На рынке прицепной автотехники. Итоги 2003 года

В. Салыгин

Российский рынок прицепной автотехники становится более динамичным и с каждым годом все в большей степени приспосабливается к потребностям развивающейся отечественной экономики. Тем не менее итоги 2003 г. свидетельствуют, что ситуация в данном секторе недостаточно стабильная.

Это проявляется и в неравномерной работе предприятий, производящих прицепную технику, и в заметных колебаниях спроса на автоприцепы, и в нестабильных продажах. В частности, спад производства прицепов и полуприцепов в начале прошедшего года превысил 7%, объемы продаж снизились более чем на 10%. В марте-апреле предприятия повысили темп производства, а весенний рост деловой активности вызвал увеличение объемов продаж. Летом и осенью темп изготовления прицепов был выше, чем в предыдущем, 2002 г. В итоге выпуск 2003 г. оказался почти на 6% выше выпуска предыдущего года. Наряду с этим ежемесячный уровень продаж был ниже уровня сборки. По предварительной оценке, в 2003 г. произведено свыше 9 700 единиц прицепной техники, т. е. объем продаж техники отечественного производства сохранился на уровне 2002 г.

Отечественные предприятия, специализирующиеся на производстве прицепного состава, стремились в 2003 г. повысить качество изделий. В первую очередь это становилось заметно по улучшению внешнего вида – экстерьер ряда образцов прицепной отечественной техники стал более современным. Повысились технико-экономические показатели, в том числе надежность, безопасность при транспортировке, экономичность, удобство в использовании.

Наиболее успешно 2003 г. завершили ОАО «Уралавтоприцеп» (г. Челябинск) и ОАО «НефАЗ» (г. Нефтекамск). Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов после значительного снижения производства в 2002 г. (на 34,7%) вновь вышел на прежний уровень выпуска – более 800 ед. прицепной техники. К настоящему моменту ведущее предприятие России по разработке и производству тяжеловозных прицепов предлагает более 160 наименований изделий марки ЧМЗАП десяти товарных групп. Основу производственной программы завода по-прежнему составляют тяжеловозы ЧМЗАП-93853 грузоподъемностью 24...26 т и ЧМЗАП-99865 грузоподъемностью 52 т. Их производство в 2003 г. увеличилось соответственно в 1,9 и 1,5 раза, при этом доля в общем выпуске прицепной автомобильной техники превысила 30%.

По контейнеровозам почти вдвое увеличилось производство полуприцепа ЧМЗАП-99859 для перевозки двух 20-футовых или одного 40-футового контейнера. Из семейства бортовых полуприцепов преимущество по-прежнему отдается 29-тонному ЧМЗАП-9906.4. Сегмент полуприцепов-самосвалов пополнила новая модель – ЧМЗАП-952010 снаряженной массой 9 700 кг, максимальной массой перевозимого груза 25 000 кг и с кузовом полезным объемом 16,7 м3.

К новинкам также следует отнести полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП-990640 (масса снаряженного полуприцепа со стойками-кониками 10 000 кг, максимальная масса перевозимого груза 40 000 кг). Полуприцеп привлекателен своей универсальностью. По спецификации 042К он может выполнять задачи сортиментовоза, контейнеровоза и панелевоза. Для предприятия открывает новые возможности на поставку изделий по госзаказу выполненный заводом в 2000 г. заказ Минобороны РФ на разработку и изготовление опытных образцов полуприцепа грузоподъемностью до 65 т для перевозки бронетанковой техники. Помимо Минобороны в числе надежных корпоративных покупателей ОАО «Уралавтоприцеп» – МЧС РФ, РАО «ЕЭС», крупные автодорожные организации России и стран СНГ.

Стремительными темпами растет производство прицепной техники на ОАО «НефАЗ». Годовой выпуск прицепной техники за последние два года увеличился более чем в шесть раз (с 396 ед. в 2000 г. до 2 500 ед. в 2003 г.). Доля этого предприятия в общем объеме продаж отечественной прицепной техники возросла за этот период с 4 до 16,5%.

Наряду с прицепной техникой Нефтекамский автозавод выпускает самосвалы, вахтовые автобусы и технику сельскохозяйственного назначения. Предприятие, отличающееся высокой диверсификацией производства, стремится максимально использовать производственные мощности. ОАО «НефАЗ» наращивает число рабочих, в то время как подавляющее большинство российских автосборочных заводов сокращает численность занятых. Так, за 2003 г. численность занятых на основном виде производства увеличилась на 13% и составляет около 7,5 тыс. чел.

Основу производственной программы башкирского предприятия по изготовлению прицепной техники составляют автомобильные бортовые прицепы НефАЗ-8560 в само-свальном исполнении – на их долю приходится более 40% выпуска прицепного состава. Постоянно совершенствуется, модернизируется и пополняется модельный ряд полуприцепов. К числу новинок можно отнести полуприцеп НефАЗ-93341 длиной 14,64 м, грузоподъемностью 26,1 т и вместимостью 33 европоддона, который рассчитан на работу с новым седельным тягачом КамАЗ-5460 в составе автопоезда.

Успешным 2003 г. был и для некоторых других предприятий, выпускающих прицепной состав. Например, ОАО «Саранский завод автосамосвалов», производящий малую и среднетоннажную прицепную технику, увеличил выпуск на 16% (более 250 ед.). Его доля в общем объеме продаж выросла до 3%. Более чем на 10% увеличилось производство прицепной техники на ОАО «Ирбитский автоагрегатный завод» (до 800 ед.), а в объеме продаж отечественной техники эта доля достигла 8%. Изготовленная продукция обоих заводов была успешно реализована, что свидетельствует об устойчивом спросе на нее.

ООО «Компания «Спецприцеп» за 2003 г. увеличила объемы продаж на 47%. Традиционно фирма специализируется на изготовлении низкорамных полуприцепов-тяжеловозов и наполняет около 30...40% рынка нестандартной продукции. Разработана и успешно эксплуатируется 60-тонная тележка с двухосной ошиновкой под седельный тягач для перевозки железобетонных балок длиной до 30 м. Полуприцеп (42 т) с отстегивающимся гуськом и передним заездом, ранее использовавшийся только для перевозки гусеничной и колесной техники, доработан для перевозки фрез, асфальтоукладчиков, катков и «Шаттл-Багги». Импортные комплектующие увеличивают ресурс по пробегу до 500 тыс. км без капремонта. В 2004 г. планируется выпустить 4 новые модели полуприцепов грузоподъемностью 40...70 т и увеличить суммарный объем продаж на 30%.

Несмотря на увеличение производства прицепного состава на большинстве предприятий, некоторым заводам России в 2003 г. все же не удалось выполнить запланированное. Существенно снизил темпы лидер отечественного производства прицепной техники ОАО «Автоприцеп-КамАЗ». Его выпуск составил около 3 000 ед. автотехники, а доля в общем объеме продаж отечественной прицепной техники уменьшилась с 38% в 2002 г. до 31% в 2003 г. Однако тот факт, что уровень продаж в течение года оставался выше объема производства, свидетельствует о неплохом спросе на изделия ставропольского завода.

Существенно, более чем на 20%, сократилось производство прицепной техники на ООО «Тавдинский машиностроительный завод» (бывш. ООО «Тавдинский механический завод»). Катастрофически упало производство на крупном изготовителе прицепов – ОАО «Красноярский завод прицепной техники» (г. Сосновоборск). Предприятие, выпуск которого в предыдущие годы составлял 1 500...2 000 ед. автотехники, в 2003-м произвело лишь несколько десятков прицепов.

Более видную роль на рынке прицепной автотехники стали играть ранее менее заметные предприятия. К ним можно отнести, в первую очередь, такие заводы, как ЗАО «Новтрак» (г. Новгород), АО «Тонар» (Московская обл.), ООО «Уралспецтехника» (Челябинская обл.), ОАО «Канашский завод «Стройтехника» (Республика Чувашия), ОАО «Автоприцеп-КамАЗ» (Ставропольский завод автомобильных прицепов).

Новгородское ЗАО «Новтрак», учрежденное германской фирмой SOMMER FAHRZEUGBAU в 1993 г., специализируется на изготовлении стальных и тентованных кузовов различного типоразмера и оснащения. Продукция предприятия отличается высокой ценой и хорошим качеством, фактически на уровне европейских стандартов. Объем выпуска автотехники составляет 220...250 ед., из которых до 60% реализуется на российском рынке. Несмотря на небольшие объемы производства и продаж, изделия новгородцев оказывают заметное влияние на рынок, поскольку при их изготовлении использован ряд новых технологий. Из новинок ЗАО «Новтрак» назовем полуприцеп со сдвижным каркасом тента (так называемый «Кертенсайдер»). Модель SP-24-100-CU-2.0 (собственная масса 6 800 кг, допустимая полная масса 39 000 кг) предназначена для перевозки различных грузов и обеспечивает быстрый доступ к внутреннему пространству. На дороги Московской области в 2003 г. вышел первый новый полуприцеп SP-240 с бортовой платформой (снаряженная масса 8 200 кг, допустимая полная масса 45 000 кг), предназначенный для перевозки металлических труб, стальных листов и других тяжелых строительных материалов.

АО «Тонар», больше известное как производитель легковых прицепов и прицепов для передвижной торговли, весьма успешно вышло на рынок грузовых автоприцепов. Спросом пользуются его изотермические полуприцепы ТОНАР-9746 (снаряженная масса 8 500 кг, вместимость 80 м3, полная масса 34 500 кг) и тентованный полуприцеп общего назначения ТОНАР-97461 (снаряженная масса 8 500 кг, грузоподъемность 25 000 кг). Завод намерен расширить модельный ряд – на очереди разработка и освоение производства полуприцепа-самосвала. Использование нового импортного, в частности гибочного, пресса и лазерного оборудования германской фирмы TRUMPF обеспечивает высокое качество изделий.

Динамика рыночных цен на прицепную автотехнику в течение 2003 г. была замедленной. В первом квартале цены оставались практически неизменными, а по некоторым маркам (моделям) они даже незначительно снизились. Основная причина некоторого снижения рыночных цен в январе и в феврале 2003 г. заключается как в низкой деловой активности, так и в наличии значительных остатков произведенной, но не реализованной в 2002 г. автотехники. В апреле-мае отмечался заметный рост цен (по большинству моделей 1,5...2,5% ежемесячно), затем цены стабилизировались. Очередное подорожание прицепной техники началось в сентябре-октябре. В целом за 2003 г. прирост рыночных цен был близок к уровню инфляции в стране. По большинству марок (моделей) прицепной техники годовой индекс цен составил 1,08...1,14 (см. таблицу). При этом несколько быстрее росли цены на самосвальные и бортовые прицепы, медленнее – на тяжеловозы и полуприцепы-цистерны.

Следует заметить, что продолжающийся рост цен на прицепную технику обусловлен не только сохраняющейся высокой инфляцией, но и естественным процессом совершенствования выпускаемой продукции. Предприятия – изготовители прицепного состава все шире используют новые материалы (в том числе алюминиевые сплавы, композиционные материалы, тенты со специальной пропиткой), более совершенные технологии (антикоррозионная обработка черных металлов методом катафореза и др.), электронные приборы и системы различного назначения (датчики контроля и управления узлами и агрегатами прицепа).

Серьезную конкуренцию отечественным производителям прицепной техники по-прежнему составляет продукция предприятий Республики Беларусь, в первую очередь Минского автозавода. В частности, до 70% продукции РУП «МАЗ», производство которой в 2003 г. сохранилось на прежнем уровне (около 3 000 ед.), направляется в Россию. Цены на «мазовскую» прицепную технику в течение 2003 г. росли несколько медленнее, чем на российскую. Их прирост по большинству моделей составил лишь 8...10%.

Что касается прицепной автотехники западноевропейских фирм, объем ее продаж в России не превышает, по предварительной оценке, 10% общего объема продаж в стране. Основной причиной, сдерживающей рост импорта прицепов, по-прежнему остается их высокая стоимость.