Уральское содружество

Е. Соболева

Челябинский завод «Строммашина» (ОАО, Генеральный директор С.О. Фишер) и Уральский автомобильный завод (г. Миасс Челябинской области, Внешний управляющий В.В. Панов) связывает давняя дружба. Даже их становление во многом похоже. Оба завода возникли на уральской земле из эвакуированных в годы Великой Отечественной войны предприятий. «Строммашина» считает своим родителем Ленинградский завод «Химприбор», а «УралАЗ» – АМО ЗИЛ.

АСП-43206

В ноябре 2002 г. заводу «Строммашина» исполняется 60 лет. Понятно, что продукция, выпускавшаяся на нем в годы войны, уходила в действующую армию, в частности авиабомбы. Тогда же предприятие начало работать и с автомобильной техникой – на нем переделывали бензиновые автомобили в газогенераторные. После войны завод, осваивая мирную продукцию, начал выпускать строительное оборудование: вибростанки СМ-40 для производства железобетонных изделий, редукторы, скиповые подъемники. В 60-х годах «Строммашина» изготовила гидровибрационные установки для строительства Асуанской плотины. На строительстве Братской и Бухтарминской ГЭС для укладки камнебетона применялись специально изготовленные заводом мощные вибраторы С-489.

И все же крупнейшим заказчиком и для «Строммашины», и для «УралАЗа» оставалось Министерство обороны. При создании и производстве предназначенных для него изделий работа шла по строгим правилам военной приемки. Военпреды контролировали все, начиная с разработки и согласования технического задания до изготовления и испытаний опытных образцов.

АСЭ-65-4320

Затем следовала защита перед заказчиком предлагаемой техники. В дальнейшем военпреды на предприятиях проводили жесткий контроль за выпуском продукции по всей технологической цепочке – от отдельных деталей, узлов и агрегатов до готового изделия. «УралАЗ» и «Строммашина», работая по этим принципам, с 60-х годов совместно выпускали транспортно-заряжающую машину 9Т11 для тактических комплексов.

В дальнейшем Челябинский завод «Строммашина» освоил производство автомобилей-топливозаправщиков на шасси «Урал» как для нужд армии, так и для гражданских отраслей промышленности. На базе Урал-375 был создан топливозаправщик ТЗ-5, прошедший всесторонние испытания и с успехом эксплуатировавшийся в различных родах войск. После дизелизации «Уралов» начался выпуск топливозаправщика АТЗ-7,5 с объемом цистерны 7,5 м3 на шасси Урал-4320-02.

Новая экономическая ситуация в стране потребовала и новых видов продукции. При подготовке их производства необходимо было учесть возникшие экономические реалии. Начинали формироваться основы рыночных отношений, плановая система отступала, в образовавшуюся нишу стали внедряться новые коммерческие предприятия, зачастую небольшие, нуждающиеся в быстрой оборачиваемости капитала.

АСЗ-22-4420

Можно сказать, что практически одновременно и «Строммашина», и «УралАЗ» обратили взор к предприятиям нефтегазодобывающего комплекса (НГК). Этому способствовала близость основных нефте- и газоносных районов: Тюменской, Оренбургской, Пермской областей, Башкортостана и Татарстана. Нефтяники всегда высоко ценили автотехнику «Урал», как наиболее подходящую для тяжелых условий их работы.

Благодаря уникальным качествам своих автомобилей – способности передвигаться по бездорожью, приспособленности к безгаражному хранению, простоте обслуживания, надежности трансмиссии и высоким тяговым свойствам – Уральский автозавод смог быстро войти на рынок производителей оборудования для НГК, ранее занятый почти исключительно автомобилями КрАЗ. Для этого «Уралам» потребовалась большая грузоподъемность. И в 1993-1994 гг., когда начался серийный выпуск шасси Урал-4320-1912-30 грузоподъемностью 12 т, они ее получили. Однако на «УралАЗе» понимали, что потребителю (нефте- и газодобывающим предприятиям) следует предлагать конечный продукт – технику для специализированных работ.

Автотопливозаправщик АТЗ-10

Маркетинговой и конструкторской службами автозавода были предприняты энергичные меры по «пересадке» спецтехники на шасси «Урал». Потребовалась интенсивная работа с заводами-изготовителями навесного оборудования по размещению их надстроек на шасси «Урал», его приведению к соответствию требованиям по габаритам, параметрам рамы, способу отбора мощности и другим показателям. Конструкторские службы трудились в крайне напряженном режиме, разрабатывая дополнительные комплектации для нужд разных потребителей.

Совместную работу с заводом «Строммашина» автозаводцам удалось наладить раньше, чем с большинством других предприятий. Маркетинговые исследования показали наличие острого дефицита специальных агрегатов – цементировочных, кислотных, для транспортирования электрооборудования погружных насосов, сбора проливов газового конденсата и нефти, а также различных автоцистерн. Сотрудничество миасского и челябинского заводов позволило заполнить возникшую нишу.

Одним из первых образцов спецтехники на шасси Урал-5557 стал агрегат УНПМ-5557 для нагнетания неагрессивных жидкостей при промывочно-продавочных работах в нефтяных и газовых скважинах в процессе бурения. В дальнейшем на длиннобазном шасси Урал-4320-1912-30 за короткое время был освоен выпуск высокотехнологичных агрегатов:

АЦ-9

• АЦП-4320 для нагнетания жидкостей при цементировании скважин в процессе бурения;

• АКОС1-4320 – для транспортирования и нагнетания смеси кислот, применяемых при соляно-кислотных обработках призабойных зон скважин.

АЦП-4320, в отличие от ранее изготавливавшихся агрегатов ЦА-320, может иметь привод центробежного водоподающего насоса как от специального двигателя (ГАЗ-53), так и от вала отбора мощности шасси.

Для выпуска агрегатов АКОС челябинцы освоили технологию изготовления стеклопластиковых емкостей. Заметим, что построенные по ней цистерны эксплуатируются уже 5 лет, и неизменно получают хорошие отзывы от потребителей. Применявшиеся до этого гуммированные стальные емкости обладали значительно меньшим ресурсом.

Уже имевшийся опыт изготовления топливозаправщиков, также несущих цистерны, получил дальнейшее развитие. На шасси «Урал» были изготовлены АТЗ-10-4320 и АТЗ-11,5-4320, пригодные как для транспортирования светлых нефтепродуктов, так и для заправки ими и наземной техники, и летательных аппаратов. Эти машины позволяют вести учет выданного топлива, а их приемные и раздаточные рукава укладываются в металлические пеналы и снабжены быстроразъемными соединениями.

Автоцистерна АЦ-11

Для их производства завод «Строммашина» дорабатывает шасси – глушитель автомобиля выносится из зоны цистерны под передний бампер, а топливный бак получает специальную защиту. Важным направлением работ стало создание автопоездов в составе седельного тягача и поплуприцепа-цистерны.

Добывающим предприятиям особенно по душе пришелся автопоезд АППЦ-15-44202, состоящий из седельного тягача Урал-44202-31 с двигателем ЯМЗ-238 и колесной формулой 6 х 6 и полуприцепа-цистерны объемом 15 кубометров. Две оси полуприцепа имеют односкатную ошиновку, аналогичную используемой на тягаче. Колеи тягача и полуприцепа одинаковы. Кроме того, сама цистерна устанавливается на солидную раму. Не многие сегодня заботятся о должном сочетании лучших качеств тягача (высокая проходимость и надежность) и полуприцепа (запас прочности, «привязка» к тягачу).

Развивая это направление, завод «Строммашина» создал уникальный автопоезд АТЗ-22-44202, включающий в себя седельный тягач «Урал» и полуприцеп-цистерну объемом 22 кубометра. Этот аэродромный топливозаправочный комплекс, не имеющий аналогов в России, успешно прошел испытания на специализированных полигонах Министерства обороны. Степень фильтрации топлива (З мкм) соответствует мировым стандартам.

В отличие от выпускавшихся ранее машин, АТЗ-22-44202 не имеет дополнительного двигателя (используется отбор мощности от раздаточной коробки). Он оборудован не только системой очистки от механических примесей, но и системой удаления свободной воды. Также машина оснащена блокировкой тормозов при подсоединении заправочного рукава, системой, следящей за ростом давления в заправляемой емкости (при достижении контрольной величины процесс прекращается), другими оригинальными системами, повышающими безопасность заправки.

Развивая это направление (техника с использованием цистерн) были созданы:

• маслозаправщик на шасси Урал-5557 – АМЗ-7-5557 – комплекс для обслуживания оборудования, способный осуществлять и промывку, и заправку свежим маслом. Имеет два насоса (для нового и отработанного масла). Цистерна термостатирована и обогревается с помощью выхлопных газов;

• агрегат АКН-10-4320 для сбора проливов нефти и газового конденсата. Геометрическая глубина всасывания 9 м;

• вакуумный агрегат АВ-10-4320 для забора и транспортирования жидких отходов, оборудованный вакуум-насосом (компрессором). Глубина самовсасывания 4 м.

АПШ-65

Уже выпуская широкую гамму спецтехники, завод «Строммашина» обратил внимание и на другие ее виды, составляющие отдельную нишу этого рынка:

• агрегат для перевозки штанг – АПШ-65, для механизированной погрузки, перевозки и разгрузки длинномерного нефтепромыслового оборудования (глубинно-насосных штанг, насосно-компрессионных труб);

• агрегат для транспортирования погружных электроустановок АТЭ-6,5-4320;

• автомобиль-самопогрузчик АСП-43206, оснащенный гидроманипулятором.

Сотрудничество двух уральских заводов продолжается и развивается, уже есть новые направления работы. «УралАЗ» и «Строммашина» организовали совместное предприятие «Уралавтотрейлер», которое освоило выпуск гаммы пользующихся спросом автомобильных полуприцепов и прицепов. Среди них бортовые, сортиментовозы, оборудованные различными видами коников, трехосные полуприцепы-тяжеловозы для перевозки гусеничной техники. Результаты совместной работы Уральского автозавода и завода «Строммашина» показывают, что деловые связи столь разных по масштабу и выпускаемой продукции предприятий могут и должны быть дружественными и экономически обоюдно выгодными.