Австрийские ноу-хау для американской армии
Идея посетить испытательный полигон австрийской компании Steyr-Daimler-Puch родилась совершенно случайно. При знакомстве со сборкой автомобилей на заводе в Штайре инженер, сопровождавший меня, первого российского журналиста, приехавшего на фирму, вдруг заметил: «А знаете, ведь мы поставляем наши вездеходы в армию США и Канады...» «Что же, у них своих машин не хватает?» – вырвалось у меня. «Нет, но таких хороших, как делаем мы, у них просто нет. Вы можете познакомиться с ними на нашем полигоне». Упустить такую возможность, согласитесь, было бы непростительно.
Датчик угловой скорости колеса |
Испытательный полигон, расположенный недалеко от города Сан-Себастьян, по занимаемой площади не идет ни в какое сравнение с подмосковным Дмитровским. Однако проложенная по нему трасса для внедорожников настолько разнообразна по своим препятствиям, что на ней всерьез можно проводить соревнования по триалу. Кроме традиционных размытых грунтовых дорог и водных преград, здесь присутствует столько рвов, эскарпов, холмов с различным дорожным покрытием и крутизной, что однозначно указывает на главное назначение всего комплекса: проверить колесную военную технику на способность к перемещению в таких условиях, какие оговорены в жестких требованиях заказчика (т. е. армейских специалистов).
На полигоне меня уже ждали. Двухосный грузовик Steyr 12М18 с колесной формулой 4х4 и кузовом «фургон», несмотря на свежую краску и, прямо скажем, какой-то невоенный вид, оказался одним из серии австрийских вездеходов, стоящих на вооружении заокеанских армий.
Поймав на моем лице намек на явное разочарование, представитель автополигона пригласил меня сесть в кабину на пассажирское кресло, а сам, хитро прищурившись, задал вопрос: «Как Вы думаете, каких традиционных для вездехода органов управления здесь не хватает?» Мой ответ не заставил себя долго ждать: отсутствовали рычаги управления раздаточной коробкой. Но что-либо выяснять было уже поздно – грузовик быстро направлялся к ближайшему холму, а мой водитель, лихо орудуя тремя педалями и рычагом управления механической коробкой передач, стал очень сосредоточенным, чтобы сдать экзамен перед представителем российской прессы только на «отлично».
Трехосный грузовик Steyr для армии США |
Наконец он заговорил. «Посмотрите на эти лампочки, – указал он на панель приборов. – Каждая из них зажигается, когда в работу вступает передний ведущий мост, или раздаточная коробка отрабатывает переход с высшей передачи на низшую, или блокируются межколесные дифференциалы каждого из мостов». Между тем, по мере того как, переваливаясь с бока на бок, автомобиль преодолевал одно препятствие за другим, лампочки действительно «жили своей жизнью», напоминая электрогирлянду новогодней елки, а это значило только одно: все механизмы, о работе которых они сигнализировали, действовали в автоматическом режиме.
Вот это да! Возможно ли такое? Я поймал себя на мысли, что приобщен к какому-то неведомому доселе открытию, способному перевернуть мир. «Простите, мы едем на опытном образце?» – спросил я инженера-испытателя. «Отнюдь, таких машин, с колесной формулой как 4х4, так и 6х6, мы отправили в США и Канаду уже несколько сотен. Американские специалисты сумели по достоинству оценить нашу уникальную систему управления трансмиссией ADM (Automatic Drivetrain Management), благодаря которой мы получили важный заказ. Как видите, управлять машиной в сложных условиях чрезвычайно легко, а значит, за ее руль можно посадить молодого неопытного новобранца, ранее никогда не управлявшего вездеходом, и он легко справится с любой транспортной задачей. Впрочем, вы и сами можете в этом убедиться, если сядете на мое место!»
Мозговой центр ADM |
Так на некоторое время я стал водителем этого уникального автомобиля. Что только он у меня не вытворял! Крутые подъемы и спуски, «болото» и песчаные участки, которые преодолевал грузовик со светомузыкой на приборной панели (из радиоприемника неслись народные австрийские наигрыши), ни на минуту нигде не задерживаясь, уже давно остановили бы машину с обычными, неавтоматическими механизмами. При этом я не испытал ни малейшей усталости или какого-то дискомфорта за рулем. Я ездил по сложному бездорожью так же легко, как по асфальту.
Рассказывал мне о сути работы системы АDМ один из ее разработчиков, когда мы, сидя за чашкой кофе в офисе полигона, обсуждали поездку на машине.
«Главная наша задача состояла в том, чтобы при любых обстоятельствах тяга на каждом колесе вездехода была максимальной и при этом сохранялась высокая управляемость автомобилем, – рассказывал он, сопровождая беседу показом иллюстраций, приведенных в данной статье. – Для этого все компоненты трансмиссии мы оборудовали датчиками угловой скорости, которые постоянно передают информацию мозговому центру ADM – электронному блоку. Контроль ведется за работой двигателя, коробки передач, раздаточной коробки, карданных валов. Специальные муфты, позволяющие на скорости включать и выключать передний мост и передачи в синхронизированной двухступенчатой раздаточной коробке, позволили использовать относительно дешевые и надежные пневмоприводы, управление которыми возложено на электронику. Важно отметить, что сочетание передаточных чисел в основной коробке и «раздатке» всегда оптимально для конкретных дорожных условий, при этом функция водителя ограничивается правильным выбором передачи в основной коробке».
Схема размещения агрегатов трехосного полноприводного автомобиля Steyr, оснащенного ADM:
1 – автоматически блокируемый межколесный дифференциал переднего моста; 2 – раздаточная коробка с синхронизированным переключением передач и муфтой автоматического подключения переднего моста; 3 – автоматический межосевой дифференциал; 4 – автоматически блокируемые межколесные дифференциалы среднего и заднего мостов
По сигналам электронного мозга осуществляется блокировка межколесных и межосевого (у трехосного автомобиля) дифференциалов, включение и отключение переднего ведущего моста. При этом теоретически число осей машины и ее компоновка большого значения не имеют. Компания Steyr Antriebstechnik, входящая в концерн Steyr-Daimler-Puch AG, как разработчик ADM, уже предлагает упрощенную разновидность системы для установки на обычные или магистральные грузовики и даже на городские автобусы. Испытания подтвердили высокую эффективность работы системы на любых объектах транспорта.
Проведенный демонстрационный пробег вездеходов, оснащенных системой ADM, по пустыне в Египте подтвердил мнение специалистов, что австрийская компания осуществила прорыв в создании полноприводных трансмиссий. Новинкой заинтересовались многие автомобильные фирмы мира. Японская Hino попросила Steyr оборудовать системой ADM свои спортивные грузовики, принимавшие участие в ралли Париж – Дакар. При этом австрийцы рады предложить свое ноу-хау всем, кто его оценил и им заинтересовался.