15.02.2024

Презентация автобуса ЗИС(ЗИЛ)-127

15 февраля на ВДНХ в Музее Гаража особого назначения ФСО России состоялась презентация для представителей прессы единственного в России отреставрированного междугородного автобуса ЗИС(ЗИЛ)-127. Мероприятие было приурочено к 70-летию выпуска первого советского междугородного автобуса производства автозавода им. Сталина и открытию эры междугородного автобусного сообщения в России.

О проекте создания ЗИС(ЗИЛ)-127

О том, как создавался первый советский междугородный автобус ЗИС(ЗИЛ)-127 собравшимся журналистам рассказал Кирилл Валентинович Молодцов, инициатор создания Музея ЗИЛ в Сокольниках.

Работа по созданию междугородного автобуса, ничем не уступающего лучшим мировым образцам, велась на ЗИСе (так тогда назывался ЗИЛ) с начала 1950-х годов. Первые (предсерийные) образцы автобуса ЗИС(ЗИЛ)-127 были собраны в 1955 г. В те времена дороги в стране, еще недавно пережившей страшную войну, были не в лучшем состоянии, многие были просто грунтовыми. Поэтому создание комфортабельного лайнера мирового класса для нашей автомобильной промышленности стало большим шагом вперед, по значению сравнимым с запуском в космос первого спутника!

Несмотря на то, что у автобуса были прототипы, на которые ориентировались конструкторы, ЗИС(ЗИЛ)-127 является совершенно оригинальным. Первый советский междугородний автобус, во многом опередивший свое время, предоставлял пассажирам 32 места с индивидуальными источниками света. Эта модель автобуса, воплотившая все достижения советской автомобильной промышленности на тот момент, ознаменовала открытие эры междугородного пассажирского автобусного сообщения в стране!

В комфортабельном салоне, оборудованном эффективными системами отопления и вентиляции, были установлены мягкие кресла самолетного типа, предусмотрены сетчатые полки для ручной клади, а под полом располагались три боковых багажных отсека. Окна с небьющимися стеклами имели форточки и шторки.

Компоновка была заднемоторной (с дизельным двигателем ЯАЗ-206Д объемом 7,0 л и мощностью 180 л.с.), имелись тормозная система с независимыми контурами для передней и задней осей и гидроусилитель руля.

Двигатель ЯАЗ-206Д заднего расположения

Машина выделялась рифлеными боковыми панелями из алюминия. Внушительными были и габариты автобуса: длина более 10 м, ширина 2,68 м, а высота превышала 3 м. Это был настоящий лайнер автомобильных дорог огромной страны.

Всего за 6 лет (с 1955 по 1961 г.) заводом было выпущено 851 ед. этих автобусов (не считая предсерийных образцов). Они поступали в пассажирские автопредприятия Москвы, Ленинграда, городов юга СССР, прибалтийских республик.

Прекратили выпуск ЗИС(ЗИЛ)-127 по двум основным причинам: СССР присоединился к Международной конвенции по дорожному движению, по которой ширина транспортных средств не должна превышать 2550 мм (а габаритная ширина ЗИС(ЗИЛ)-127 составляет 2680 мм). Вторая причина – СССР начал закупать венгерские автобусы Ikarus, поскольку все тогдашние социалистические страны стремились построить общий рынок и распределить производство продукции по разным странам. Междугородные автобусы, в частности, должна была производить Венгрия.

Восстановление автобуса ЗИС(ЗИЛ)-127

О том, как шло восстановление исторического автобуса, рассказал Владимир Васильевич Чуркин, в прошлом - начальник Механосборочного цеха № 6 завода ЗИЛ, а ныне руководитель команды реставраторов автомобильной техники «МакАУРУС», обладающей всеми технологиями и компетенциями легендарного МСЦ № 6. Заметим, что в настоящее время «МакАУРУС» — это единственная в мире реставрационная мастерская, позволяющая в полном объеме восстанавливать и обслуживать коллекционные автомобили марки ЗИС/ЗИЛ.

Команда реставраторов (крайние слева В. Чуркин и К. Молодцов)

Презентуемый экземпляр сошел с конвейера в 1956 году и эксплуатировался на юге СССР (в Ростове-на-Дону), а затем был доставлен на завод ЗИЛ где долгое время стоял «на задворках» Механосборочного цеха № 6. Коллектив реставраторов приступил к работе в 2018 году. Начиналась работа на территории Механосборочного цеха №6 специалистами данного цеха и Экспериментального цеха. На разных этапах в работе принимали участие от 3 до15 человек в зависимости от объема и содержания работ.

Автобус был полностью разобран «до последнего винтика», и затем собран из восстановленных и изготовленных заново деталей с максимальным приближением к оригинальной конструкции. За пять лет непрерывной кропотливой работы командой специалистов автобус был восстановлен - именно восстановлен, а не отреставрирован, потому что реставрация – это ремонт и приведение в работоспособное состояние оригинальных деталей, а в данном случае много компонентов автобуса пришлось заменить на аналогичные: многие панели алюминиевого кузова коррозия привела в полную негодность, в одного борта, как рассказали реставраторы, была приварена рифленая панель от вагона электрички. Двигатель также не аутентичный, но той же модели - ЯАЗ-206Д, капитально отремонтированный с использованием подлинных поршней, вкладышей и т.д. от двигателей этой модели. Рессоры взяли от Львовского автобуса – но абсолютно аналогичные, номер детали у них тот же, что и у восстановленного ЗИС(ЗИЛ)-127.

Оригинальные панели, снятые с автобуса

Интерьер полностью переработан. Кстати, сиденья в салоне автобуса был полностью аналогичны креслам первого в мире сверхзвукового пассажирского лайнера ТУ-104, который появился в те же годы и, кстати, тоже был алюминиевым. Стекла изготовлены заново одной компанией из Подмосковья, для этого пришлось изготовить специальную технологическую оснастку.

Кресла в салоне - от ТУ-104

Справедливости ради необходимо заметить, что осталось много и «родных» узлов и агрегатов: коробка передач, задний мост с редуктором и др.

Владимир Чуркин: «Автобус нам достался в абсолютно разрушенном, жалком состоянии. Коррозия не пощадила ничего: совершенно вышли из строя все несущие конструкции и почти все панели, от изначального автобуса сохранились лишь панели крыши и два бампера. Таким образом практически все элементы конструкции алюминиевого кузова пришлось либо изготавливать заново, либо очень серьезно восстанавливать.

Почти все панели кузова - новые, но полностью аналогичны оригинальным. Одной организации на станке с ЧПУ удалось полностью повторить профиль оригинальных панелей. Полностью капитально отремонтирован двигатель: удалось найти оригинальные поршни, шатуны, гильзы, вкладыши, сцепление. Коробку передач отремонтировали».

Теперь автобус полностью на ходу – как пошутил В. Чуркин: «Осталось только госномера получить».

По словам реставраторов, изначально данный автобус был красно-белым, но при окончательном восстановлении было принято решение окрасить его в белый и синий цвета.

 

Из всех выпущенных автобусов ЗИС(ЗИЛ)-127 до сегодняшнего дня сохранилось всего четыре. До последнего времени единственный отреставрированный экземпляр находился за пределами России. И вот наконец в нашей стране появился полностью восстановленный музейный экспонат. Это исключительно важно. Мы должны помнить обо всех достижениях страны и рассказывать о них будущим поколениям, чтобы молодежь могла гордится своей страной вопреки наветам всяческих зарубежных «голосов».