Технологии системы контроля расхода топлива FMS для горной техники
Системы автоматического контроля и учета различных эксплуатационных параметров оборудования известны давно. Широкое распространение в последнее время получают системы автоматического учета расхода топлива и режимов работы автотранспортных средств. Возможность вести точный учет расхода топлива, проводить анализ комплексной работы автомобиля за любой период времени позволяет существенно оптимизировать затраты на эксплуатацию.
![]() |
Транспорт традиционно считается наиболее затратным по потреблению топлива, и системы, предлагаемые сегодня на рынке, наиболее приспособлены для установки на транспортные средства. Однако в последние годы на предприятиях разных отраслей увеличивается количество современной техники, оборудованной мощными двигателями внутреннего сгорания. На строительных площадках и в карьерах работает мощная землеройная и мобильная дробильно-сортировочная техника, которая потребляет значительный объем дизельного топлива, зачастую превышающий объем потребления топлива транспортом.
Проблема контроля и учета эксплуатационных параметров высокопроизводительных машин, задействованных в технологической цепочке предприятия, является довольно острой. Не располагая объективными данными по нормам расхода топлива, трудно планировать работу оборудования, учитывать реальные издержки. Появляется возможность для различных злоупотреблений при распределении топлива и его хищения. Отсутствие качественного учета рабочего времени (работа под нагрузкой, холостой ход) не позволяет в полной мере оценить эффективность использования техники. Похожая ситуация сложилась на предприятии ОАО «Недра» в Карачаево-Черкесии (Северный Кавказ). В состав предприятия входит карьер по добыче известняка (Джегутинское месторождение) и фабрика по выработке шлама на цементный завод. При введении на предприятии прогрессивной безвзрывной технологии послойной разработки с использованием горных комбайнов Wirtgen 2200 SM специалисты столкнулись с проблемой планирования затрат на новую технологию, и поскольку опыт применения этих комбайнов в схожих условиях еще не наработан,
перспективный расчет эксплуатационных параметров оказался далек от действительности. На практике получилось, что расход топлива завышен по сравнению с расчетными показателями.
Возникли также трудности с расчетом эксплуатационной производительности. В связи с этим специалисты управляющей компании приняли решение установить автоматическую систему учета необходимых рабочих параметров на все машины карьерного комплекса – комбайны, самосвалы БелАЗ, бульдозеры и погрузчики. С этой целью были изучены различные предложения от специализированных фирм – производителей данных систем. В результате сравнительного анализа предложений выбор был сделан в пользу Системы контроля расхода топлива и комплексной работы автомобиля FMS (Fuel Monitoring System) от компании OmniCOMM. Система FMS оказалась наиболее бюджетной версией, обеспечивая при этом контроль всех необходимых параметров.
![]() |
Комплект оборудования FMS, установленного на технике ОАО «Недра», состоит из четырех компонентов. Устройство FMS – бортовой самописец, который устанавливают в кабине на специальную платформу и присоединяют к бортовой сети машины. Самописец накапливает данные в течение двух месяцев работы, а с самописца данные периодически снимаются через устройство считывания на любой компьютер. Для более точного учета расхода топлива применяется емкостный датчик уровня топлива OmniCOMM, который устанавливают непосредственно в топливный бак, откуда он подает сигнал на самописец.
Установку комплектов FMS на машины предприятия – а это более 30 ед. техники – проводили в два этапа: установка и пусконаладочные работы. В течение двух недель бригада специалистов компании OmniCOMM оборудовала все подготовленные машины и провела пуск систем, персонально вводя в эксплуатацию систему на каждом транспортном средстве.
Уже первые результаты работы системы FMS вызвали немалое удивление у заинтересованных лиц. В первую очередь удивил разрыв между данными по расходу топлива комбайнами Wirtgen 2200 SM, полученными через FMS, и нормативными данными, по которым на протяжении года проводили отчет и списание топлива. Согласно показаниям датчиков реальный расход топлива оказался в 2 раза меньше, чем расход нормативный. Такого «эффекта» не ожидал никто. Были сделаны определенные оргвыводы, скорректированы нормативы потребления топлива и для самосвалов БелАЗ, естественно, тоже в меньшую сторону.
На основе данных FMS, используя программное обеспечение OmniCOMM, можно получать аналитические таблицы и графики разных рабочих параметров, таких как пробег, машино-часы, скорость передвижения, время заправки и слива топлива, рассчитать удельный расход топлива. Система FMS доказала свою эффективность применительно и к тракторно-бульдозерной технике.
![]() |
На первом этапе имело место несоответствие показаний датчика, когда во время движения машины по неровному профилю в баке в результате колебаний менялся уровень топлива, а потому компьютерная программа учитывала колебания уровня топлива как слив и заправку соответственно. После перенастройки программы данные несоответствия удалось убрать. Настройку сделали таким образом, чтобы в процессе подсчета изменения уровня топлива программа пропускала кратковременные всплески-падения этого уровня.
В настоящее время управляющая компания ОАО «Недра» рассматривает возможность оснащения системой FMS технологического оборудования на других своих предприятиях. В список планируемой к оснащению системой FMS техники входят мобильные дробильно-сортировочные комплексы, тепловозы, дизель-генераторы и другое технологическое оборудование с приводом от двигателей внутреннего сгорания.
Производитель оборудования Системы контроля расхода топлива FMS ООО «Омникомм Технологии»,
г. Москва Тел.: (495) 788 9110, 788 9182, 771 1640
![]() |