
Тяжеловозы: вперед и вниз
Распоряжением Председателя Правительства Михаила Мишустина от 29.08.2025 г. № 2365-р утвержден комплексный план развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной, социальной и иной инфраструктуры на период до 2036 г., который предусматривает строительство и реконструкцию около 4,5 тыс. км железных дорог, свыше 2 тыс. км автомобильных магистралей, более 800 км линий электропередачи сверхвысокого напряжения, почти 20 тыс. км магистральных волоконно-оптических линий связи. Полный оптимизма план подразумевает активное использование тяжеловозов для перевозок строительной техники и конструкций.
По данным из открытых источников, общестроительная картина выглядит достаточно позитивно: суммарный прирост строительных работ за первое полугодие составил 4,3% благодаря крупным инфраструктурным проектам, финансируемым из федерального бюджета. Объемы же коммерческого жилья сокращаются. Ввод жилья в сегментах многоквартирных домов и индивидуальном строительстве в августе сократился на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а за восемь месяцев года снижение составило 5,3%. Регистрации тяжелой грузовой техники за девять месяцев 2025 г. сократились на 54% – до 43 353 ед. по сравнению с 94 513 ед. за аналогичный период 2024 г.

На полуприцепах-тяжеловозах перевозят разнообразные крупногабаритные и тяжеловесные грузы, масса которых может превышать 100 т, однако львиная доля таких перевозок приходится на строительную и другую специальную технику и оборудование, а также строительные конструкции. Поэтому наиболее распространены раздвижные и нераздвижные полуприцепы с задним заездом и числом осей от трех до шести. Для российского бизнеса всегда было важно наличие товара, который можно приобрести здесь и сейчас, поэтому производители техники поддерживают производство наиболее востребованных моделей, покупку которых перевозчики способны были бы в текущих кредитных условиях осилить за счет собственных средств.

Завод «Уралавтоприцеп», г. Челябинск, выпускает самую широкую в стране гамму прицепных и полуприцепных транспортных средств для перевозок КТГ, а также комплектующие к ним – оси и компоненты подвески. Сегодня завод выпускает в основном бортовые полуприцепы, контейнеровозы и тяжеловозы с числом осей от трех до пяти, то есть наиболее бюджетные позиции, обещающие быструю реализацию.
Так, 3-осный полуприцеп-тяжеловоз 99064-100-01 грузоподъемностью 39,5 т – универсальное и доступное транспортное решение для перевозок строительной и другой специальной техники, оборудования, стальных и железобетонных конструкций, труб и сортамента. Полуприцеп выполнен в транспортном габарите – его ширина 2530 мм, при необходимости можно увеличить ширину платформы до 3000 мм при помощи выдвижных механических уширителей и хранящихся на гусаке настилов. Платформа нараздвижная, ее длина от гусака до заезда составляет 11 000 мм, погрузочная высота при полной загрузке – 900 мм. Платформа полностью накрыта настилом из стального рифленого листа. Полуметровый скошенный заезд и трапы одинарного сложения с пружинными помощниками обеспечивают угол въезда на платформу 13°. Предусмотрены опоры в кормовой части платформы для устойчивости и защиты ходовой части от перегрузок. Гусак также выполнен со скосом, что позволяет перевозить компактную колесную машину методом полупогрузки на гусак. Для перевозки труб и сортамента предусмотрены коники. В ходовой части использована пневматическая подвеска собственного производства. Собственная масса полуприцепа достигает 10,8 т.

ПКФ «Ютерборг», г. Копейск Челябинской области, в сентябре отметила день рождения – пять лет со дня основания. За столь короткий срок предприятие разработало и освоило в производстве обширный модельный ряд полуприцепной и прицепной техники, включающий низкорамные и высокорамные тяжеловозы и бортовые полуприцепы. Сегодня востребованными позициями остаются 3- и 4-осные низкорамные полуприцепы с задним заездом JTB-40 и JTB-50 грузоподъемностью 40 и 50 т. Полуприцепы построены по общим принципам: нераздвижная двухлонжеронная рама лестничного типа со скошенным заездом. Рама выполнена из высокопрочной стали, собственная масса 3-осного полуприцепа – 11 т, 4-осного – 13 т. Размеры полуприцепов укладываются в разрешенные ПДД. Ширину платформы 2500 мм можно увеличить при помощи выдвижных уширителей и настилов. Длина грузовой площадки у 3-осного полуприцепа 10 700 мм, у 4-осного – 11 700 мм, погрузочная высота – 900 мм. Комбинированный настил платформы выполнен из стального листа со вставками из твердых пород дерева. Полуприцепы поставляют в комплектациях с трапами двойного сложения и с приставными аппарелями. По заказу полуприцеп может быть укомплектован трапами одинарного сложения или уголковыми аппарелями. Гусак выполнен со скосом, что позволяет перевозить колесную машину методом полупогрузки. Ходовая часть может комплектоваться осевыми агрегатами Alion, PLT, ROR, Granning, SAF, BPW или Gigant в зависимости от их доступности и пожеланий покупателя.

Для ЗАО «Новтрак», г. Великий Новгород, востребованными остаются низкорамные тяжеловозы с задним заездом с числом осей от трех до пяти, а также стандартные 3-осные полуприцепы – шторные, контейнеровозы, сортиментовозы, платформы, запас которых предприятие поддерживает на складе.
Так, модификация 3-осного низкорамного раздвижного полуприцепа ТР-361 с расстоянием между осями по 2510 мм была показана на выставке CTT EXPO 2025. Полуприцеп способен перевозить неделимый груз массой до 36,7 т на раздвижной грузовой площадке, которая состоит из передней части длиной 900 мм и задней длиной 9800 мм. Задняя площадка переходит в скос длиной 850 мм под углом 10°. Платформа механически раздвигается на 8000 мм, причем 4500 мм с шагом 500 мм и остальная часть с шагом 1000 мм. Раздвижение фиксируется пневматическим механизмом. Механизм телескопирования включает две смещаемых опоры длиной по 400 мм. Высота порожней платформы – 1300 мм, а под полной нагрузкой она опускается до 860 мм. Въезд на платформу выполняется по приставным алюминиевым аппарелям. Конструкция гусака позволяет перевозить колесную машину методом полупогруза. Ходовую часть составляют три осевых агрегата BPW, рассчитанные на нагрузку 11 т, в исполнении для тяжелых дорожных условий с барабанными тормозными механизмами. Первая ось подъемная, третья – подруливающая. Собственная масса полуприцепа составляет около 11 300 кг.

На площадке готовой продукции завода «Тверьстроймаш» более широкий выбор тяжеловозов. Здесь можно найти полуприцепы с числом осей от трех до семи с задним заездом в различных исполнениях, а также 3- и 4-осные полуприцепы с фронтальным заездом. Так, низкорамный раздвижной 6-осный полуприцеп модели 99396-AL77 максимальной грузоподъемности 77 т серии Original Pro предназначен для эффективной перевозки широкого спектра неделимых грузов по дорогам общего пользования. Он выполнен в дорожном габарите: ширина 2540 мм, длина грузовой платформы в сложенном состоянии 11 000 мм. При необходимости ширина платформы наращивается до 3200 мм при помощи выдвижных уширителей и настилов, хранящихся на гусаке, который выполнен со скосом для удобства заезда на него колесной машины. Рама полуприцепа выполнена из высокопрочных отечественных и импортных сортов стали. Механизм раздвижения платформы на 8000 мм включает передвижную опору. Конструкция кормовой части полуприцепа позволяет комплектовать его различными видами трапов. При использовании гидравлических трапов двойного сложения с гидростанцией в комплекте возможен заезд на платформу катков, асфальтоукладчиков, фрез и другой техники, требующей минимального угла въезда. В комплектации ходовой части использованы осевые агрегаты ведущих брендов. Маневренность автопоезду обеспечивает колесная формула полуприцепа: 1-я ось подъемная и подруливающая, 2-я – подъемная стационарная, 3-я и 4-я – стационарные, 5-я – подруливающая стационарная, 6-я – подруливающая подъемная. Нагрузки на оси легко контролировать при помощи системы манометров. При перевозке сравнительно легких грузов одну-две оси можно поднять.

Пока на рынке тяжеловозов наблюдается некоторое разнообразие, но экономические перспективы таковы, что выполнять заказы с длительным производственным циклом становится всё более рискованным для производителей техники. Таким образом, номенклатура будет упрощаться и сводиться к наиболее «ходовым» моделям в самой простой и доступной комплектации.





















