Российский рынок нефтепродуктов в зеркале статистики

А. Рикошинский

В конце прошлого и начале этого года на рынке нефтепродуктов положение оставалось стабильным, оно определялось как общеэкономической ситуацией в стране, так и конъюнктурой мировых рынков. Так, среднемесячная цена мирового рынка на российскую нефть сорта Urals составила в декабре 24,6 долл. за баррель против 31,3 долл. в ноябре и 26,7 долл. за баррель в среднем за 2000 г. Но все же она оставалась существенно выше, чем в среднем за 1999 г. (17,1 долл. за баррель). В мае 2001 г. мировая цена на нефть (впервые за последние 3 месяца) превысила отметку в 30 долл. за баррель, что на 5,4% выше, чем уровень цен годичной давности. Цена июньских фьючерсов российской нефти Urals (с доставкой в порты Средиземноморья) составила 26,56 долл. за баррель.

В I квартале 2001 г. рынок нефтепродуктов развивался под влиянием тенденций, сложившихся в 2000 г. Важнейшая из них – дальнейший рост производства и реализации всех основных нефтепродуктов. Производство в 2000 г. составило 103% к уровню 1999 г., за год было произведено (млн. т): бензина автомобильного 27,2, дизельного топлива 49,1, мазута топочного 49,2, масел смазочных 2,6. При этом по сравнению с 1999 г. производство бензина составило 102,6%, дизельного топлива – 104,9, масел смазочных – 115,1 и только сократилось производство топочного мазута – 94,4%. В течение года производство было достаточно стабильным.

Производство нефтеперерабатывающей отрасли в I кв. 2001 г. по сравнению с I кв. 2000 г. составило 105,3%. Положительная динамика была зафиксирована по всем основным товарным позициям: бензину автомобильному – 107,3%, дизельному топливу – 104,4, топочному мазуту – 101,7, смазочным маслам – 111,0%.

В основном нефтепродукты реализовывались на внутреннем рынке (импорт не играет сколько-нибудь заметной роли в формировании ресурсов внутреннего рынка и исчисляется долями процента). Доля отечественных ресурсов в объеме продаж по итогам года составила по бензину – 99,85%, в I кв. 2001 г. – 99,9%; по дизельному топливу – 99,94 и 99,95%, а по топочному мазуту – соответственно 99,93 и 100%.

Таким образом, на внутреннем рынке было продано:

за 2000 г. (в % к 1999), тыс. т:

– бензинов автомобильных – 24 119 (97);

– топлива дизельного – 31 173 (116);

– мазута топочного – 26 803 (86).

за I кв. 2001 г., тыс. т:

– бензинов автомобильных – 6 216,1;

– топлива дизельного – 7 312,1;

– мазута топочного – 8 570,3.

Некоторое сокращение объема продаж бензинов автомобильных и мазута топочного на внутреннем рынке в 2000 г. компенсировалось увеличением экспорта: бензина было экспортировано 3 111 тыс. т (176% к 1999 г.), мазута – 22 440 (105% к 1999 г.), а экспорт дизельного топлива снизился и составил 17 977 тыс. т (89% к 1999 г.).

В нефтеперерабатывающей промышленности в 2000 г. было переработано 53,8% добытых в РФ нефти и газового конденсата (в 1999 г. 55,4%), в I кв. 2001 г. – 53,4%. За I кв. этого года производство нефтепродуктов с использованием углубляющих технологий увеличилось на 5,2%, в том числе каталитического крекинга на 7,6%, термического крекинга на 0,8, гидрокрекинга на 38,2, а глубина переработки нефтяного сырья составила 68,6%.

В прошедшем году выпуск неэтилированного автомобильного бензина увеличился на 11,7%, высокооктанового – на 6,3%, а в I кв. 2001 г. увеличение составило соответственно 6,6 и 16,8%. Их доля в общем производстве автомобильного бензина составила соответственно 95,4 и 42,9%.

В настоящее время в отрасли функционируют 11 нефтяных компаний с вертикально-интегрированной структурой, осуществляющих добычу и переработку нефти, и реализацию нефтепродуктов. Нефть в основном перерабатывается из давальческого сырья (более 90%). Полная себестоимость услуг по переработке 1 т давальческой нефти сократилась за I кв. на 2%. По представленным в Статкомитет РФ данным около 85% предприятий нефтеперерабатывающей отрасли являлись прибыльными (в целом по промышленности доля прибыльных предприятий составляет 60%).

За 2000 г. рост цен производителей в нефтеперерабатывающей промышленности опережал рост цен производителей по промышленности в целом: 147,5% против 131,6, причем максимальный рост цен на нефтепродукты пришелся на IV кв. За I кв. 2001 г. индекс роста цен в нефтеперерабатывающей промышленности составил 102,8%, что составляет минимальное значение из всех отраслей промышленности. В начале года произошло сезонное снижение цен на основные нефтепродукты.

Разброс средних цен производителей по регионам составил:

– по автомобильным бензинам – 1,86;

– по дизельному топливу – 1,76;

– по топочному мазуту – 4,1.

В Европейской части России самые высокие цены на бензины марок А-76 и АИ-92/93 были у завода НОРСИ-ОЙЛ – соответственно 8 376,0 и 9 624,0 руб. за 1 т. На бензин марки АИ-95 у завода НК «ЮКОС» – 10 000,0 руб. за 1 т. Самые низкие отпускные цены на бензин марок А-76, А-92/93 и Аи-95 отмечены у Рязанского НПЗ – соответственно 5 900,0; 7 600,0 и 8 200,0 руб. за 1 т.

Самые высокие цены на дизельное топливо летнее отмечены у завода НК НОРСИ-ОЙЛ (НОРСИ) – 7 440,0 руб. за 1 т, а на дизельное топливо зимнее – у Ярославского НПЗ имени Менделеева (НК СЛАВНЕФТЬ) – 8 580,0 руб. за 1 т. Самое дешевое дизельное топливо летнее было у Рязанского НПЗ (НК ТНК) – 6 000,0 руб. за 1 т.

За Уралом самые низкие отпускные цены на бензин марок А-76/80, А-92/93 и Аи-95/96 зафиксированы у Омского НПЗ – соответственно 7 050,0, 8 100,0 и 9 800,0 руб. за 1 т.

По состоянию на 02.04.2001 г. потребительские цены на автомобильный бензин составляли 7,85 руб. за литр. Стоимость бензина марки А-76 (АИ-80 и т.п.) составила 7,01 руб. за литр, бензина марки АИ – 92 (АИ-93, АИ-95 и т.п.) – 8,20 руб. за литр, бензин АИ-95 и выше – 9,31 руб. за литр.

В 2000 г. и начале 2001 г. на российский рынок нефтепродуктов заметное (в отличие от импорта) влияние оказывал их экспорт, составивший за 2000 г. по автомобильному бензину – 11,44% от совокупного производства, по дизельному топливу – 36,59, по топочному мазуту – 45,59%. Среди основных торговых партнеров-покупателей нефтепродуктов в 2000 г. можно выделить такие страны как Нидерланды – 11% совокупного экспорта бензина, 13% дизельного топлива, 13% топочного мазута; Латвия – 17%, Казахстан – 11% экспорта автомобильного бензина, Великобритания – 7% автомобильного бензина и 11% дизельного топлива, Швеция – 14% от совокупного экспорта мазута.

Перспективы развития отрасли определены в «Энергетической стратегии России на период до 2020 года», основные положения которой были одобрены 23 ноября прошлого года Правительством Российской Федерации (Протокол № 39, п. III).

Принятая «Энергетическая стратегия» исходит из того, что структура топливно-энергетического комплекса страны и производства энергоресурсов определяются, прежде всего, ресурсной базой, научно-техническим прогрессом и экономической мощью государства (структурой и масштабами энергопотребления, инвестиционными и производственными возможностями).

Ситуация с обеспечением нефтеперерабатывающей промышленности сырьем предполагается следующая: добыча нефти в России может составить в 2010 и 2020 г. соответственно до 335 и 360 млн. т. При неблагоприятных условиях (низкие мировые цены, сохранение действующих налоговых условий и др.) эти показатели достигнуты не будут. При этом верхние предельные уровни добычи нефти, технологически достижимые при благоприятных условиях, составляют 360 млн. т/год, начиная с 2005 г.

Основным нефтедобывающим районом России на всю рассматриваемую перспективу остается Западная Сибирь, хотя ее доля к 2020 г. и снизится до 58 – 55% против 68% в настоящее время. После 2010 г. масштабная добыча нефти должна начаться в Тимано-Печорской провинции, на шельфе Каспийского и северных морей, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Всего на восток России к 2020 г. будет приходиться 15 – 20% нефтедобычи в стране.

Для обеспечения внутренней потребности России в качественном моторном топливе, смазочных маслах и других нефтепродуктах, а также экспорта «Энергетической стратегией» предусматривается рост объемов переработки нефти к 2015–2020 гг. до 220 – 225 млн. т/год с одновременным увеличением глубины переработки до 75 – 80% в 2010 г. и до 85% к 2020 г. Исходя из особой роли нефтеперерабатывающей промышленности в обеспечении обороноспособности страны, приоритетное внимание уделяется мерам по стимулированию развития отрасли и задачам государства по регулированию ее деятельности. Основное направление развития нефтепереработки – модернизация и коренная реконструкция действующих нефтеперерабатывающих заводов с опережающим строительством мощностей по углублению переработки нефти, повышению качества нефтепродуктов и производству катализаторов.

Целевой задачей отрасли является также обеспечение сырьем (прямогонным бензином, бензином для химии, ароматическими углеводородами, мономерами, сырьем для сажи и др.) нефтехимической промышленности, продукция которой на порядок выше стоимости продукции собственно нефтепереработки.

Для подачи сырья на нефтеперерабатывающие заводы, на экспорт и обеспечения транзита нефти прикаспийских государств потребуется модернизация и развитие систем трубопроводного транспорта, в том числе и строительство новых магистральных нефтепроводов на севере и на юге Европейской части России, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.