Француз на Волге

Д. Донской

16 октября Ярославский моторный завод «Автодизель» (Группа ГАЗ) на своей площадке в древнем русском городе Тутаеве на Волге начал серийный выпуск нового двигателя ЯМЗ 650.10 по лицензии компании Renault Trucks. Рядный 6-цилиндровый дизель рабочим объемом 11 л, мощностью 303 кВт (412 л.с.) выполняет нормы токсичности Еuro 3. Он должен стать первым в новой линейке рядных дизельных двигателей, соответствующих нормам Еuro 3 и Еuro 4.

Основными потребителями будут традиционные партнеры ЯМЗ – автозавод «Урал» (Группа ГАЗ), белорусский МАЗ и украинский «АвтоКрАЗ», но дизель будет предлагаться также для установки на широкий диапазон тракторной, сельскохозяйственной и специальной техники. Первые образцы нового двигателя уже прошли «дорожную обкатку» на автомобилях МАЗ и «Урал».

До конца 2007 г. планируется выпуск 500 двигателей, в 2008-м – 8,5 тысячи и в последующем по 20 тысяч в год. Первое время, до середины 2008 г., двигатели станут собирать полностью из импортных комплектующих, в дальнейшем производство будет постепенно локализироваться. Дизель удовлетворяет требованиям Еuro 3, и в настоящее время совместно с британской компанией Ricardo ведется работа по доводке его до норм Еuro 4, которая должна быть завершена к 2009 г. (нормы Еuro 4 вводятся в России в 2010 г.). Объем инвестиций Группы ГАЗ в проект производства ЯМЗ-650 составил 60 млн. еврo.

Для сборки двигателей на фирме Renault Trucks была целиком закуплена автоматическая сборочная линия, на которой эти же двигатели собирали в Лионе (Франция). Линия состоит из 37 постов, шесть из которых полностью автоматизированные, и смонтирована она в одном из корпусов Тутаевского экспериментально-ремонтного завода, в котором раньше располагался цех по ремонту двигателей. Для размещения французской линии корпус полностью переоборудован под требования нового производства. Так, стены и покрытие выполнены из сэндвич-панелей, установлена система кондиционирования воздуха, которая не только поддерживает постоянную температуру (21 °С), но и небольшое избыточное давление, чтобы в цех поступал только прошедший через фильтры воздух. Многие специалисты и сборщики прошли обучение во Франции, где стажировались именно на той линии, которая сейчас установлена в Тутаеве. С началом серийного производства обучение персонала при поддержке французских специалистов продолжится уже на месте.

Целая линейка двигателей вместе с производственной линией высвободилась у Renault в связи с ее вхождением в группу Volvo и соответственно с переходом на новую номенклатуру двигателей. Однако двигатель ЯМЗ 650.10 DCi11 остается современным и перспективным, заявил на пресс-конференции по случаю начала серийного выпуска президент Renault Trucks Стефано Шмелевски.

По его образному выражению, «если к вам приходит новый шеф, который вводит новый дресс-код, что еще вам остается, кроме как отказаться от своего прежнего костюма, хотя он и вполне модный и новый?» Его активно поддержал директор дивизиона «Силовые агрегаты» ЯМЗ Игорь Кульган, пояснивший, что покупка лицензии и производственной линии по выпуску столь нового двигателя – это большая удача для ЯМЗ. «Никто никогда нам такие современные технологии не предлагает, это нам просто повезло», – подчеркнул он, имея в виду ситуацию с объединением Volvo и Renault.

Впрочем, Renault Trucks не отказывается полностью от планов использования этого двигателя и изучает возможность в кооперации с Группой ГАЗ продавать его на экспортных рынках и для установки на другие транспортные средства, а грузовики Renault, которые станут выпускать на заводе в Калуге, будут оснащать двигателями номенклатуры Volvo.

С новым двигателем на «Автодизеле» связывают большие надежды, ведь он знаменует начало освоения полной линейки новых, конкурентоспособных агрегатов для транспортной техники широкого спектра: от легковых автомобилей и легких коммерческих фургонов до тяжелых дорожных и внедорожных грузовиков.

Например, совместно с австрийской фирмой ABL разработаны двигатели нового семейства 530, серийное производство которых начнется в следующем году. Помимо этого в планы дивизиона «Силовые агрегаты» входит освоение выпуска полной гаммы коробок передач и собственной топливоподающей аппаратуры для дизельных двигателей. Выполнение этой программы позволит создать в Ярославской и Нижегородской областях более трех тысяч дополнительных рабочих мест.

При этом завод не планирует снимать с производства традиционные V-образные двигатели (именно этим вызвано размещение новой сборочной линии на площадке в Тутаево, а не в Ярославле). Сегодня именно V-образные двигатели приносят заводу основную прибыль, и до тех пор, пока они востребованы и их производство рентабельно, их станут производить и модернизировать.