Рынок экскаваторов. В будущем году спрос на Российскте машины будет расти

Р. Кулапин, канд. экон. наук, ОАО «ИТКОР»

Прошлый год стал самым успешным для отечественных экскаваторостроителей за всю вторую половину текущего десятилетия. В сравнении с предшествующим годом отмечен рост производства на 23%. И это несмотря на значительный объем импорта, составивший более 10% от российского производства. Экспорт, хотя и обладал незначительным удельным весом (4,5%), в абсолютном выражении увеличился вдвое. Общий объем продаж на рынках России в 1997 году вырос почти на 25%.

В последние годы в России спрос превышал производство с учетом экспорта отечественной продукции на 7–10%. В текущем году спрос будет превышать предложение более чем на 11%. Это вызвано влиянием августовского финансового кризиса, повлекшего определенный спад производства и постепенное снижение объемов импорта ввиду роста курса доллара. Средняя стоимость импортируемых экскаваторов, определенная за 9 месяцев текущего года, составила более 100 тысяч долларов США – примерно 700 тысяч рублей.

В IV квартале при курсе доллара в среднем 17 рублей средняя стоимость одного импортного экскаватора составит уже 1 700 тысяч рублей, что значительно превышает покупательскую способность основных потребителей этой техники. Данное обстоятельство позволяет нам сделать оптимистический прогноз на развитие событий в будущем году на российском рынке экскаваторов:

– значительно возрастет спрос на продукцию отечественных изготовителей, их производство ввиду незначительного роста цен относительно текущего года по прогнозу возрастет на 6 – 8%;

– экспорт, особенно в страны СНГ, также увеличится и составит около 6,8% от всего отечественного производства (в 1997 г. – 4,5%);

– импорт значительно сократится, главным образом за счет машин, по своим рабочим характеристикам прямо конкурирующих с отечественными (по нашей оценке, примерно на 30%). Импортироваться будут лишь мощные карьерные экскаваторы, аналогов которых в России не выпускается;

– объем продаж отечественной продукции на рынках России относительно текущего года возрастет на 7–8%.

Почти на всех заводах ожидается рост производства. Этот прогноз может быть реальным при условии роста цен на экскаваторы в течение будущего года не более 20–25%.

Необходимо отметить, что средняя стоимость одного экскаватора по экспорту почти в 2,3 раза ниже средней стоимости импортируемой продукции. В связи с тем, что в странах СНГ имеются финансовые трудности, аналогичные российским, экспорт отечественных машин при их относительно низкой стоимости в 1999 г. весьма перспективен.

В 1999 г. ожидается серийный выпуск новых экскаваторов-погрузчиков широкого применения на Муромском машиностроительном заводе. Спрос на такие машины в настоящее время удовлетворяется за счет импорта из Украины, Франции и Республики Кореи, их производство в Муроме будет способствовать повышению спроса на продукцию отечественных изготовителей.

Среди факторов, снижающих спрос и объемы продаж, причем как в России, так и в других странах СНГ, назовем отсутствие средств на рекламу у отечественных экскаваторостроителей. Выпускаемые в России экскаваторы и экскаваторы-погрузчики представляют собой широкую гамму машин. Мощность их двигателей может составлять от 28 до 257 кВт, вместимость ковша обратной лопаты – от 0,1 до 3,0 м3, глубина копания – от 2,5 до 8,5 м, максимальная высота выгрузки – от 2,7 до 10 м, а скорость передвижения для разных экскаваторов колеблется от 2 до 100 км/ч.

Основные регионы закупок – это Центральный и Уральский, на которые в 1999 году будет приходиться около 60% всего объема продаж. Это связано с увеличением объемов реконструкции магистральных автомобильных дорог республиканского значения, расширением и заменой тепловых и кабельных коммуникаций.

В других регионах объемы закупок остаются примерно на одном уровне. Экскаваторы приобретаются только для замены изношенных машин, поскольку величина износа парка в настоящее время составляет около 28% от их наличия.