусмотрена возможность выпуска тягачей с пониженным сцепным устройством, равно как и специальных модификаций, рассчитанных на тяжелые условия эксплуатации.

Прогресс в конструкции силовых агрегатов

Новый задний мост-тандем RT3210НV с колесными редукторами серий FM7, FM10, FM12 для автопоездов полной массой до 100 т

Все двигатели семейства FM обладают коэффициентом полезного действия, равным 45%, пониженным расходом топлива и имеют малые выбросы токсичных веществ в атмосферу (Euro-2). Главное их отличие от старых – электронная система управления, позволяющая очень точно регулировать впрыск топлива и процесс сгорания.

Дизель D7C (дальнейшее развитие конструкции дизеля D7А) имеет больший на 0,6 л рабочий объем. В нем повышена степень сжатия, изменена камера сгорания, уменьшено трение между поршнем и цилиндром, установлены новые клапаны, поршни, кольца. Его характеристики крутящего момента стали лучше: значение максимума на графиках сместилось в зону низких и средних оборотов. Экономичный режим работы теперь соответствует диапазону 1100–1600 об/мин. Дизель D7С имеет два клапана на цилиндр, сдвоенную головку на каждую пару цилиндров и гидронасос для питания усилителя привода сцепления.

Хорошо себя зарекомендовавший в эксплуатации 9,6-литровый дизель D10В отличается по конструкции от дизеля D7С размерностью цилиндров и индивидуальными головками для каждого цилиндра. Его экономичный диапазон работы 1200–1800 об/мин. По сравнению с двумя другими моторами изменения в его конструкции для серии FM – минимальные. Модернизация самого мощного 24-клапанного двигателя D12С заключалась в повышении на 8% его максимального крутящего момента, расширения на 8–10% экономичного режима работы (до 1100–1700 об/мин), уменьшения износа распредвала, на котором появился демпфер крутильных колебаний, а также усовершенствования системы смазки, что повысило его долговечность.

Дисплей на панели приборов информирует водителя о состоянии и работе двигателя

Серьезные изменения были внесены в трансмиссии грузовиков ряда FM. В новых механических коробках передач серии VT благодаря патентованным синхронизаторам усилие на рычаге переключения снижено на 50%. На 30% уменьшено усилие в механизме привода сцепления.

Для городских грузовиков и самосвалов широко предлагается коробка передач с автоматической системой переключения Powertronic, имеющая также ручное клавишное управление. Эту коробку можно установить по заказу на любую версию грузовиков моделей FM7, FM10, FМ12. Она обеспечивает мягкое и плавное переключение и передачу усилий на ведущие колеса, что особенно важно при движении по холмистой местности и на скользких дорогах, не говоря уже о снижении утомляемости водителя в городском потоке. Предлагается также вариант коробки передач Powertronic, дополненный встроенным тормозом-замедлителем, обеспечивающим высокую эффективность торможения в сочетании со снижением износа фрикционных накладок тормозов.

Конструкция карданных передач не требует теперь пополнения смазки в течение всего срока эксплуатации. Передние мосты грузовиков рассчитаны в зависимости от типа на нагрузку 6,7; 7,1; 8,0; 8,6 или 16,0 т, а задние – на 11,5 – 26,0 т. Нагрузка на тележку задних мостов составляет 19 – 26 т. Специальные шасси с увеличенным на 90 мм дорожным просветом оценят покупатели из стран СНГ. Появился интересный вариант с колесной формулой 6 х 2 и управляемой задней осью. По заказу шасси грузовиков снабжается централизованной системой смазки. Последнее достижение: за дополнительную плату все колеса машины можно укомплектовать вместо барабанных дисковыми тормозами.

Новый задний мост RS 1344SV с одинарной главной передачей для тягачей серии FH12, работающих в составе автопоездов с полной массой до 44 т

Проектирование семейства FM велось параллельно с постоянным решением задач уменьшения числа неунифицированных узлов и деталей, что снижало эффективность производства старого семейства FL. Результаты в этом направлении выглядят очень любопытными: вместо 41 тысячи оригинальных деталей у старой гаммы FL новая FM имеет их на 1/5 меньше. Но и это не предел: в будущем специалисты Volvo доведут этот показатель до 25 тысяч.

Особенности эксплуатациисерии FM

Реализуя в конкретные конструкции принципы достижения высокого качества, безопасности и экологичности специалисты Volvo Trucks сумели существенно облегчить труд тех, кто обслуживает машины в течение их долгой жизни.

Революционным решением в новых моделях можно считать интеграцию электронных устройств, обеспечивающих работоспособность узлов и систем автомобиля в общую сеть, с выводом показаний об их техническом состоянии на дисплей. Перед глазами водителя на панели приборов находится экран Driver Information System, который фиксирует текущие значения мгновенного расхода топлива, температуры масла, уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения дизеля и другие параметры (например, величину пути, который предстоит пройти до конца маршрута).

Новый каталитический нейтрализатор, включающий в себя сажевой фильтр и выполняющий также функции глушителя

Заметим, что сервисные интервалы при техническом обслуживании моделей FM12, оснащенных дизелями D12С, увеличены до 75 тыс. км. Не последнюю роль в этом сыграл упомянутый дисплей, вовремя выявляющий неисправности и являющийся для механиков диагностическим инструментом. Замену специального масла в коробках передач и картерах задних мостов теперь можно производить раз в три года или через 400 тыс. км. В итоге наряду с повышенной надежностью и снижением расходов топлива эксплуатация машин семейства FM позволяет получить большую прибыль.

О модернизированной серии FH

Все перечисленное, касающееся снижения затрат при эксплуатации серии FM, относится и к новой серии FH, существенно обновленной по сравнению с прежней, выпускаемой с 1993 года. Новые тягачи отличает уменьшенный расход топлива, улучшенная тяговая динамика, сниженная токсичность выбросов в атмосферу и повышенная долговечность силового агрегата. Электронная система управления дизелем D12С существенно осовременила конструкцию. Более высокую мощность, 470 и 520 л.с., обеспечивает 16-клапанный дизель D16В, не претерпевший пока изменений. На новой серии FН 1998 года устанавливают новый задний мост с одинарной главной передачей и колесными редукторами. Он отличается увеличенным дорожным просветом под картером главной передачи и рекомендован для российских покупателей.

Цементовоз на шасси FM12 c колесной формулой 6 х 4

Диапазон коробок передач, предлагаемых для этих автомобилей, достиг восьми.

Демонстрационный тур, начатый 23 марта в Санкт-Петербурге, продолжится презентациями новых грузовиков в Екатеринбурге (30.03 – 02.04), Челябинске (5.04), Уфе (08.04), Тюмени (12.04), Омске (15.04), Новосибирске (19.04) и Красноярске (23.04). Там завершится его первый этап. Второй откроет мероприятия в Воронеже (10.06), затем с машинами ознакомятся жители Тольятти (14.06), Казани (17.06) и Нижнего Новгорода (22.06 – 28.06).

В прошлом году компания Volvo Trucka поставила в Россию 400 грузовиков. Несмотря на тяжелый кризис, потрясший нашу страну, интерес к новым моделям фирмы со стороны наших покупателей остается высоким.