Топливо в России
Бензин класса Euro 2 снимается с производства в России 31 декабря 2012 г., Euro 3 будет выпускаться до окончания 2014 г., Euro 4 – еще весь 2015 г. Соответственно государство с 1 января 2013 г. переходит на топливо стандарта Euro 3, а цены на бензин вырастут на 2,4–4 руб./л (по сведениям комитета Госдумы по энергетике).
Индекс потребительских цен на товары и услуги и изменение потребительских цен на автомобильный бензин и дизельное топливо в декабре 2012 г., %, по отношению к декабрю 2011 г.
РынокЦены вырастут не столько из-за перехода на Euro 3, сколько благодаря росту акцизов. Уже подписан закон об индексации акцизов на 2013–2015 гг., согласно которому ставки на автобензин и дизтопливо 4-го и 5-го классов ко второму полугодию 2013 г. поднимутся в среднем на 6%. Это увеличение необходимо для постоянного пополнения дорожных фондов, деньги из которых предназначены для ремонта и строительства российских автодорог. Общая налоговая нагрузка с 1 января 2013 г. увеличит себестоимость топлива для производителей на 2 тыс. 400 руб. на 1 т горючего и выше с последующим увеличением розничных цен на 2 руб. 40 коп. и выше за 1 л. Переход на Euro 3 способен спровоцировать дефицит топлива на рынке из-за того, что часть компаний не успеют в срок провести модернизацию производственного оборудования. Министерство энергетики России прогнозирует нехватку топлива порядка 1 млн. т. А ограничение объемов рынка наверняка вызовет еще около 40 коп. роста. Сегодня уже 70% российского бензина соответствует стандарту Euro 3, 14% – Euro 4, примерно 1% – Euro 5. Пока основные доходы по акцизам приносят бензины стандартов Euro 2 и Euro 3, а экологичные виды Euro 4 и Euro 5 продаются по льготным тарифам. В связи с запретом Euro 2 и дальнейшим выводом из потребления Euro 3 и Euro 4 невозможно оставлять эти льготные акцизные ставки. Потеря сборов по ним спровоцирует потери федерального дорожного фонда с 2013 по 2016 гг. порядка 98 млрд. руб., а все дорожные фонды недополучат порядка 350 млрд. руб. Это означает, что акцизные ставки на топливо будут повышаться, а рост цен на топливо в России в ближайшие 3–4 года будет стремителен. Пока потребительские цены на автомобильный бензин в России увеличились незначительно: в ноябре 2012 г. положительная динамика была всего лишь 0,5%, согласно данным Федеральной службы государственной статистики. За октябрь этот показатель соответствовал 2,4%, за сентябрь – 2,0%, за август – 0,5%. Июль был стабилен, в июне произошел незначительный рост на 0,2%, май прибавил 1,4%, апрель – плюс 0,7%. Март был без изменений после снижения в декабре–феврале минус 0,3% каждый месяц.
В ноябре значительно выросло в цене дизельное топливо – на 3,0%. С начала 2012 г. розничная цена бензина увеличилась на 7,0%. Стоимость автомобильного бензина на российских заправках с 26 ноября по 2 декабря в среднем снизились на 0,1% согласно подсчетам Росстата. Усредненная цена бензина 3 декабря зафиксирована 28,83 руб. за литр. Средняя цена бензина А-76/ Аи-80 – 26,41 руб., что на 2 коп. выше, чем на прошлой неделе, на столько же ниже цена Аи-92/ Аи-93 (28,02 руб./л) и Аи-95 (30,68 руб./л. Дизельное топливо подорожало на 21 коп., до 30,44 руб./л. В регионах динамика цен на бензин также нестабильна. В 23 городах России зафиксировано снижение розницы бензина, наибольшее удешевление в Казани, Курске и Черкесске – на 0,8–0,9%. В 43 субъектах РФ не изменялась стоимость бензина относительно предыдущей недели. В 17 центрах России было увеличение цены, в том числе максимальный рост на 1,4% – в Южно-Сахалинске. Потребительские цены на автомобильное топливо в Москве в течение недели не изменились, а в Санкт-Петербурге уменьшились на 0,2%. Российский опт бензина за период 26–30 ноября снизился в цене, согласно подсчетам информационно-аналитического центра «Кортес». Мелкооптовый рынок также в минусе, кроме бензина «Нормаль-80». Несмотря на это розница почти вся в плюсе, только цена бензина «Регуляр-92» не изменилась за неделю.
Летнее дизтопливо единственное подорожало за этот период на оптовом рынке на 95 руб. за тонну. А зимнее дизтопливо, напротив, выросло на 111 руб. на мелкооптовом рынке, хотя на бирже цена его сократилась на 852 руб. – до 32,781 тыс. руб. Но в рознице оба одинаково поднялись в цене на 20 коп.
ПроизводствоВыпуск бензина за неделю с 25 ноября по 2 декабря 2012 г. снизился на 4,1% – до 809,3 тыс. т, дизтоплива – на 2,5%, до 1,451 млн. т. Производство дизтоплива в России с начала 2012 г. снизилось на 1,1% (723,9 млн. т) относительно аналогичного прошлогоднего показателя – до 63,205 млн. т. Производство дизельного топлива за ноябрь выросло на 5,3% (299,5 тыс. т) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 5,979 млн. т. Объем произведенного в России бензина за период с 19 по 25 ноября 2012 г. вырос на 13,4% к объему на предыдущей неделе, до 844,2 тыс. т. Дизельного топлива за это время выпустили больше на 9,8% – 1,488 млн. т.
В Москве бензина произвели относительно предыдущей отчетной недели на 33% больше, дизтоплива – на 7,1%. Ленинградская область сократила объемы производства бензина на 9,1%, а дизельного топлива – увеличила на 0,7%. В октябре в России производство бензина составило 3 млн. 050 тыс. т, или на 2,7% меньше сентябрьского результата, дизельного топлива – 5 млн. 460 тыс. т, или на 0,9% меньше предыдущего месяца. Для информации: в 2011 г. в России выпустили 36 млн. 754 тыс. т бензина, или на 2% больше, чем в 2010 г., из них дизтоплива – 70 млн. 207 тыс. т (+0,3%). Первичная переработка нефтяного сырья за 11 месяцев 2012 г. выросла к показателям аналогичного периода прошлого года на 4,1% (до 242,241 млн. т), по подсчетам Минэнерго РФ. Производство автомобильного бензина увеличилось на 4,9%, до 34,664 млн. т; дизтоплива – снизилось на 1,1%, до 63,205 млн. т. За ноябрь автобензина выпустили 3,260 млн. т (+8,8% к аналогичному периоду прошлого года); дизтоплива – 5,979 млн. т (+5,3%). Для информации: в 2011 г. производство топлива выросло на 2,3%, до 254,2 млн. т, в том числе выпуск бензина подрос на 0,5%, до 36,24 млн. т, дизельного топлива – упал на 0,8%, до 69,653 млн. т.
|
Украина переходит на «дизель»Объем реализации дизельного топлива на Украине за октябрь 2012 г. вырос на 20%. А продажи бензина за этот же период упали на 2,8% относительно октября 2011 г. (по данным Госкомстата). Вырос спрос на сжиженный газ – на 23,2%. Неудивительно – на Украине бензин дороже, чем в соседних странах, а в рейтинге по стоимости бензина она занимает 28-е место. К концу года цена бензина поднялась до 10,7 грн за литр бензина А-95. Для сравнения: бензин А-95 в России продается в переводе на украинские деньги за 7,6 грн, в Беларуси – за 7 грн, в Казахстане – за 7,2 грн. Еще один показатель рейтинга зафиксирован: сколько бензина может купить на свою зарплату среднестатистический житель страны. Украина оказалась в самом конце, потому как на среднеукраинскую зарплату можно приобрести только 229,7 л бензина. В Люксембурге могут себе позволить купить 2100 л, в России – 770 л. Самое дорогое топливо в Норвегии – 20,9 грн/л, в Италии –18,7 грн, в Нидерландах – 18,4 грн, в Швеции – 18 грн, в Греции – 17,8 грн/л. За период после проведения рейтинговых исследований средняя цена бензина А-95 на Украине уже поднялась и на сегодня составляет порядка 11, 07 грн/л. |