Чебоксарский агрегатный завод. На пути к новым возможностям

В начале 2006 года один из крупнейших игроков российской машиностроительной отрасли ОАО »Чебоксарский агрегатный завод» заявило о новых амбициозных планах по выпуску запасных частей к промышленным тракторам зарубежного производства. В ближайшей перспективе ЧАЗ намерен перейти на полную комплектацию ходовой системы гусеничных тракторов мировых производителей, что позволит заводу не только укрепить, но и расширить свои позиции на этом рынке.

Планы Чебоксарского завода никто под сомнение не ставит. Предприятие имеет более чем десятилетний опыт производства запасных частей к ходовым системам практически всех известных зарубежных производителей промышленных тракторов, среди которых Komatsu, Caterpillar, Liebher, Hitachi и др., а также статус официального поставщика на конвейеры ряда грандов тракторостроения.

Первым шагом к реализации поставленных заводом целей стало проведение ряда мероприятий по улучшению качественных характеристик гусениц к тракторам D-355 и D-155 фирмы Komatsu. Так, например, повышение нижнего и верхнего предела объемной твердости звена гусеницы привело к более качественной запрессовке пальца и втулки в звено и, как следствие, обеспечило надежность их соединения при перевороте в ремонтных целях. Увеличение глубины упрочненной зоны беговой дорожки ТВЧ позволило существенно продлить срок работы гусеничных звеньев, складывающийся из периода до и после переворота втулки и пальца.

В результате таких нововведений эксплуатационный ресурс гусениц к тракторной технике японского производства повысился до 4000...5000 мото-ч при гарантийном сроке 12 месяцев. Проведенные испытания и рядовая эксплуатация промышленных партий подтверждают повышенную работоспособность гусениц в условиях агрессивной среды (скальные, галечные, мерзлые, а также обводненные грунты).

Немаловажный фактор, позволивший добиться такого отличного показателя, заключается еще и в том, что ОАО »ЧАЗ» при производстве гусениц к тракторной технике зарубежного производства (как, впрочем, и остальных узлов и деталей) традиционно использует только высококачественные сырьевые материалы проверенных поставщиков. В частности, применяется специальная высоколегированная сталь с повышенными прочностными характеристиками, благодаря чему гусеницы выдерживают максимальные нагрузки при эксплуатации. Необходимо отметить также, что на всех стадиях производства комплектующие детали проходят жесткий контроль и испытания на соответствие установленным нормам в области качества (система менеджмента качества, действующая на предприятии, сертифицирована на соответствие международным требованиям СМК ИСО 9001:2000).

Еще одна очень важная особенность чебоксарских гусениц состоит в максимальном приближении к аналогичным изделиям зарубежного производства. Более того, по желанию заказчика на гусеницы ОАО «ЧАЗ» можно устанавливать башмаки ведущих мировых металлургических компаний, в частности British Steele или Arcelor. Бесспорно, унификация с импортными аналогами очень удобна для потребителя, поскольку позволяет оперативно проводить ремонт техники в процессе эксплуатации, что особенно ценно в условиях работы в труднодоступных либо удаленных от центров сервисного обслуживания местах.

Большая работа, проводимая специалистами агрегатного завода по качеству выпускаемой продукции, не остается незамеченной. С каждым годом круг деловых партнеров ОАО «ЧАЗ» увеличивается, причем не только за счет представителей золото- и алмазодобывающей отрасли, на которую изначально была ориентирована продукция зарубежного направления, но и за счет компаний, задействованных в дорожно-строительном, нефтегазодобывающем, угледобывающем секторах.

В заключение надо подчеркнуть такой немаловажный факт: несмотря на то, что качество продукции Чебоксарского агрегатного завода постоянно повышается, доступная цена по-прежнему остается одной из ее главных особенностей. При качественных характеристиках не ниже уровня зарубежных аналогов изделия чебоксарского производства обходятся потребителю на 30...35% дешевле импортных, что является уникальным для среднеценового сегмента, в котором ОАО «ЧАЗ» закрепилось с момента выхода на рынок запасных частей к продукции мировых лидеров тракторостроения.