На рынке прицепной автотехники

В. Салыгин

Российский рынок прицепной техники, являясь частью отечественного автомобильного рынка, обладает в то же время значительной самостоятельностью. Несколько отстав в своем становлении, в последние годы он активно развивается. Стремительный рост производства автоприцепов в стране начался в 1999 г., и за последние три года их выпуск фактически удвоился. По данным «АСМ-холдинг», в 2001 г. производство автомобильных прицепов и полуприцепов в России увеличилось на 26,7% и составило 10 139 шт. Возросший потребительский спрос обеспечил устойчивый рост объемов продаж. В прошедшем году продажи отечественных прицепов и полуприцепов увеличились на 16,7%. За последние годы существенно расширился номeнклатурный перечень прицепной техники, производимой российскими предприятиями. Заметно улучшилось и качество продукции.

Подавляющее большинство отечественных предприятий, изготавливающих прицепы, успешно завершили программу 2001 г. Спад производства в машиностроении и металлообработке, произошедший в I квартале текущего года, был не столь заметным в производстве прицепной техники.

Ведущий производитель отечественных тяжеловозов ОАО «Уралавтоприцеп» (по итогам 2001 г. – около 900 единиц прицепной техники, прирост 17,7% по сравнению с предыдущим годом) в настоящее время выпускает свыше 60 моделей. Основу производственной программы (до 60%) составляют прицепы- и полуприцепы-тяжеловозы; на бортовые и тентовые приходится около 20% готовой продукции. Строителям предприятие предлагает широкую гамму полуприцепов-самосвалов грузоподъемностью от 16 до 33 т. В разработке находится трехосный полуприцеп грузоподъемностью до 40 т. Рама универсальной конструкции, пошедшая в производство в 2001 г., позволяет выпускать семейство полуприцепов для перевозки строительно-дорожной техники, а также устанавливать подвеску как отечественного изготовления, так и производства зарубежных фирм. План завода на текущий год предусматривает увеличение выпуска прицепной техники на 10%.

Лидер отечественного прицепостроения ОАО «Автоприцеп-КамАЗ», на долю которого приходится 34% российского производства, не только сохранил высокий темп, взятый в 2001 г., но и наращивает его. В текущем году предполагается изготовить более 4,5 тыс. автоприцепов (увеличение более 30% по сравнению с прошлым годом). Прицепная техника ставропольского завода преимущественно предназначена для совместного использования с «камазовскими» большегрузами, в том числе с КамАЗ-55102 (самосвальные прицепы), КамАЗ-53215 (грузовые), КамАЗ-54115 (полуприцепы грузовые, изотермические, цистерны).

Вдвое увеличило производство ОАО «КЗАП» (г. Сосновоборск). Выпуск прицепной техники этим предприятием составил в 2001 г. более 1 800 шт. (против 840 в предыдущем году). Почти половину изготовленной заводом продукции составляют двух- и трехосные грузовые полуприцепы, четвертую часть – самосвальные. План текущего года предусматривает доведение выпуска до 2 000 единиц прицепной техники.

На прежнем уровне сохраняет производство ОАО «Ирбитский автоагрегатный завод» (по итогам 2001 г. выпуск превысил 1 200 шт. прицепной техники). Основу программы составляют шасси (в том числе одноосное 8019-02, без настила ГКБ-817М1), подкатная тележка 8341. В текущем году предполагается увеличить производство на 15% и довести выпуск до 1 400 единиц автотехники.

Несколько снизивший производство в прошлом году «Тавдинский механический завод» в текущем году намерен на 20% увеличить выпуск (до 600 единиц прицепной техники). Основу его составят прицепы-роспуски (в том числе 9383-011).

Сокращает производство прицепной техники АО «НЕФАЗ» (с 396 шт. в 2000 г. до 321 шт. в 2001 г.). Основу его выпуска составляют бортовые прицепы 8560. В текущем году предусматривается дальнейшее сокращение производства прицепов с одновременным наращиванием выпуска самосвалов большой грузоподъемности, в том числе КамАЗ-55102, МЗКТ-65111, МЗКТ-65115.

Динамика рыночных цен на прицепную технику, в отличие от динамики цен на грузовые автомобили, носит более устойчивый характер. При монотонном росте цены в течение 2001 г. колебались незначительно. В целом за прошлый год прирост рыночных цен не превышал уровня инфляции в стране. По большинству марок (моделей) прицепной техники годовой индекс цен составил 1,10–1,13. При этом несколько быстрее росли цены на топливные полуприцепы-цистерны, медленнее – на тяжеловозные и изотермические прицепы.

В I квартале текущего года изменения цен, как в сторону увеличения, так и снижения, находились в пределах 1 – 2%. При этом в январе-феврале явно преобладала тенденция снижения, вызванная стремлением заводов-изготовителей и дилеров сократить запасы прицепной техники, оставшиеся с прошлого года. В марте текущего года цены вновь стали расти. Этому способствовало и весеннее оживление потребительского спроса.

Существенную конкуренцию отечественной прицепной технике составляют изделия предприятий Белоруссии и, в первую очередь, минского завода. Значительная часть продукции РУП «МАЗ», изготовившего в 2001 г. более 3,5 тыс. единиц прицепной техники, направляется в Россию. Сопоставимая по ценам с отечественными образцами автотехника минского завода в лучшую сторону отличается качеством изготовления и пользуется значительным спросом. Этому способствует и многочисленный парк автомобилей «МАЗ», находящихся в пользовании российских перевозчиков.

Что касается прицепной автотехники западноевропейских фирм, то объем ее продаж в России пока незначителен. Основной причиной, сдерживающей рост импорта прицепов, является их высокая цена, в два-три раза превышающая стоимость аналогичных образцов отечественной техники.

Интересной попыткой организовать производство современной прицепной техники из высококачественных зарубежных комплектующих является деятельность АОЗТ «Новтрак» (г. Новгород). Предприятие со 100%-ным иностранным капиталом входит в состав группы фирм SOMMER. Кроме российского предприятия промышленная группа включает в себя четыре завода в Германии, по одному в Польше и во Франции. Новгородский завод специализируется на изготовлении стальных и тентовых кузовов различных типоразмеров и оснащения, а также большегрузных полуприцепов разных модификаций. Выпуск продукции в прошлом году вырос более чем вдвое и составил 220 единиц прицепной техники. Основная часть изготавливаемых кузовов экспортируется в Германию.

Следует отметить, что ряд отечественных заводов успешно используют при производстве прицепной техники импортные комплектующие. Применение европейских узлов и деталей, в том числе осей, шин, дисков, шкворней и других, существенно повышает технические характеристики, сокращает затраты на обслуживание и ремонт. Так, применение высококачественных осей фирм Gigant, BWP, SAF, по оценке специалистов, в 3 – 4 раза увеличивает пробег прицепной техники. Переход на низкорамных полуприцепах на покрышки фирмы Michelin с посадочным диаметром 17,5’ позволяет в 1,5 раза снизить затраты на шины и существенно повысить эксплуатационную надежность. Установка импортных комплектующих приводит к значительному удорожанию техники, и как правило, делается по заказу потребителя.

В целом перспективы развития российского рынка прицепной техники на ближайшие годы представляются более оптимистичными, нежели рынка грузовых автомобилей. Значительные возможности открываются благодаря использованию отечественными предприятиями современных технологий и их умелому сочетанию с техническими требованиями, обусловленными достаточно жесткими дорожными и климатическими условиями страны.