Сервис по обмену агрегатов

В. Волгин, бизнес-консультант

Необходимость быстрого ремонта машин в полевых условиях давно привела к появлению во всех странах «сервиса по обмену агрегатов», особенно развившегося в сфере ремонта тяжелой автомобильной, дорожно-строительной, землеройной, сельскохозяйственной техники.

Этот сервис основан на организации ремонта агрегатов в крупных мастерских и поставке их по заявкам дилеров, сервисных мастерских и владельцев машин с предоставлением гарантии длительностью до 80% срока гарантии на новый агрегат.

Например, в Англии фирма Bawmaker обменивает и восстанавливает около 3000 наименований узлов и агрегатов для техники компании Caterpillar – от двигателей и рамы шасси до форсунок и топливного насоса. Такой подход экономичен, он позволяет значительно сократить время простоя машин, является гарантией эксплуатационной надежности – ставится практически новый узел или агрегат.

Практически все крупнейшие компании в США и Европе, специализирующиеся на строительстве дорог, трубопроводов и т.п. объектов, пользуются этим сервисом для агрегатного ремонта машин. Около 95% времени, затрачиваемого на ремонт оборудования, используется на проведение замены агрегатов и узлов.

Изготовители машин и их дистрибьюторы находят выгодным и удобным для себя сервис по обмену узлов и агрегатов владельцам техники и просто продажи восстановленных агрегатов. Стараясь заинтересовать эксплуатирующие фирмы, они устанавливают цены на восстановленные агрегаты на 20 – 40% ниже цен на новые агрегаты. Если же в обмен покупается снятый агрегат, разница в цене нового и восстановленного агрегата достигает 80%: владельцы машин уплачивают разницу между ценой восстановленного агрегата и примерной стоимостью снятого с их машины, который поставщик приобретает у них для последующего ремонта.

Доходность при продаже отремонтированных агрегатов не ниже, чем при продаже новых. Важно то, что создается противодействие полукустарному низкокачественному восстановлению, которое может повредить репутации машин, сокращается производство новых, которые продавать в запасные части труднее, и отбирается соответствующая доля рынка у конкурентов.

Нашим сервисным предприятиям выгодно было бы начать работу по организации ремонта агрегатов с гарантией и «сервиса по обмену агрегатов» – восстановленных на неисправные. Он может заинтересовать дилеров, корпоративных клиентов, сервисные мастерские, любителей самостоятельного ремонта. Обычно хорошим спросом пользуются восстановленные водяные и масляные насосы, генераторы, стартеры, распределители, ТНВД, КПП, раздаточные коробки, тормозные суппорты и целый ряд других агрегатов.

Дилерам для организации такого сервиса целесообразно выделить для начала несколько новых агрегатов для продажи в обмен на неисправные по специальным ценам, изучить возможность использования для этих целей имеющихся неликвидов, провести периодические кампании по рекламе обмена агрегатов.

За рубежом ремонт и обслуживание машин в полевых условиях осуществляется:

– потребителями (крупные фирмы, имеющие необходимую материально-техническую базу);

– дилерскими фирмами;

– самими изготовителями тяжелой техники.

Выездной сервис дилеров и изготовителей по договорам с потребителями обычно включает в себя периодические осмотры работающих машин, регламентные работы и ремонты, консультации по эксплуатации, обеспечение технической документацией, инструктаж и обучение обслуживающего персонала, поставку запчастей и сопутствующих материалов.

Отмечается тенденция к постепенному отказу владельцев оборудования от выполнения его сервиса и ремонта собственными силами и привлечению специализированных фирм. Следствием этого явилось появление смешанной формы проведения сервиса, то есть силами потребителей и агентов. Обслуживание и несложные ремонты выполняют механики потребителей, а серьезные ремонты – выездные бригады дилеров или изготовителей техники.

В наших условиях выездной сервис тоже практикуется давно, но его организация и оснащение оставляют желать лучшего. Развитие выездного сервиса весьма выгодно и сервисным предприятиям нужно только взяться за него всерьез.