Рынок грузовых автомобилей и автобусов Пакистана
По утверждению американских экспертов, в настоящее время Пакистан представляет собой весьма перспективный рынок с точки зрения сбыта автомобильной техники, особенно тяжелой (включая тягачи), а также запчастей и комплектующих. Согласно последним данным автомобильный парк Пакистана превышает 4,9 млн. машин. По состоянию на конец финансового года, продолжавшегося с 1 июля 2002 г. по 30 июня 2003 г., годовой объем продаж в этом секторе составил примерно 300 тыс. ед. техники.
![]() |
Спрос на внутреннем рынке удовлетворяется как внутренним производством, так и импортом. В Пакистане примерно 400 компаний, которые занимаются торговлей автомобильными принадлежностями и запасными частями, 25 производственных и сборочных заводов, в том числе пять – по сборке автобусов и тяжелых грузовых автомобилей.
Производство тяжелой автотехники в Пакистане за 2002/2003 год увеличилось на 45%, чему в немалой степени способствовал целый комплекс специальных мер пакистанских властей, и центральных, и региональных. Одна из них – предоставление местными органами управления «недорогих» кредитов (по ставке 4%) на закупку автобусов для городских маршрутов. Вклад центрального правительства в развитие общественного транспорта заключается в установлении специальной льготы – импортерам готовых машин, предназначенных для этих целей, предоставляется 10%-ная скидка при уплате таможенных пошлин, а импорт комплектов для сборки автобусов полностью от них освобождается.
![]() |
Ввоз на таких условиях осуществляется только через SMEDA (Small and Medium Enterprises Development Authority), без ведома этой структуры импортированная таким образом продукция не может быть перепродана или передана в другие руки. Важность такой схемы очевидна, поскольку базовая ставка пошлин на машинокомплекты для сборки автобусов и тяжелых грузовиков составляет 20%, а на готовые машины в первом случае – также 20%, а во втором – 60%.
Особым спросом в Пакистане пользуются автобусы, работающие на сжатом природном газе, чему способствовало установление официальных стандартов в отношении воздействия автотранспорта на воздушную и водную среду, а также уровня шума. В этой связи в стране расширяется сеть специальных газонаполнительных станций. В таких условиях Пакистан в данный момент занимает третье место в мире (после Аргентины и США) по численности автомобильного парка на сжатом природном газе. В середине 2003 года она превышала 265 тыс. ед.
![]() |
В числе основных поставщиков автомобильной техники в Пакистан фигурируют Япония, Республика Корея, Италия и КНР. На существенное укрепление позиций в этой стране нацелены и американские поставщики, особенно перспективной для себя считающие продажу в этой стране автобусов и грузовиков.
К крупным экспортерам тяжелой автомобильной техники Пакистан не относится. Ежегодные экспортные поставки готовой продукции ограничиваются небольшим числом тягачей. Правда, в секторе комплектующих в последние годы отмечался довольно активный прирост экспорта. В 2003 финансовом году сумма экспорта составила приблизительно 30 млн. USD. Основные экспортные направления – Европа, Австралия, Япония, Шри Ланка и страны Персидского залива.
Согласно расчетам Ассоциации продуцентов автомобильной техники Пакистана, удельный вес на рынке этой страны собранных на месте японских автобусов и тяжелых грузовых автомобилей составляет 80% (Nissan, Hino, Mazda), легких грузовых автомобилей – 50% (Suzuki, Toyota). Доля не японских марок составляет по автобусам и тяжелым грузовым автомобилям – 20% (Dong Feng, Volvo, Zabardast), по легким грузовикам – 50% (Hyundai, Kia), по тягачам – 100% (Massey Ferguson, Fiat, Universal).
![]() |