Междугородные (туристические) автобусы из Германии
Cуществует огромное разнообразие междугородных (туристических) автобусов (Reisebusse): короткие и длинные, высокие и низкие, дорогие и дешёвые, от cредних девятиметровых до гигантских двухэтажных.
Автобус Bova Futura пользуется успехом, особенно за счет своего футуристического дизайна |
Междугородные автобусы являются предметом гордости каждого автотранспортного предприятия, занимающегося пассажирскими перевозками. Они считаются «королями» среди автобусов. Предлагаемые машины отличаются друг от друга также как и люди, которых они перевозят.
Большинство автобусов этого класса в настоящее время имеют несущий кузов. Лишь испанская компания Noge выпускает машины рамной конструкции, в то время как Berknof и Ernst Auwarter используют шасси в качестве базы для своих несущих кузовов. Общим для всех автобусов в Германии является применение переднего моста с независимой подвеской колес, способствующей комфортабельности машины.
Автобус Setra 411 HD |
Насколько велика модельная палитра самих автобусов, настолько удивительно мал выбор двигателей и коробок передач. Используются в основном моторы компаний MAN и Mercedes. Исключением являются автобусы Irisbus, на которых устанавливают двигатели французской компании Renault. Шведские изготовители Scaniа и Volvo используют агрегаты собственного производства, которыми пользуется и компания Bova. Голландцы с давних пор успешно применяют двигатели DAF, также устанавливаемые на польские автобусы Solaris Vacanza.
Ещё меньший выбор коробок передач. Исключение составляют шведы, использующие собственные разработки. Остальные применяют, наряду с 6-ступенчатой коробкой Mercedes-Benz, агрегаты ZF: 6-ступенчатая ZF 6 S 1600 предназначена для работы с двигателями с максимальным крутящим моментом 1 800 Нм, 8-ступенчатая ZF 9 S 180 – до 2 000 Нм. Обе коробки управляются встроенной электропневматической системой Servoshift и могут поставляться со встроенным гидродинамическим тормозом-замедлителем Retarder, развивающим тормозную мощность до 500 кВт и тормозной момент до 3 200 Нм.
Рабочее место водителя в современном междугородном автобусе |
Кроме того, предлагается единственная полностью автоматическая коробка передач AS-Tronic компании ZF, предназначенная для автобусов, двигатели которых имеют максимальный крутящий момент до 2 300 Нм. Аналогичный агрегат предлагает только Scania – это Opticruise.
Классифицировать междугородные автобусы очень трудно, однако они характеризуются многими качествами, присущими только автобусам этого класса. Машины различаются высотой, которая становится решающей для величины багажного отделения и соответственно пригодности для дальних путешествий. Самыми простыми являются автобусы с высоким полом Mercedes Travego RH, Bova Futura FLD или Temsa Safari. Габаритная высота, меньше 3,5 м, позволяет также эксплуатировать их на междугородных маршрутных перевозках.
Значительная часть автобусов выпускается в настоящее время с габаритной высотой от 3,55 до 3,70 м. Вместимость багажных отделений в этом случае от 10 до 11 м3 дает возможность дальних поездок. К таким автобусам относятся Berknof Axial 50, Irisbus Illiade, MAN Lion’s Coach, Mercedes Travego, Neoplan Euroliner, Starliner и Cityliner, Setra Comfort и Top-Class и Volvo 9900.
Автобус Neoplan Cityliner |
Важнейшим преимуществом супервысоких автобусов (габаритная высота от 3,70 до 3,85 м) является большая вместимость отделения для багажа (12 м3) и размещение большего количества сидений. К достоинствам таких машин относится и то, что расстояние до двигателя и мостов способствует низкому уровню шума в салоне. Супервысокими автобусами являются Ernst Auwarter Eurostar, Mercedes Tourismo SHD, Neoplan Starliner, Noge Touring Star, Scania Century, Setra-Top Class 400 HDH и Solaris Vacanza.
Самые высокие двухэтажные автобусы имеют габаритную высоту 4,0 м. Объём европейского рынка двухэтажных автобусов оценивается в 500 шт. в год, и его делят между собой Neoplan Skyliner, Setra 328 DT, Van Hool T9 Astromega и Berknof Axial 100 DD. Недавно на этот рынок пришёл новый двухэтажный автобус Setra S 431 DT. Двухэтажные автобусы вмещают до 90 пассажиров. Однако недостатком таких автобусов является их небольшое в сравнении с высокой провозной способностью багажное отделение.
Пассажиры в автобусах обеспечены удобными сиденьями |
Междугородные автобусы можно классифицировать по региональной цене, по которой изготовитель их размещает. Единого ценового класса не получается, и машины можно разделить на классы низкобюджетных, средних, люкс и премиум, что позволяет очень близко подойти к сравнению рынка.
К самой низшей категории относится автобус Temsa Safari, который стоит в пределах 150 тыс. евро. Однако Bova Futura, также с простым оснащением, обойдётся уже в 200 тыс. евро. Эта цена проводит границу для среднего класса, за который надо выложить примерно 235 тыс. евро. К ним относятся автобусы Bova Futura, турецкая модель MAN Lion’s Coach, Mercedes Tourismo, Scania Century, а также Neoplan Euroliner.
По цене до 250 тыс. евро продаются автобусы класса люкс с базовым оборудованием, которые составляют наиболее многочисленную категорию. Mercedes Travego, Man Lion’s Star, Neoplan Cityliner, Bova Magiq, Irisbus Illiade и Solaris Vacanza являются типичными представителями этой группы. Соответственно дороже стоят автобусы Premium-класса. Их цена начинается с 250 тыс. евро и выше, причём верхний предел не установлен. К этой категории относятся автобусы Auwarter Eurostar, Neoplan Starliner, Setra Top-Class 400.
При классификации по цене надо иметь в виду, что некоторые изготовители, например, Scania или Noge, а также Mercedes (Tourismo) и MAN (Lion’s Coach) в базовую цену полностью закладывают стоимость кухни, туалетного блока и видеоаппаратуры, другие же предусматривают это лишь в качестве заказного оборудования. Однако с оборудованием или без, длинные или короткие, высокие или низкие, двухэтажные автобусы только из-за своего внушительного вида и более комфортабельной ходовой части, а также удобного и приятного оснащения превращаются в предмет гордости каждого парка.