Грузовики на MIMS-2000
Шестой с 1992 года Московский международный автосалон (Moscow International Motor Show, MIMS) вошел в историю как самый необычный. В результате объявленного организаторам выставки бойкота среди его участников впервые за много лет не было крупнейших мировых автомобилестроителей. Тем не менее, многочисленным посетителям было на что посмотреть. Широкую палитру новинок представили все активно работающие отечественные автозаводы. Грузовые автомобили показали также многие инофирмы. Среди них: MAN, Volvo Truck, IVECO, Tatra, Renault V.I., Hyundai Motor.
Традиционно, обзор экспонатов, касающихся грузовиков, мы начинаем с самых крупных российских автозаводов.
ГАЗ. На площади 2000 квадратных метров нижегородский завод разместил более 40 экспонатов, 14 из которых новинки. В семействе «Атаман» (производство начинается в этом году) появились модификации с двойной кабиной и жестким верхом платформы, а также бронированный вариант для инкассаторов. На унифицированном с «Атаманом» рамном шасси впервые был показан опытный образец многоцелевого внедорожника ГАЗ-2169 «Комбат», внешне напоминающего старого «козлика» – ГАЗ-69. Семейство «Соболей» получило новые передние панели кабины с современной светотехникой, а среди многочисленных модификаций «Газели» впервые появились эвакуатор и пожарный автомобиль.
Новейшее семейство «Валдай», планируемое к производству в будущем году, представляло среднетоннажное направление. Среди экспонатов были машины с одинарной и двойной кабинами, а также автобусы в полукапотном и вагонном исполнениях, изготовленные в содружестве с компанией «ИРИТО».
Кроме базового грузового вездехода ГАЗ-33082 «Садко» на MIMS-2000 был выставлен его грузопассажирский вариант с двойной кабиной, получивший название «Егерь». Семейство дизелей, выпускаемых заводом по лицензии Steyr, можно было увидеть как на машинах, так и в качестве отдельных экспонатов: двух-, трех-, четырех-, пяти- и шестицилиндровые варианты. Традиционно в экспозиции ОАО «ГАЗ» была представлена конверсионная техника: гусеничный вездеход «Бобр» ГАЗ-3409 и гражданский вариант вездехода «Водник» ГАЗ-39371. Интерес вызвали также газобаллонные грузовики и автобусы.
ЗИЛ. Много интересного посетители увидели и на площадках, занимаемых Московским автозаводом имени И. А. Лихачева, экспозиция которого насчитывала 15 машин. Невозможно было пройти мимо красавцев-автобусов 325030 для перевозки 13 пассажиров, оснащенного дизелем Caterpillar-3054 мощностью 137 л.с. и ЗИЛ-325000 «Люкс», рассчитанного на 22 человека, с минским дизелем Д-245.12С. Рядом находились автобус «Люкс», в моторном отсеке которого располагался болгарский дизель «ВАМО», а также маршрутное такси, выполненное в соответствии с требованиями Мосгортранса. Довершали ряд унифицированных машин фургон ЗИЛ-5301ЕС и грузопассажирский фургон ЗИЛ-32501А. Впервые на MIMS-2000 АМО ЗИЛ представило двухсекционный реанимобиль и пожарную машину быстрого реагирования на базе «Бычка». Интерес вызвал также грузовик ЗИЛ-5301 ПО с термокузовом, под капотом которого был установлен дизель фирмы Renault V.I.
Среднетоннажники были представлены бортовым ЗИЛ-433100, оснащенным дизелем ЗИЛ-0550.40, самосвалом ЗИЛ-452270 с колесной формулой 6 х 4, полноприводным вахтовым автомобилем ЗИЛ-47874А, седельным тягачом с ярославским дизелем ЯМЗ-236НЕ мощностью 230 л.с. и бортовым ЗИЛ-433100 с дизелем Д-260.9.
УАЗ. На Ульяновском автозаводе ведется активная работа по замене на производстве семейства «уазиков» вагонной компоновки, ведущих свое происхождение от модели УАЗ-450 1958 года выпуска. В прошлом году посетители московской выставки знакомились с первым макетным образцом семейства «Симба». В этом – впервые был показан основательно переработанный образец новой серии, приближенной к тому, что планируют собирать на конвейере. В состав семейства будут входить грузопассажирский вариант с числом мест от двух до девяти, пассажирский повышенной комфортности, фургон с низкой крышей, бортовой грузовик и фургон с высокой крышей.
Девятиместный микроавтобус из этого семейства и был показан на выставке. При габаритах 4 793 х 1 976 х 1 985 мм и базе 3 000 мм он имеет цельнометаллический кузов, полукапотную компоновку и рамное шасси с пружинной зависимой (по заказу – независимой торсионной) передней подвеской. По силовому агрегату и узлам трансмиссии УАЗ-3165 близок серийной модели УАЗ-3160. На семейство «Симба» предлагают устанавливать различные четырех- и шестицилиндровые двигатели. Выставленный образец был оснащен мотором ЗМЗ-409.10 с рабочим объемом 2,7 л мощностью 150 л.с. и системой распределенного впрыска топлива.
КамАЗ. Возрождаясь после затяжного кризиса, КамАЗ поставил себе задачу вернуть утраченные позиции на внутреннем и внешнем рынках, для чего к 2002 году обновить весь модельный ряд выпускаемых грузовиков. Антикризисные меры дали результат уже в прошлом году: по сравнению с 1997 годом завод в 1,5 раза – с 32 до 48 %, увеличил свою долю на российском рынке грузовиков. Представленные экспонаты относились к моделям первого этапа модернизации продукции. К их особенностям следует отнести: дизель, отвечающий требованиям Euro-1, мощностью 240 – 260 л.с. и максимальным крутящим моментом 850 – 950 Н•м при 2 200 об/мин, усиленную подвеску силового агрегата, модернизированный привод турбонаддувного аппарата, прямоточный глушитель, электроподогреватель, новую коробку передач, литые суппорты, дисковые колеса, игольчатые подшипники шкворней, новую кабину с высокой крышей, сферические зеркала, АБС и другие новшества. Все выставленные экспонаты отвечали действующим требованиям правил ЕЭК ООН.
УралАЗ. ОАО «УралАЗ» представило на выставке последние, опытные образцы новой техники. Рядом с ЗИС-5 военного времени (экспонат из музея) демонстрировались вахтовый автобус Урал-3255 с колесной формулой 6 х 6, а также грузовик Урал-5323-21 (8 х 8) с кабиной производства СП «IVECO-УралАЗ» и Урал-6361 (6 х 6) в спортивном исполнении. Кроме того, в экспозицию завода были включены образцы спецтехники, предназначенные для Минобороны РФ и МЧС РФ, в том числе Урал-4320Б с бронезащитой. На проходившей в подмосковных Бронницах в рамках автосалона демонстрации техники именно миасские машины показали себя наилучшим образом.
МАЗ. Новинки минских автомобилестроителей входят в разряд производимых и предлагаемых на российском рынке. В первую очередь, это прошедший рестайлинг трехосный тягач с колесной формулой 6 х 4 МАЗ-643008, предназначенный для работы в составе автопоезда полной массой 48 т. Машина оснащена дизелем ЯМЗ-7511.10 мощностью 400 л.с. (максимальный крутящий момент 1 715 Н•м), отвечающим нормам Euro-2. В составе автопоезда тягач развивает максимальную скорость 100 км/ч, при этом покупателю предлагается на выбор несколько вариантов исполнения задней подвески, комплектов дополнительного оборудования, установленных в комфортабельной просторной кабине. Обновленная внешность не осталась незамеченной – машина получила премию Союза дизайнеров.
Седельный тягач МАЗ-544020 с колесной формулой 4 х 2 для работы с полуприцепами при полной массе автопоезда до 44 т был снабжен дизелем MAN D2866 LF20, отвечающим требованиям Euro-2. Мощность дизеля – 400 л.с., с ним могут быть сблокированы шестнадцатиступенчатые коробки передач ZF 16S151 или Eaton RTSO1236A. Максимальная скорость тягача ограничена 90 км/ч. Передняя подвеска – рессорная, задняя – пневматическая.
Среднетоннажник МАЗ-437040-001 грузоподъемностью 5,15 т впервые выставляется как серийная модель. Он предлагается с минским турбодизелем ММЗ Д-245.0-540 мощностью 136 л.с. Коробка передач поставляется заводом СААЗ из Смоленска. Грузовик комплектуют шинами 235/75R16. Его максимальная скорость – 100 км/ч. Тормоза всех колес – барабанные, по заказу с АБС. Емкость топливных баков – 130 л. В экспозиции МАЗа выделились также 100-местный троллейбус МАЗ-103Т и автобус средней вместимости МАЗ-106 с числом сидячих мест – 28, описание которых читатель найдет в специальном материале по автобусам, показанным на выставке.
MAN. Автостроительное отделение германского промышленного концерна провело на МIМS-2000 презентацию магистрального тягача новейшего поколения MAN TG-A. Машина содержит в себе огромное количество новшеств, в том числе концептуальных и, несомненно, заслуживает отдельного рассказа. Из других экспонатов обратим внимание на трехосный грузовик немецкой сборки в полярном исполнении. По словам представителей фирмы, ее способность адаптировать свою продукцию к самым тяжелым условиям – предмет особой гордости. Был представлен также продукт совместного предприятия МАЗ – MAN. Об этой машине наш журнал уже писал. Демонстрировались также автобусы.
Volvo Truck. На MIMS-2000 состоялась российская премьера нового поколения грузовиков серии FL, подробно описанных в августовском номере нашего журнала. Напомним читателям, что отличительными чертами этих машин, кстати, внешне очень напоминающих предыдущее семейство, являются: более современный интерьер кабины, лучшая эргономика рабочего места водителя, меньшие расходы на эксплуатацию, сниженная токсичность выхлопа, расширенный в 1,5 раза диапазон доступных модификаций.
IVECO. Впервые в России концерн IVECO устроил показ новой версии популярных развозных грузовиков Daily, дебютировавших в прошлом году. Автомобили с бесчисленным количеством модификаций предлагаются в трех основных поколениях: сlass L – с полной массой от 2,8 до 3,2 т, сlass S – с полной массой 3,5 т и сlass C с полной массой от 3,5 до 6,5 т. Последние имеют задние двухскатные колеса. Семейство IVECO Daily, оснащенное новыми экономичными дизельными двигателями с уменьшенной токсичностью выхлопа, отличает лучшая управляемость и плавность хода. Рамное шасси всех автомобилей, сохранив заднюю рессорную подвеску, получило переднюю независимую двухрычажную с поперечной рессорой. Рулевое управление теперь – реечное с усилителем. На стенде компании демонстрировались также тяжелые магистральные тягачи, хорошо знакомые нашим автотранспортникам.
Hyundai Motor. Дебютантом выставки стало новое семейство малотоннажных грузовиков HD65/HD72 с кабиной над двигателем и полной массой от 6,5 до 7,2 т. Грузовики предлагаются с различной базой – 2 750, 3 375, 3 570, 3 735 мм, и дизельными моторами мощностью 100, 115, 120 и 131 л.с. Кабины отличаются по исполнению и все откидываются на 50о вперед. Возможна установка короткой трехместной кабины, кабины, удлиненной на 300 мм, и сдвоенной четырехдверной. Семейство выделяется среди конкурентов современным внешним видом и привлекает малой погрузочной высотой платформ: от 900 до 1 060 мм в зависимости от исполнения.
Tatra. Государственный завод Tatra в г. Копрживнице успешно преодолевает кризис и наращивает выпуск грузовиков. Только за первую половину этого года он продал (по данным пресс-релиза) 400 машин в Россию, где число находящихся в эксплуатации грузовиков этой марки достигло 14,5 тысяч. Кроме России чешские машины охотно покупают Словения, Индия и Китай. На экспорт идет более 80% выпущенной продукции. В прошлом году было начато серийное производство автомобилей капотной компоновки модели JAMAL, в конструкции которых в максимальной степени нашли свое отражение требования российских транспортников по безопасности, скорости и проходимости в условиях бездорожья, а также комфорта для водителя. JAMAL очень быстро нашел своих приверженцев в России и интерес к ним постоянно растет.
Достаточно обнадеживающе развивается сотрудничество с российскими фирмами, производящими специальное навесное оборудование и специальные кузова, благодаря чему компания Tatra в состоянии предложить, например, автомобили-трубовозы, модели, предназначенные для нужд лесозаготовителей, пожарную автотехнику. В области производства пожарных автомобилей прочные кооперационные связи развиваются с российской компанией АО «Пожтехника». Сообща был создан, по сути уникальный, автомобиль с 60-метровой выдвижной телескопической лестницей. Интерес к этим машинам с навесным оборудованием российского производства уже проявили как чешские, так и словацкие подразделения пожарной охраны. На выставке демонстрировались самосвалы семейства JAMAL и новые седельные тягачи, отвечающие последним международным требованиям.
Renault V.I. Концерн Renault V.I./Mack представил солидную экспозицию базовых моделей грузовиков, модернизированный тягач Magnum, тягачи семейства Premium, строительный грузовик Kerax и последнюю новинку: шасси автомобиля Midlum, впервые показанного в Амстердаме в начале этого года. Важно отметить, что подготовленный во Франции зиловский «Бычок», оснащенный дизелем Renault, демонстрировался на стенде АМО ЗИЛ.
Пожалуй, наибольший интерес вызвал представитель нового семейства Midlum, насчитывающего огромный спектр моделей полной массой от 7,5 до 16,0 т, с множеством вариантов по базе, длине и исполнению кузова. Грузовики Midlum работают в Европе в городах в качестве коммунальных, выполняют внутригородские перевозки различных товаров, выпускаются с огромным количеством специализированных кузовов, в то же время находят применение и на дальних перевозках мелких партий грузов и даже снабжают необходимыми компонентами стройки.
Автомобили оснащаются двумя типами дизелей: четырехцилиндровым с рабочим объемом 4 л, мощностью 136 или 150 л.с. и шестицилиндровым с рабочим объемом 6,2 л, мощностью в зависимости от исполнения – 179, 209 и 250 л.с. Внимание посетителей выставки было обращено на просторную комфортабельную кабину и совершенное по эргономике рабочее место водителя. Продажа этих грузовиков в России начнется уже в этом году.
Грузовики-экспонаты, показанные на MIMS российскими и белорусскими производителями, свидетельствуют о пока еще скромном по темпам, но уверенном подъеме автомобилестроения в этих странах. Обилие новых разработок, готовящихся к производству, увеличение числа модификаций базовых моделей, заметное повышение их технического уровня вселяет оптимизм и уверенность, что переход к рынку пошел на пользу машиностроителям.
Несмотря на бойкот выставки большинством зарубежных производителей легковых автомобилей, компании, производящие грузовики, выступили более прагматично и весьма дружно. Volvo, Renault, Hyundai, IVECO и MAN стремятся не упустить шанс продвинуться на рынке России, чешская Tatra – восстановить крепкие прежние позиции. Их экспозиция, несомненно, сделала MIMS-2000 интереснее.