Проблемы российского транспорта. По материалам выставки «ТрансРоссия – 99»

В. Салыгин

По своей масштабности выставка этого года явно уступала прошлогодней. Если в работе «ТрансРоссии-98» приняли участие более 350 компаний из 31 страны (более 280 стендов), то в этом году число участников составило 250 (число стендов 190). И это полностью отражает общую ситуацию в стране.

Краткая, но весьма точная оценка роли и места России в мировом транспортном сообществе прозвучала в словах директора выставки Джулиана Кинга, представителя «Интернэшнл трейд энд эксибишн груп»: «России пришлось испытать тяжелый экономический кризис, который не мог не оказать чрезвычайно сильного влияния на транспортную отрасль. Однако, как вы убедились сами, международная транспортная индустрия в полной мере демонстрирует на выставке свою приверженность российскому рынку, решимость поддерживать и развивать транспортные связи в регионе мира, таящем в себе огромные возможности».

Вот некоторые показатели, характеризующие по словам министра транспорта РФ С. Франка нынешнее состояние транспортного комплекса страны. Общая протяженность путей сообщения включает в себя: автомобильных дорог – 933 тыс. км, в том числе с твердым покрытием – 745 тыс. км; магистральных железнодорожных путей – 125 тыс. км; внутренних водных путей – 84 тыс. км; морских – более 1 млн. км. Годовой объем перевозок грузов составляет 6 470 млн. тонн, а грузооборот – 452 млрд. ткм (по итогам 1997 года). На долю транспортного комплекса во внутреннем валовом продукте страны приходится 11,6%.

В 1999 году прогнозируемый объем инвестиций в транспортную отрасль может достичь 7 млрд. рублей, из них средства федерального бюджета составят чуть более 2%. Главным источником инвестиций в обновление основных фондов транспортного комплекса в текущем году станут собственные средства предприятий и привлекаемые ими внебюджетные средства. На реализацию ряда проектов предполагается привлечение иностранных кредитов на общую сумму 715 млн. долларов. Они пойдут в первую очередь на реконструкцию морских портов, обновление флота, проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, а также завершение строительства атомного ледокола «50 лет Победы».

Рынок международных автоперевозок наиболее динамично развивался до последнего времени. С 1993 по 1997 годы наблюдалась устойчивая тенденция повышения роли автотранспорта в обеспечении экспортно-импортного товарооборота России. Так, в 1997 году, по данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), объем международных перевозок автомобильным транспортом увеличился по сравнению с 1996 годом на 46% и превысил 19 млн. тонн.

Девальвация рубля и кризис банковской системы в августе прошлого года больно ударили по автотранспортникам. Объем перевозок в первые недели разразившегося кризиса сократился на одну треть, за границей оказалось около 2 тысяч автопоездов, ожидавших загрузки. Следует отметить, что российский кризис сказался не только на отечественных перевозчиках, большие убытки понесли автопредприятия стран Балтии. По данным Национальной ассоциации литовских автоперевозчиков «Линава», объем перевозимых ими грузов сократился на 40%. Большинство литовских перевозчиков специализируется на доставке грузов из Западной Европы в Россию, а также на Украину и в Беларусь.

Ситуация на рынке транспортных услуг улучшилась лишь в первом квартале текущего года. Объемы перевозок возросли, доходы транспортников заметно поднялись (по некоторым оценкам, до 65% от уровня накануне августовского кризиса). В условиях вынужденного снижения расценок на транспортные услуги (в мае стоимость автоперевозок в Московском регионе находилась в пределах 50 – 160 руб./км в зависимости от марки транспортного средства, зоны обслуживания, срочности заказа и т.д.) перевозчики стали стремиться увеличить прибыль за счет наращивания объемов перевозимых грузов, сокращения простоя и порожних рейсов.

Обмен мнениями в ходе работы выставки и прошедшей накануне конференции «Транспорт и логистика» свидетельствует о том, что подавляющее число автоперевозчиков с надеждой смотрит в будущее. При этом в пользу оживления рынка транспортных услуг приводились следующие аргументы.

Несмотря на сокращение импорта в Россию, подавляющая часть товаров народного потребления, в том числе ввозимых в страну продуктов питания, видео- и аудиотехники, одежды, мебели, различной бытовой техники, перевозится по-прежнему автомобильным транспортом. Стабилизировалась ситуация на западном направлении. Более эффективными стали поездки в страны Балтии, поскольку машины отправляются туда, как правило, в случае получения конкретной заявки, гарантирующей обратную загрузку.

Грузоотправители и экспедиторы, имея альтернативу, часто отдают предпочтение автомобильному транспорту. Это связано с более короткими сроками доставки груза, большими по сравнению с другими видами транспорта безопасностью и надежностью, а также возможностью доставить груз «от двери до двери» без перегрузки, практически в любой населенный пункт.

По оценке специалистов Минтранса РФ, обычная российская транспортная компания проигрывает в себестоимости перевозки 10 – 12% своему зарубежному конкуренту только за счет налоговых и таможенных сборов. Ряд мер, предпринятых Правительством РФ, по единодушному мнению, несколько облегчит положение российского перевозчика. Речь идет об исполнении Федерального закона «О государственном контроле над осуществлением международных автомобильных перевозок» и снижении ставок ввозных таможенных пошлин на новые и подержанные грузовые автомобили, а также прицепы и полуприцепы ( в частности, на седельные тягачи, не имеющие отечественных аналогов, ставка таможенной пошлины снижена с 15 до 5% таможенной стоимости).

Принятию этих правовых актов, призванных повысить конкурентоспособность отечественных автотранспортников, в немалой степени способствовала активная лоббистская деятельность АСМАП. Ассоциация к настоящему времени имеет свои представительства в девяти регионах страны и объединяет более 1000 предприятий и организаций, работающих в сфере международных перевозок грузов и пассажиров.

Что касается автотранспортников, работающих внутри страны, то это – многочисленное и весьма пестрое как по форме собственности, так и по наличному автопарку сообщество. В общей сложности перевозки автомобильным транспортом осуществляют более 400 тысяч субъектов хозяйственной деятельности, в том числе около 6 тысяч специализированных предприятий, свыше 230 тысяч автотранспортных подразделений различных отраслей экономики и до 200 тысяч индивидуальных предпринимателей, получивших необходимую лицензию на коммерческую деятельность.

Парк грузовых автомобилей, используемых в сфере транспортных услуг, по различным оценкам, колеблется от 1,9 до 2,4 млн. единиц (по мнению экспертов, на теневом рынке автоперевозок в России работают сотни тысяч автомобилей).

Не обошли стороной экономические трудности и железнодорожников. Согласно статистике, перевозки экспортных грузов России с 1992 по 1998 год сократились более чем в 1,7 раза, а импортных – в 3,7 раза. Транзитные перевозки стран СНГ в межгосударственных связях снизились в 23 раза. В итоге мощности железной дороги используются лишь на 50 – 70%, что привело к значительным экономическим потерям.

Чтобы поправить создавшееся положе
ние, МПС РФ совместно с другими ведомствами проводит ряд мер по привлечению грузовладельцев. Одним из основных направлений считается сокращение сроков доставки грузов (из расчета 800 км в сутки для контейнеров и вагонов). Другим перспективным направлением является наращивание базы для переработки крупнотоннажных контейнеров. С этой целью разработана и реализуется «Комплексная программа развития контейнерных перевозок на российских железных дорогах на 1998 – 2005 годы». Программа предполагает, в частности, открытие дополнительно 55 станций для переработки крупнотоннажных контейнеров и завершение модернизации еще 79 станций. К 2005 году будет создана терминальная база для переработки крупнотоннажных грузов на 200 станциях. Кроме того, планируется закупить до 5 тысяч 40-футовых контейнеров.

Для расширения перевозок по Транссибирской магистрали, более полной загрузки морских портов Дальнего Востока МПС и Государственный таможенный комитет договорились о поддержке транзитных перевозок и уже разработали нормативный документ, упрощающий таможенное оформление и сопровождение груза. Наконец предпринимаются попытки снизить тарифы на железнодорожные перевозки грузов, в том числе путем заключения соглашений с регионами. Так, генеральное соглашение между МПС и администрацией Кемеровской области предусматривает снижение стоимости перевозок каменного угля и черных металлов на 50%. Проведением комплекса мер железнодорожные перевозчики надеются если не выиграть конкурентную борьбу с автотранспортом, то, по крайней мере, существенно перераспределить в свою пользу грузовые потоки.

Выставка наглядно показала возросший интерес к российскому рынку со стороны западных фирм, обеспечивающих транспортировку грузов морем. Об этом свидетельствуют стенды морских портов и транспортно-экспедитционных компаний не только Украины, Финляндии и стран Балтии, но и Великобритании, Франции, Италии. Становится очевидным активный рост морских перевозок зарубежными судами на фоне продолжающегося упадка российского морского транспорта.

В 1998 году объем перевозок морским транспортом сократился на 24%. За последние шесть лет доля морского и речного транспорта (под флагом России) в перевозках отечественных внешнеторговых грузов снизилась с 70 до 8%. Перегрузочные мощности российских морских портов Северо-Западного и Дальневосточного бассейнов задействованы сейчас на 50 – 60%. Почти треть российских внешнеторговых грузов, отправляемых морем, идет через порты Балтии, Украины и Финляндии. При этом ежегодные потери за счет импорта транспортных услуг, по оценке специалистов, составляют около 2,7 млрд. долларов.

В целом на выставке царил сдержанный оптимизм. Правда, в нашем изложении картина получилась довольно грустная. Но, как видите, уже начали действовать правительственные программы, которые помогут транспортникам справляться со своими трудностями.