Газовая атака на автопром (ч. 1)
По данным официальной статистики, автомобильный парк Москвы насчитывает более трех миллионов машин, которые ежегодно потребляют не менее 4 млн. тонн бензина и дизельного топлива. Ситуация усугубляется тем, что у трети эксплуатируемого транспорта срок службы превышает 10 лет и, как следствие, все они не отвечают экологическим требованиям.
![]() |
Суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города в прошлом году составил более 1 млн. т, из которых на долю промышленности пришлось только 18% загрязнений, а все остальное – «на совести» автомобильного транспорта, а вернее, тех, кто производит такую технику, и тех, кто ее эксплуатирует. Одним из основных путей снижения негативного влияния автотранспорта на экологию города и здоровье населения может стать использование альтернативных экологически более чистых видов моторного топлива и источников энергии. Климатические особенности региона, в котором расположена Москва, обусловливают пониженную способность к самовосстановлению водных объектов, почвы, зеленых насаждений, а потому задачу применения альтернативных видов топлива надо решать сейчас.
Уже второе столетие «нефтяная» цивилизация бездумно расходует запасы нефти и угля, которые планета Земля создавала миллионы лет, и помимо экологических проблем возник и дефицит ресурсов – в ближайшие годы нас ожидает энергетический голод. Зарубежные аналитики говорят о сроке 10...15 лет, оптимисты отодвигают закат «нефтяной» цивилизации на 50-летний рубеж.
Эта нерадостная перспектива заставляет искать альтернативные виды энергоносителей. Возможно, будущее – за водородным топливом, но весьма отдаленное будущее, а переходным этапом к водороду может стать газовое топливо и его производные, включая диметиловый эфир и синтетическое дизельное топливо. Следующие 100...200 лет могут стать «газовой» цивилизацией, поскольку газ станет активно использоваться помимо коммунальной сферы и в качестве топлива для автомобильного транспорта. Чтобы осуществить этот переход, необходим комплекс мер. Причем нужны очень четкие экономические показатели, подтверждающие преимущества новых систем. К этому нужно добавить, как это делают страны Европейского Союза, политические решения, которые заставляют, принимая стандарты Еurо 3...6, обращать внимание на необходимость выработки экологически дружественных видов топлива.
Пока в России не заработает принцип «загрязнитель платит», дело с мертвой точки, по всей видимости, не сдвинется. Производители автомобилей и нефтедобытчики получают колоссальную прибыль, не неся никакой ответственности за экологию. Но это только в России. Европейские и американские компании тратят сотни миллионов долларов на разработку новых технологий в области альтернативного топлива.
В нашей стране, где очень сильно лоббирование интересов нефтяных и машиностроительных компаний, мы пока не придумали, как заставить платить за загрязнение окружающей среды. Льготы или субвенции на федеральном уровне в области использования альтернативных видов топлива ограничиваются лишь законом о том, что стоимость природного газа не может превышать 50% стоимости «76-го» бензина. И понятно, что этого недостаточно, чтобы стимулировать переход на альтернативное топливо.
![]() |
Мы отстаем. Во многих странах уже развернута система мер по стимулированию строительства заправочной инфраструктуры альтернативного топлива. Honda, Тоyota, Volkswagen, Volvо серийно выпускают автомобили, работающие на природном газе. В России срочно нужен закон, по которому на федеральном уровне предоставлялись бы льготы предприятиям и организациям, осуществляющим перевод своего автопарка на экологически более чистое топливо. Такие же льготы, а возможно, и еще большие нужны производителям альтернативных видов топлива.
Московское правительство для нужд городского транспорта сейчас закупает машины с нормами Euro 2 и Euro 3. В соответствии с федеральным законом «О техническом регулировании» в России разработан технический регламент, которым устанавливаются жесткие требования к экологическим параметрам автомобилей и вводятся экологические классы автомобилей от 0 до 5. Эти классы соответствуют международным экологическим нормам, а технический регламент прошел все технические согласования и находится на подписи в Правительстве РФ. Если он будет подписан, его действие автомобилисты почувствуют незамедлительно.
Цель регламента – ликвидировать экологическое отставание от ведущих зарубежных стран. Вводятся обязательные для автомобильной техники нормы Euro 2, т. е. через 6 месяцев после опубликования технического регламента все автомобили, производимые в Российской Федерации, должны будут соответствовать этому стандарту. Euro 3 вводится для новых автомобилей с 1 января 2006 г. и для всех автомобилей – с 1 января 2008 г. Euro 4 будут действовать с 1 января 2008 г. для вновь выпускаемых и с 1 января 2010 г. для всех исправных автотранспортных средств. Сложнее всего дело обстоит со стандартом Euro 5: каким требованиям он будет соответствовать, не знает пока никто, но достоверно известно, что вводиться норматив будет в 2012 г., с 1 января 2012 г. – для новой техники и с 1 января 2014 г. – для всех автомобилей, производимых в России.
Сейчас перед московским правительством стоят три главные задачи, и их озвучил Ю.М. Лужков на Международной конференции «Альтернативные источники энергии для транспорта и энергетики больших городов», прошедшей весной 2005 г. Прежде всего в Москве ужесточается контроль качества моторного топлива, условий его хранения, транспортировки и заправки. Очень медленно, но начинает работать городской закон об ответственности за реализацию моторного топлива, не удовлетворяющего экологическим требованиям. Теперь за продажу топлива сомнительного качества взимается штраф 200 тыс. руб.
![]() |
Городской транспорт постепенно переводят на альтернативные виды топлива, в первую очередь пропан-бутан. Число личных автомобилей, а также грузовых автомобилей и маршрутных такси, эксплуатирующихся в Москве на сжиженном пропан-бутане, достигло 112 тыс. ед., их заправку обеспечивают 27 городских станций. Тем не менее перспективы применения этого газа ограничены.
В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 05.02.2003 № 166-РП Департаментом транспорта и связи организованы работы по переводу на компримированный природный газ 300 автобусов Московского автобусного парка № 11 ГУП «Мосгортранс» – в июне первые 15 «газовых» машин 11-го парка вышли на улицы города. К концу года число автобусов, работающих на природном топливе, составит 60 ед. По завершении работ по переводу автобусов 11-го парка на природный газ будет принято решение о расширении его использования на пассажирском транспорте.
Перспективы применения в качестве топлива метана тоже не радуют, так как с трудом обеспечивается бензиновый эквивалент, к тому же требуется оборудование и емкости высокого давления, чтобы компримировать метан, создавать обширную сеть заправок не только в черте города, но и за его пределами. Метан относится к числу криогенных газов, и этим все сказано.
![]() |