Стратегия преобразований

В. Васильев, фото автора и К. Баранова

(Окончание. Начало в «ОС» № 7, 2006 г.)

Все три блока задач в рамках концепции реформирования АМО ЗИЛ подробно отражены в продуктовой стратегии предприятия, которая сверена с темпами развития автомобильной промышленности России на период до 2010 г. Обострение борьбы за рынки сбыта вынуждает АМО ЗИЛ заботиться о модернизации и обновлении модельного ряда. ЗИЛ является в России одним из основных изготовителей автомобилей грузоподъемностью (г/п) от 2 до 6 т. Сегодня в распоряжении сбытовых служб предприятия находится более десяти базовых моделей шасси и около сотни их модификаций.

ЗИЛ-5301КМ с измененным оперением и краном-манипулятором

Для реализации конкретных технических требований, а также монтажа специального, универсального, всесезонного рабочего оборудования, всевозможных надстроек налажен выпуск нескольких базовых образцов с полезной нагрузкой от 3,7 до 8 т. Завод выпускает и внедорожники г/п 2,5 и 4 т с колесной формулой 4х4 и 6х6. В целом список продукции предприятия, учитывая кооперацию со сторонними производителями, содержит внушительное число моделей спецтехники на шасси ЗИЛ – самосвалы, бункеровозы, автоэвакуаторы, автоцистерны, аварийно-ремонтные машины, вакуумную, илососную, каналопромывочную технику, коммунальные машины, мусоровозы, автогидроподъемники, крановые установки и т. д. Сюда следует добавить еще около 300 разновидностей автофургонов.

Сегодня дилеры могут заказать на АМО ЗИЛ любой вид спецтехники, производимой в России на шасси грузовиков ЗИЛ. Предприятие в течение десяти лет выпускает несколько моделей пожарных автомобилей. С 2005 г. на ряд образцов устанавливают усиленные узлы и агрегаты, и список таких деталей постоянно растет, поэтому гарантийный пробег серийных автомобилей увеличен с 30 до 45 тыс. км.

Общий объем производст-ва продукции АМО ЗИЛ в ценах 2006 г. составит 7501,7 млн. руб. (без НДС). Планируется выпустить 16 тыс. автомобилей. Среднегодовой темп производства в бизнес-плане на этот год – 64 автомобиля в сутки против аналогичного показателя в 2005 г. 29 ед. В этом году на внутреннем рынке планируется реализовать 15 980 автомобилей и автокомпонентов на сумму более 2,7 млрд. руб. и по запасным частям показатель прошлого года предполагается увеличить почти в 1,7 раза, а с головной площадки на экспорт в 2006 г. – отправить 2600 грузовиков, включая спецтехнику собственного производства.

ЗИЛ-43273Н с измененным передком

Повышение технического уровня и улучшение потребительских качеств выпускаемой продукции, снижение металлоемкости, обеспечение соответствия автомобилей требованиям без-опасности невозможно без систематической работы по обновлению и совершенствованию конструкции агрегатов, механизмов и комплектующих. Так, внедрение на ЗИЛ-5301 «Бычок» передней подвески с малолистовыми рессорами, усиленными амортизаторами, но без стабилизатора при обеспечении необходимой плавности хода дало заметное снижение металлоемкости малотоннажника. Одновременно улучшилась ремонтопригодность, снизилась номенклатура ремонт-ных комплектов для техобслуживания. Гамму потребительской комплектации грузовиков ЗИЛ-432930 и ЗИЛ-4327 (4x4) расширит применение рулевых механизмов С-300V и С-500V немецкой фирмы RBL. Вместе с этим проведен комплекс доводочных работ по системе гидроусилителя рулевого управления, освоенного в производстве.

Усовершенствована тормозная система автомобилей семейства ЗИЛ-5301, ЗИЛ-433360, ЗИЛ-432730 и ЗИЛ-433440 (6х6) – ее оснастили более надежными в эксплуатации полиамидными трубопроводами. По предложениям дилеров «Бычки» теперь оснащают главным тормозным цилиндром доработанной конструкции и поршнями с улучшенным покрытием. Безопасность эксплуатации автомобиля и увеличение ресурса передних тормозных колодок достигается благодаря введению автоматической регулировки задних тормозов.

Трехосный эвакуатор
ЗИЛ-5302 (6х2) с неподвижной платформой

Серийные ЗИЛ-432930 и ЗИЛ-4334В1 оснащают новыми датчиками и контрольно-измерительными приборами, блоком управления и датчиками АБС, измененной приборной панелью. Бортовое напряжение возрастет до 24 В, и это упростит электрическую схему автомобиля, продлит ресурс аккумуляторов и упростит техническое обслуживания автомобилей в эксплуатации.

Переход в 2005 г. на выпуск автомобилей с двигателями, соответствующими нормам Euro 2, с увеличенной мощностью и крутящим моментом потребовал изменений конструкции сцепления, системы питания воздухом и электрооборудования. В связи с этим в 2005 г. проведено более 70 мероприятий по совершенствованию электрооборудования и электроники всех семейств автомобилей, производимых автозаводом.

В прошлом году модельный ряд серийно выпускаемых машин с колесной формулой 4x2 г/п 3,6 и 8 т пополнили три опытных образца ЗИЛ-4362 с полезной нагрузкой 4,5 т. Новый среднетоннажник почти с такой же погрузочной высотой, как у «Бычка», должен противостоять натиску конкурентов с Горьковского, Кам-ского и Минского автозаводов. Унификация ЗИЛ-4362 со своим старшим «собратом» ЗИЛ-5301 не стала сдерживающим фактором для внедрения многих новинок. Колесная база увеличена до 4505 мм, более прочная рама грузовика оснащена лонжеронами постоянного сечения, усилены передняя ось и задний ведущий мост, оборудованный блокировкой дифференциала гипоидной главной передачи. Модернизированная подвеска выдерживает более высокие нагрузки, а оригинальные дисковые тормоза дополнены АБС. ЗИЛ-4362 комплектуют колесами 6,75x17,5, иной светотехникой, электроприборами с единым бортовым напряжением 24 В и вместительной грузовой платформой. Рестайлинг автомобиля затронул оперение, капот, крылья и передний бампер.

«Трехтонка» ЗИЛ-5301ВЕ с модернизированными кабиной и оперением

В разных вариантах этот грузовик станут оснащать дизелями Cummins (Euro 3) мощностью 155 л.с. или 136-cильным ММЗ Д-245.9Е2, отвечающим нормам Euro 2 или Euro 3. Принад-лежностью среднетоннажника являются бортовая платформа, снабженная съемными дугами и тентом, фургон общего назначения, специальный фургон и т. д. В этом году ЗИЛ выпустит опытно-промышленную партию таких автомобилей, а в 2007-м должно начаться их серийное производство.

Еще не исчерпаны и возможности «Бычка». На базе ЗИЛ-5301СС изготовлены специальные унифицированные шасси под установку различного оборудования. Машины оснащают дизелем ММЗ Д-245.9Е2 и цельнометаллическим многофункциональным фургоном в разной комплектации. Благодаря оптимальным внутренним размерам кузова (высота 1850 мм, длина 2700 мм, ширина на высоте 1 м от пола 1950 мм) создаются комфортные условия для работы специалистов. Завершены сертификационные испытания этой модели для силовых ведомств и в качестве медицинского транспортного средства.

Специалисты ЗИЛа, задавшись целью обновить внешний вид «Бычка», разработали новый дизайн и конструкцию унифицированного оперения. Попутно они решили и другую задачу – теперь в подкапотном пространстве можно разместить разные современные дизельные двигатели от разных производителей. Впервые такой автомобиль демонстрировался на Мотор-шоу ’2005.

В моторном отсеке ЗИЛ-4334В1 новый дизель
ММЗ Д-245.30

В 2005 г. расширился выпуск модельного ряда эвакуаторов ЗИЛ-5301АР г/п свыше 2,5 т в комплектации с электрической и механической лебедками, развивающими усилие соответственно 3 и 6 т. Разработана конструкция эвакуатора со сдвижной платформой ЗИЛ-5301ШО, предназначенного для эвакуации неисправных автомобилей полной массой более 3 т и габаритной длиной до 5 м. Завершена опытно-конструкторская работа по созданию трехосных эвакуаторов ЗИЛ-5302АР (6x2) с увеличенной до 5 т грузоподъемностью, импортным краном-манипулятором с вылетом стрелы до 7,8 м и платформой с ровным полом. Предприятие изготовило также опытные образцы эвакуаторов со сдвижной платформой, с краном-манипулятором и сдвижной платформой, а также с краном манипулятором и устройством, позволяющим эвакуировать поврежденную технику методом частичной погрузки.

После успешных эксплуатационных и сертификационных испытаний началось производ-ство реанимобиля ЗИЛ-32502М на шасси фургона ЗИЛ-5301Н1. По правому борту реанимобиля есть сдвижная дверь между двухместной кабиной и салоном. В этой двери и в задних распашных дверях вставлены стекла, на крыше установлен открывающийся люк с прозрачной вставкой из оргстекла для нанесения опо-знавательного знака санитарного автомобиля. Внутреннюю обивку салона и медицинское снаряжение устанавливает специализированное предприятие.

Опытный образец ЗИЛ-433181 с новым стайлингом кабины получил более привлекательную облицовку радиатора, несколько удлиненный капот и прямоугольные фары, встроенные в перед-ний бампер. Автомобиль может трансформироваться в различные варианты, необходимые потребителям. Разработана по-требительская комплектация для выпуска малыми сериями специализированных шасси с особо длинной базой на агрегатах ЗИЛ-4331. Подобная модель, предназначенная для аэродромного обслуживания, уже выпускается по контракту с латвийской компанией LAS-1. Проведен анализ возможности применения импортных двигателей на серийных автомобилях ЗИЛ. Речь идет о китайском дизеле СА4DF2-14 и польском дизеле Andoria, которые агрегатируются с чешской коробкой передач Praha.

Шасси ЗИЛ-433182

Модельный ряд среднетоннажников пополнился обновленными машинами с колесной формулой 4x4 и 6x6. Спроектирован и налажен выпуск грузовиков на агрегатной базе семейства ЗИЛ-4334 (6x6). Один из них – ЗИЛ-433474 оборудуют бензиновым 7-литровым двигателем ЗИЛ-509.10 мощностью 175 л.с., а в моторном отсеке ЗИЛ-4334В1 увеличенной до 5 т грузоподъемности можно обнаружить новый минский дизель ММЗ Д-245.30Е2 (Euro 2) в 155 л.с. Заказчики уже получили партию таких машин.

Не забыли заводские специалисты и двухосные полноприводные автомобили серии ЗИЛ-4327, которые охотно применяются в городском хозяйстве в качестве универсальной техники, а также для эксплуатации на бездорожье. В свою очередь у модификаций с индексами ЗИЛ-43272Н, ЗИЛ-43273Н и ЗИЛ-43273А увеличенная до 3 т грузоподъемность, их комплектуют дизелями ММЗ Д-245.9Е2 и устройствами отбора мощности для привода навесного оборудования. Колесная база ЗИЛ-43272Н – 3340 мм, база ЗИЛ-43273Н и ЗИЛ-43273А – 4140 мм. Пара внедорожников ЗИЛ-43273Н проходит эксплуатационные испытания в Пограничных войсках России. Сертификационные испытания за рубежом проходит опытный образец ЗИЛ-43273А с дизелем Andoria и коробкой передач Praha. Такими же агрегатами оснащен ЗИЛ-43272Н, при этом используются оригинальные кронштейны крепления двигателя, изменена выпускная система, радиатор охлаждения двигателя, диффузор, воздуховоды, конструкция гидроусилителя рулевого управления, механизм переключения передач, длина карданного вала и др. Оперение решетки радиатора пластиковое, фары прямоугольной формы.

Новейший
ЗИЛ-4334А1 (6х6)

Элементы шасси ЗИЛ-4362 будут использованы для изготовления опытного бескапотного грузовика г/п 4,5 т с кабиной фирмы Steyr. От базового образца ему достанутся заготовки лонжеронов рамы, балка передней оси, задний ведущий мост с подвеской, тормозная аппаратура и колеса. В связи с возросшей нагрузкой на ось переднюю подвеску усилят, установят новый механизм рулевого управления, рулевые тяги, выпускную систему, изменят комплектацию двигателя, вентилятор и диффузор. Оригинальными будут система освещения, пучки проводов, приводы управления коробкой передач, подачей топлива и сцеплением, кронштейны крепления кабины и откидывающего механизма. Напряжение бортовой сети – 24 В. Еще один опытный бескапотник с кабиной Steyr создается на агрегатной базе «шеститонника» семейства ЗИЛ-4333.

Большое значение на ЗИЛе придают контактам с иностранными автомобильными компаниями, в том числе с китайскими, интерес к которым вполне закономерен: автомобильная промышленность Китая развивается бурными темпами, а потому все активнее начинает конкурировать с продукцией западных производителей. По целому ряду технических показателей китайцы пока отстают даже от российских предприятий. Подобное положение заставляет их быть очень покладистыми партнерами, готовыми рассматривать любые варианты взаимодействия при условии коммерческой выгоды. Такой подход близок ЗИЛу, поскольку позволяет предприятию снизить затраты при создании новых изделий и при продвижении их на рынки, в том числе зарубежные. Взаимодействие зиловцев одновременно с двумя ино-странными компаниями снижает риски, возникающие при работе с единственным партнером, позволяет расширить собственный модельный ряд и эффективно использовать новую продуктовую стратегию предприятия.

Китайский FAW HFC1045K2 грузоподъемностью 2 т, возможно, превратится в малотоннажник ЗИЛ-33ХХ

Один из кандидатов в партнеры – компания FAW, крупнейший китайский автопроизводитель с годовым производством более 1 млн. автомобилей. Любопытно, что в 1953 г. производственные мощности фирмы были построены с помощью Советского Союза и тогдашнего ЗИСа. Китайцам передали для серийного выпуска грузовик ЗИС-150, а немалое число специалистов FAW трудились в свое время в цехах столичного автозавода. Неудивительно поэтому, что многие технологические карты, которые использует FAW, идентичны зиловским. Все это должно значительно облегчить техническую сторону сотрудничества и повысить слаженность совместной работы. Потому и контакты с этой компанией для АМО ЗИЛ являются наиболее логичным сценарием. Другой партнер, китайская компания JAC, у себя в стране лидирует в области производства автобусов и легких коммерческих автомобилей.

Перспективные планы пред-усматривают выпуск совершенно новых моделей в течение 2007–2008 гг. Предпочтение отдается городскому автобусу малого класса с несущим кузовом длиной от 6 до 8,5 м. Большое внимание уделяется развозным малотоннажным автомобилям г/п от 1 до 4 т с кабиной над двигателем. Замыкает цепочку коммерческий пикап, или мини-фургон, способный перевозить до тонны груза. Следует отметить, что если автобус и грузовичок разрабатываются при участии инженеров двух стран как совместные модели, то пикап на ЗИЛе считают целесообразным собирать из по-ставляемых комплектов. Зиловцы уже адаптируют китайские моторы и ряд других узлов к российским стандартам, проводят их испытания и сертифицируют. Для этой цели в распоряжение испытателей ЗИЛа поступили 2-тонный грузовик и автобус компании FAW, а также автобус JAC.

Автобус среднего класса JAC может «прописаться» в России

Предполагается, что грузоподъемность перспективного зиловского грузовика с кабиной над двигателем и условным обозначением ЗИЛ-33ХХ будет 1750 кг при полной массе 4060 кг. Дизель модели CA4D32-09 (Euro 2) мощностью 122 л.с. разгонит машину до 110 км/ч. Полезная нагрузка другой модели ЗИЛ-33ХХ достигает 3 т, полная масса – 6 т. Дизель CA4D32-12 (Euro 2) в 163 л.с. обеспечивает максимальную скорость до 100 км/ч. Если говорить о будущих автобусах – ЗИЛ-42ХХ, то один из них со 170-сильным дизелем YC4G170-20 (Euro 2) рассчитан на перевозку 40 чел., включая 20 на сиденьях. У другого аналогичные данные – соответственно 43 и 25 чел., а мощность дизеля CA4DF2-17 (Euro 2) также 170 л.с.
ЗИЛ предполагает сотрудничество и с другими стратегическими партнерами. Примером может служить Латвия, где во второй половине 2007 г. в Елгаве начнется выпуск грузовиков и автобусов ЗИЛ. Стоимость проекта оценивается приблизительно в 15 млн. евро. Правитель-ству Москвы будет принадлежать 51% акций, а латвийской стороне в лице АО «FERRUS» – 49%. На предприятии планируют собирать грузовики на базе моделей ЗИЛ-4362С с дизелем Cummins. Считают, что объем выпуска составит до 1 тыс. автомобилей, отвечающих стандартам Евросоюза. Ориентировочная стоимость каждого образца – не более 20 тыс. евро. В перспективе в Елгаве планируют выпускать и городские автобусы.

Надеемся, что все экономические реформы, происходящие на ЗИЛе, выведут прославленное предприятие на новый уровень.