«ВЕЛМАШ-С»

Это он только так называется – ломовоз...

Особенности конструкции и универсальные возможности ломовозов

Действительно, эти транспортные средства называются ломовозами или металловозами, но транспортируют они не только металлический лом. Современные ломовозы – это поистине многофункциональная техника, которая используется для выполнения различных перевозок в разных отраслях.

Кроме доставки металлолома на металлургические предприятия для вторичной переработки, ломовозы широко применяются в коммунальном хозяйстве для транспортировки крупногабаритного и прочего мусора, сыпучих материалов, в зимний период снега; на лесозаготовках ломовозы используются для перевозки щепы и лесоматериалов, в строительной сфере ломовозы также отлично справляются с уборкой строительных отходов после демонтажа со­оружений, перевозками стройматериалов и даже строительных бытовок и т.п.

Ломовоз – определение

Отметим сразу, что ГОСТовского определения транспортного средства «ломовоз» не существует. По общепринятому мнению специалистов отрасли, ломовоз – это специализированное автотранспортное средство, оснащенное манипулятором с грейферным захватом, предназначенное для погрузки, разгрузки и транспортировки металлического лома и других материалов. Синонимом термина «ломовоз» является «металловоз».

Особенности конструкции ломовозов

Основными компонентами ломовозов являются шасси, кузов для перевозки грузов, манипулятор с грейферным захватом.

ООО «ВЕЛМАШ-С» («Великолукский машиностроительный завод», входит в ГК ПАЛФИНГЕР, Псковская обл., г. Великие Луки) производит две модели гидроманипуляторов для работы с ломом, которые могут быть смонтированы на шасси автомобилей, а также манипулятор в стационарном исполнении.

Универсальная конструкция позволяет использовать данную технику не только на предприятиях металлургической промышленности, но также в коммунальной и строительной сферах. Рабочее оборудование может устанавливаться как на отечественные шасси (КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ и др.), так и на шасси иностранного производства (FAW, SHACMAN и др.).

Манипулятор ВМ 10-74М с L-образной схемой складывания имеет грузовой момент 100 кН∙м, максимальную грузоподъемность 3100 кг, грузоподъемность на максимальном вылете 7,4 м – 1350 кг, угол поворота колонны манипулятора 425°, угол поворота вала ротатора бесконечный. Конструктивная масса – 1875 кг. Манипулятор ОМТ-120М имеет Z-образную схему складывания, максимальный вылет – 8,6 м, грузовой момент составляет 120 кН∙м. Обе модели поставляются с шестилепестковым грейфером для работы с ломом RG-25 и оснащены необходимыми приборами безопасности.

Самосвальные кузова для ломовозов производства ООО «ВЕЛМАШ-С» типа HALF PIPE имеют полукруглый профиль, который обеспечивает быструю разгрузку и предотвращает налипание груза. Толщина металла бортов равна 4 мм, днища – 5 мм. Материал днища/бортов: сталь S500/09Г2С, вместимость кузова составляет 30 м3. Три шпангоута в задней части кузова исключают развал бортов в случае открывания дверей, специальные дверные петли исключают возможность случайного снятия двери с петель в момент зацепа грейфером.

«ВЕЛМАШ-С»

Шасси. Большинство специалистов сходятся во мнении, что шасси ломовоза должно иметь укороченную на 300–500 мм раму (в сравнении со стандартными размерами) и не менее трех осей. Однако некоторые эксперты допускают также использование для ломовозов двухосных шасси. Среди характеристик шасси специалисты обращают внимание на наличие усиленной подвески.

Шасси должно обеспечивать ломовозу высокую мобильность (некоторые модели оснащаются полным приводом для движения по труднопроходимой местности), маневренность (для работы в условиях тесноты складских и промышленных площадок) и возможность передвигаться по дорогам общего пользования без оформления специальных разрешений, то есть нагрузка на оси должна быть в пределах законодательных норм.

Шасси ломовоза оснащается системой антиопрокидывания, которая анализирует углы наклона кузова и шасси при разгрузке и в случае превышения допустимых величин предупреждает водителя об опасности, а также система предупреждает о превышении допустимой скорости движения с кузовом в определенном положении.

«Ряжский авторемонтный завод»
АО «Ряжский авторемонтный завод» (Рязанская обл., г. Ряжск) выпускает линейку из 9 моделей ломовозов на шасси МАЗ, КАМАЗ и FAW, с колесными формулами 6х4, 6х6 и 4х2. Ломовозы оснащаются самосвальными кузовами прямо­угольного типа вместимостью от 14 до 30 м3 с задними распашными воротами и углом подъ­ема не менее 50°. Полы кузовов выполняются из листовой стали толщиной 5 мм, борта – 4 мм. На основании кузова установлены кронштейны, препятствующие продольному и поперечному смещению его относительно рамы. Таким образом достигается максимальная полезная нагрузка.

Все модели комплектуются манипуляторами с шестилепестковым или двухчелюстным грейфером и ротатором от Великолукского «РМЗ» или завода «ВЕЛМАШ» с максимальной грузоподъемностью порядка 1450–3100 кг, грузоподъемностью на максимальном вылете 900–1350 кг и с вылетом стрелы 6,5–7,4 м. Угол поворота колонны манипулятора составляет от 400 до 425°, угол поворота вала ротатора бесконечный.

Шасси оснащаются выдвижными опорами, которые по заказу могут оборудоваться гидроприводом выдвижения и подъема.

«Ряжский авторемонтный завод»

Кузов. Ломовозы оборудуются специализированным кузовом, выполненным из высокопрочных сталей, что обеспечивает его долговечность и устойчивость к коррозии, с прочными бортами, усиленными ребрами жесткости, способными выдерживать нагрузки от массивных металлических предметов. Рекомендуется, чтобы толщина дна кузова была не менее 6–8 мм и стенок от 3–4 мм. Оптимальным вариантом считается сочетание материалов: борта из стали 09Г2С и дно из S500.

Кузов ломовоза должен иметь большую вместимость. Высота бортов может достигать 1700–1800 мм (по некоторым сведениям – до 3000 мм). Длина – от 4500 мм, ширина – 2350 мм. Минимальная вместимость кузова по мнению экспертов должна равняться 18–19 м3, а максимальная, вместе с прицепом/ полу­прицепом, может достигать 86 м3. Ломовозы могут иметь полезную грузоподъемность от 5 до 35 т и более.

«Уралавтоприцеп»
ПАО «Уралавтоприцеп» (бренд ЧМЗАП, г. Челябинск) – предприятие замкнутого цикла, производит из российских комплектующих линейку самосвальных полуприцепов металловозов грузоподъемностью до 41 т для перевозки металлолома и инертных материалов, с кузовами объемом до 90 м3.

Модельный ряд полуприцепов ЧМЗАП включает 2-осные на 24–26 т, 3-осные на 29–33 т и 4-осные на 30–41 т, доступные в исполнениях прямоугольного кузова для максимальной кубатуры или Half Pipe для быстрого схода материала.

Шасси комплектуются рессорной или пневматической с подъемной осью подвесками собственного производства с односкатной/ двускатной ошиновкой, рассчитанными на тяжелую эксплуатацию и сервис по всей России.

Самосвальные полуприцепы-металловозы производства ЧМЗАП используются при работе на металлургических и горноперерабатывающих комбинатах, на предприятиях, занимающихся приемом и переработкой лома черных и цветных металлов, по территории РФ во всех климатических условиях на дорожных покрытиях разного типа.

«Уралавтоприцеп»

Наиболее популярны кузова ломовозов самосвального типа с гидравлическим подъемным механизмом, поднимающим кузов на угол 40–60° (бывают кузова с задней и боковой выгрузкой), либо с механизмом «мультилифт» (встречается реже). При разгрузке кузов должен легко очищаться от груза.

Открытые кузова ломовозов используются для перевозки крупногабаритного лома. Кузова закрытого типа применяются для транспортировки мелкого лома или отходов, которые требуют защиты от атмосферных воздействий. Сбоку и сзади кузова оснащаются распашными створками с запорными механизмами. Для безопасной транспортировки лома ломовозы оснащаются стяжными стропами и сетками, фиксирующими груз при езде.

«Майкопский машиностроительный завод»
ООО «Майкопский машиностроительный завод» (г. Майкоп, Республика Адыгея) выпускает две модели ломовозов на шасси КАМАЗ-65115 и МАЗ-6312В9 с колесной формулой 6х4.

Возможна комплектация ломовозов гидроманипуляторами МАЙМАН-100S, Атлант-С100Z-01М с Z-образной схемой складывания и Атлант-С140-05 с шестилепестковыми грейферами объемом от 0,2 до 0,25 м3 и пятилепестковыми грейферами объемом 0,3 м3 для металлолома. Вылет стрелы ГМУ – до 7,8 м, max грузоподъемность 3,7–4 т, грузовой момент 10–11 тм. Возможно увеличение вылета стрелы гидроманипулятора до 9 м.

Кузова ломовозов изготавливаются из стали 09Г2С-12 или из высокопрочной стали иностранного либо российского производства. Толщина стенок кузова не менее 4 мм, днища – не менее 5 мм, вместимость кузова – до 28–30 м3. Задний борт выполняется в виде распашных створок с возможностью надежной фиксации у боковых бортов. Подъемный механизм обеспечивает подъем кузова на угол до 50° и надежную защиту от опрокидывания.

В стандартную комплектацию входят гидропривод выдвижения балок опор и система контроля и безопасности М-STAR (контроль величины загрузки и т.д.) для ММ-100 и ММ-110 – высокая колонна, обеспечивающая более эффективную загрузку ломовоза. Гидросистема ГМУ позволяет совмещать несколько операций одновременно.

Возможна комплектация подъемной кабиной, насосом повышенной производительности и двухконтурной системой управления, позволяющей повысить производительность в 1,8 раза.

«Майкопский машиностроительный завод»

Манипулятор. Ломовозы могут комплектоваться краноманипулятором либо гидроманипулятором. Будем их обобщенно называть просто «манипулятор». Оснащенный захватом грейферного типа с ротатором, обеспечивающим поворот грейфера на 360°, манипулятор позволяет быстро самостоятельно загружать и разгружать кузов ломовоза без привлечения дополнительной погрузочной техники, достигая самых отдаленных углов кузова. Для работы с сыпучими материалами манипулятор комплектуется двухчелюстными грейферами ковшового типа. В технической литературе еще упоминаются манипуляторы с электромагнитными и крюковыми грузозахватными устройствами, но в реальной эксплуатации они применяются крайне редко.

«Пермский завод грузовой техники»
АО «Пермский завод грузовой техники» (ПЗГТ, Пермский край, г. Краснокамск) выпускает под торговой маркой «Пермяк» обширную линейку ломовозов с кузовами емкостью от 34 до 42 м3, полуприцепов (от 60 до 80 м3) и прицепов-ломовозов (30,5 и 38 м3).

Объемный и рентабельный ломовозный кузов в стандартной комплектации обшивается высокопрочной сталью 500МС. По желанию возможно использовать сталь 700МС за доплату. В конструкцию бокового борта добавлены дополнительные вертикальный и горизонтальный усилители, благодаря которым прочность кузова повышается в два раза и сохраняется геометрия металлоконструкции несмотря на перегрузы и трамбование металлолома перегружателем.

Надрамник также имеет повышенный запас прочности и тоже рассчитан на перегрузы и тяжелые условия эксплуатации. Каждый лонжерон надрамника состоит из двух горячекатаных швеллеров, вложенных друг в друга («сэндвич»), что позволяет эксплуатировать ломовоз «Пермяк» в реальных условиях эксплуатации без сварных ремонтов и простоев.

Распашные ворота имеют собственный силовой каркас. Запорный механизм исключает самопроизвольное раскрытие ворот. Модернизированные петли ворот позволяют открывать ворота на 270° вплотную к бортам кузова. Применение масленок на петлях позволило значительно повысить их ресурс. Предусмотрена опция – обшивка кузова листами из стали 700МС (вместо 500МС).

Манипуляторы ломовозов комплектуются 6-лепестковыми грейферными захватами «Пермяк» с полезным объемом 225 и 250 л и грузоподъемностью 1000 кг. Наконечники лепестков грейфера (клыки) сменные, из усиленной стали.

Ломовозы предлагаются на шасси FAW, КАМАЗ, МАЗ, SHACMAN, SITRAK с разными колесными формулами. Возможна эксплуатация ломовоза с прицепом-ломовозом.

Полуприцепы и прицепы оснащаются осями PLT (аналог BPW) или осями собственного производства АО «ПЗГТ» грузоподъемностью 12 т на пневматической подвеске.

«Пермский завод грузовой техники»

Манипулятор может иметь Z-образное складывание. Очень удобны манипуляторы с телескопической стрелой. Оптимальный, по мнению экспертов, манипулятор должен обладать грузоподъемностью (полезный груз, без грейфера) на наименьшем вылете стрелы 3–7 т, на предельном вылете 1,2–1,5 т и более. Наибольший вылет стрелы может достигать 8–9 м.

Манипулятор может располагаться за кабиной (при таком расположении возможна замена кузовов и самосвальная разгрузка) или за кузовом на заднем свесе рамы (в этом случае манипулятор способен выполнять загрузку/ разгрузку кузовов ломовоза и прицепа.

Пульт управления манипулятором может быть дистанционным или стационарным.

«Тонар»
ООО МЗ «Тонар» (Московская обл., г. Орехово-Зуево, д. Губино) предлагает три модели 3–4-осных полуприцепов-ломовозов с кузовами вместимостью 60,8 м3 (самосвальный, угол подъема 48°) и 74 м3 (несамосвальные).

Полуприцепы-ломовозы «Тонар» отличаются большим полезным объемом кузовов из высокопрочной стали, толщиной бортов 5 мм, днища 8 мм, задними распашными воротами и стабилизаторами, предотвращающими поперечное смещение кузова. Детали кузовов свариваются в аргоновой среде сварочными тракторами и роботами. Все стальные элементы перед окраской проходят дробеструйную обработку. Окрас производится двумя слоями грунта и двухкомпонентной краской.

Рамы крепкие, сварные из лонжеронов двутаврового сечения, сталь 09Г2С, толщина полок лонжеронов рамы 10 мм. Оси прочные, грузоподъемностью 9 т, собственного производства «Тонар».

Одна или две оси полуприцепов-ломовозов подъемные, в зависимости от модели. Подвеска усиленная, зависимая, на продольных упругих рычагах с пневматическими упругими элементами и телескопическими гидравлическими амортизаторами. Шины бескамерные, ошиновка односкатная. Тормоза барабанные, тормозная система TEBS-E (электронная). Аварийная тормозная система – механический привод с пружинами, энергоаккумуляторами на средней и задней осях к тормозным механизмам колес.

Полуприцепы оборудуются надежными и простыми в эксплуатации опорами, кузова комплектуются тентом.

«Тонар»

Прицеп/ полуприцеп-ломовоз может присоединяться к автомобилю-ломовозу высокой мощности. Для его загрузки манипулятор располагают на заднем свесе.

«Берёзовский завод автоприцепов»
ООО «Берёзовский завод автоприцепов» (БЗАП, Свердловская обл., г. Берёзовский) выпускает две модели 3-осных самосвальных (с подъемным гидроцилиндром Binotto) полуприцепов-ломовозов серии 94553N с кузовами емкостью 50 и 60 м3, грузоподъемностью 29,8 т и оснащенных КМУ. Также в серию 94553N входит четыре несамосвальных 3-осных модели полуприцепов-ломовозов вместимостью от 45 до 80 м3 и грузоподъемностью 28,5–40,5 т.

Три несамосвальные 4-осные модели серии 94554N оснащены кузовами вместимостью 65 и 80 м3 и имеют грузоподъемность 39 т.

В производственной линейке БЗАП присутствует и 2-осный ломовозный прицеп мод. 94562N грузоподъемностью 11,8 т.

Прицепная техника БЗАП оснащается импортными осями грузоподъемностью 9 или 12 т на пневмоподвеске импортного производства, с рабочими тормозами барабанного типа и антиблокировочной системой ABS. Все модели, кроме одной, имеют односкатную ошиновку.

Борта кузовов выполняются из стали толщиной 4 мм, пол – толщиной 5 мм. Благодаря большому количеству ребер жесткости борта ломовозов сохраняют заводскую геометрию на протяжении всего срока эксплуатации техники. Задние ворота распашные, с фиксацией в открытом положении. Рамы прицепов и полуприцепов усиленные, изготавливаются из стали марки 09Г2С.

При окрашивании прицепной техники используются высококачественные краски на полимерной основе, обладающие эластичностью, что позволяет сохранить внешний вид даже в случаях местных деформаций, так как покрытие не откалывается и не трескается.

«Берёзовский завод автоприцепов»
 

Итак, мы рассмотрели особенности конструкции ломовозов. Наш следующий материал будет посвящен рекомендациям специалистов по выбору ломовоза.

компании по теме статьи
компании по теме статьи