Автобус из «крылатого металла» «Волжанин-527006»

В. Васильев, фото автора

Можно ли в России сделать автобус из алюминия? Еще недавно ответ на этот вопрос был отрицательным, но, похоже, ситуация меняется. Во всяком случае, об этом свидетельствует опыт завода «Волжанин», который первым из отечественных предприятий осваивает производство пассажирских машин из «крылатого металла».

Попытки создать автобус с использованием алюминиевых сплавов с нашей стране предпринимали и раньше: например, междугородный автобус ЗИЛ-127, появившийся в середине 1950-х годов. Несущее основание, обшивка боковин и часть крыши кузова были сделаны из алюминия. Несмотря на это масса машины была довольно солидной, да и от «происков» коррозии полностью защититься не получилось.

В 2006 году специалисты из г. Волжский построили автобус полностью из алюминиевого сплава, получивший обозначение «Волжанин-527006» «СитиРитм». До недавнего времени в России такое возможно было увидеть лишь на сборочных производствах иностранных компаний. И понятно, почему новый прогрессивный кузов стал совместным проектом автостроителей с берегов Волги и их партнеров из Швейцарии. Столь серьезное дело, и прежде всего сборка автобуса без использования сварочных швов, потребовало освоения перспективных технологий. С этой целью специалисты «Волжанина» отправились в Европу, где со всей тщательностью изучили премудрости работы с «крылатым металлом».

Если говорить о главных побудительных моментах проекта, то овчинка, безусловно, стоит выделки. Коррозионная стойкость алюминиевых сплавов в условиях далеко не дружелюбного российского климата и плохого качества дорог имеет едва ли не решающее значение. Затраты на антикоррозионную обработку кузова из стального листа с каждым годом эксплуатации увеличиваются, а в случае с алюминием подобные расходы исключены вовсе.

Моторный отсек

Помимо этого снижение массы кузова на полтонны позволяет в часы пик брать «на борт» дополнительно еще 10 пассажиров и вдобавок экономит до 12% топлива. В свою очередь снижение нагрузки на узлы и агрегаты ходовой части дает возможность продлить ресурс подвески на 8%.

Дизайнерам удалось сделать облик нового «Волжанина» современным, но самобытным. Кузов образован плоскими боковыми, а также передней и задней панелями с чуть заметной кривизной. Крыша тоже имеет едва заметный изгиб. Ветровое стекло состоит из трех плоских частей, две из которых боковые. Снаружи создается эффект плавного перехода от кабины к салону. Ветровое стекло разделено на две неравные части, в верхней высвечивается номер маршрута. Площадь остекления значительно увеличена. Характерные по эстетике декоративная металлическая решетка радиатора, размещенные горизонтально фары, указатели поворота и т. д. – подобная концепция успешно используется и на других моделях завода. Отличиями задней части автобуса стали продольные прорези на торцовой и боковых поверхностях кузова и круглые светотехнические приборы, размещенные по вертикали.

Еще один важный прием, который впервые нашел свое воплощение, – кратность шага сидений с внешними узлами и деталями интерьера. Собирать машину с четкой симметрией значительно проще и дешевле. Завод впервые применил при сборке модульную технологию. Кузов состоит из отдельных, соединенных между собой частей, что позволяет унифицировать сборочные элементы и снизить расходы при изменении комплектации. Например, число дверей теперь не имеет особого значения: их можно как добавлять в уже готовую машину, так и изымать из нее.

Кнопка аварийного открывания дверей

Применение модульного каркаса позволяет существенно снизить уровни шума и вибрации от двигателя. Такая конструкция помогает избежать резонанса силовой установки. Раньше весь корпус обшивали цельным стальным листом, и вибрация работающего мотора автоматически распространялась на всю длину машины. Новая схема сборки гасит ее за счет того, что металл накладывается отдельно на каждый модуль. Поскольку в салоне стало значительно тише, теперь пассажиры могут беседовать, не повышая голоса даже при высоких оборотах мотора. Кузов стал более прочным и стойким к деформации. Согласно новым правилам автобусы будут испытывать не только на опрокидывание. Они должны выдерживать фронтальный и боковой удары. При этом машина обязана сохранить стекла, ведь большинство серьезных травм пассажиры получают, когда при аварии вылетают из салона наружу. В будущем планируется использовать во внутренней отделке композитные материалы. Они не ломаются при деформации в отличие от пластика, который при повреждении распадается на острые осколки.

Как представитель городских автобусов большого класса, 12-метровый «Волжанин-527006» рассчитан на перевозку 104 человек, 26 из которых едут сидя. Машина весьма удобна для пассажиров, для этого потребовались тщательная техническая проработка и внедрение целого ряда нестандартных решений. Три полностью застекленные двустворчатые двери оборудованы поручнями, каждая из них открывает проем такой ширины, что свободно входят сразу два человека. Уровень пола находится на высоте 345...350 мм над дорогой, что, вне сомнений, оценят люди с ограниченной подвижностью, молодые и будущие мамы, пенсионеры, дети, и лишь возле задней двери сделана дополнительная ступень. Напротив средней двери расположена просторная накопительная площадка, способная вместить детские или инвалидные коляски.

Арочная форма потолка

Все сиденья в антивандальном исполнении изготовлены одной из челябинских фирм и установлены на подиумах. Профилированные подушки и спинки обеспечивают необходимые удобства в поездке. Количество вертикальных и горизонтальных поручней, их расположение вполне обосновано и соответствует существующим нормативным требованиям. В салоне использован добротный пластик светлых тонов. Плафоны освещения в темное время вполне эффективны. Естественная вентиляция салона происходит благодаря поворотным форточкам в боковых окнах. Если этого окажется недостаточно, можно воспользоваться тремя люками в крыше. Продуманы вопросы отопления в холодное время, пассажиры могут не опасаться за свое самочувствие.

Поскольку в низкопольном «СитиРитме» отсутствует место для инженерных коммуникаций (электрики, вентиляции и т. д.), эти системы разместили под потолком, для чего пришлось изменить его конструкцию. Конструкторы разработали подвесной вариант, внутри потолка проложена вся электропроводка и магистрали различных систем. Потолку пришлось придать форму арки. Бензобаки смонтировали в специальных подиумах над колесными арками. Так как силовая установка автобуса расположена несколько левее продольной оси кузова, потребовалось применить задний портальный мост со смещенным картером главной передачи.

Рабочее место водителя функционально и эргономично: сиденье с индивидуальной пневматической подвеской и регулируемыми подушкой и спинкой с подголовником, изменяемая по углу наклона и вылету рулевая колонка. Панель приборов достаточно информативна, но ее местоположение необходимо несколько изменить, поскольку обод «баранки» закрывает часть приборов. Налицо улучшение обзора для водителя, снижение оптических искажений. Дорога хорошо просматривается уже в непосредственной близости от переднего бампера. В дождь в дело вступают стеклоочистители внушительных размеров. Больших размеров наружные зеркала заднего вида укреплены на кронштейнах и решены в стиле hi-tech.

Опыт использования в серийном производстве «Волжанина» шасси ведущих зарубежных компаний дал возможность совместно с партнерами из компаний Deutz, ZF, Allison и Wabco приступить к собственным разработкам. Отечественным проектировщикам удалось сделать оптимальный набор компонентов и синхронизировать их взаимодействие. Получилось надежное, экономичное и простое в обслуживание шасси, которое позволяет владельцам «СитиРитма» значительно реже обращаться к услугам сервисных служб. Рядный шестицилиндровый дизель Deutz BF 6M 1013 ECP мощностью 286 л.с. удовлетворяет экологическому стандарту Еurо 3. С ним автобус полной массой 18,5 т разгоняется до 100 км/ч. Доступ в моторный отсек обеспечивает большая задняя крышка. Радиатор системы охлаждения двигателя расположен справа по ходу движения. Хороший доступ к системам является еще одним плюсом машины.

Управление «Волжанином» в значительной степени облегчает автоматическая шестиступенчатая коробка передач Allison T 325. Переход с одной скорости на другую происходит плавно, но без запаздываний, в чем мог на собственном опыте убедиться автор этих строк. Агрегат можно перенастраивать, уменьшая, например, число передач до трех. Образцовая плавность хода стала результатом работы зависимой подвески ZF, оснащенной пневматическими элементами. Для повышения активной безопасности применены АБС тормозов и противобуксовочное устройство компании Wabco. Их эффективность не вызывает сомнений. Рулевое управление ZF с четкой обратной связью позволяет без усилий контролировать поведение автобуса. Он очень послушен и маневренен, что особенно важно в стесненных условиях движения плотной городской застройки. Впереди у «Волжанина-527006» испытания, сертификация и серийное производство.

Сразу входят 2 человека

Фамильные черты унаследовал и усовершенствованный алюминиевый «СитиРитм», который в конце сентября волжские автостроители с успехом демонстрировали на престижной автомобильной выставке в Ганновере. Эта модификация автобуса соответствует самым современным европейским стандартам. Несмотря на внешнее сходство с предшественником, «начинка» экспортного варианта имеет ряд принципиальных отличий.

Расход топлива в городском цикле движения оптимизирует не только двигатель Deutz TCD 2013L6 V4 (Еurо 4), но и автоматическая КП ZF-Ecomat E2 Plus 6 HP 502 С. Включенный в ее состав гидрозамедлитель в отличие от других аналогов максимально эффективен даже на малых скоростях от 5 до 30 км/ч, т. е. корректирует действия водителя практически с начала движения. Из новых компонентов стоит особо выделить и тормозную систему с цифровым управлением Wabco – EBS. Она частично заменяет общепринятые компоненты тормозных систем и расширяет возможности как АБС, так и противобуксовочной системы. Внедренное безынерционное электронное управление сокращает тормозной путь на те самые решающие метры, которых зачастую не хватает, чтобы избежать ДТП, а за счет быстрого растормаживания значительно увеличивается срок службы фрикционных накладок тормозных колодок. Одной из проблемных зон практически всех автобусов до недавнего времени оставался привод системы водяного охлаждения. Ремень подлежал замене, иногда становясь причиной внеочередного простоя, поэтому на новой машине впервые применен привод с помощью гидромуфты, избавляющий автопарк от лишних хлопот.

Передняя облицовка

«Волжанин» в очередной раз поддержал реноме автобусного новатора и первым из российских заводов создал собственный компьютер, управляющий жизненно важными системами автобуса. Водитель может отслеживать любые параметры на дисплее электронной панели приборов Siemens с пневматической регулировкой уровня наклона. Компьютер – это прежде всего забота о безопасности пассажиров. Европейские требования постоянно ужесточаются, и без электронного контроля здесь уже не обойтись. К примеру, если открываются двери в салоне, «умное» цифровое устройство само включит стояночную тормозную систему и не даст тронуться с места, пока двери не будут закрыты.

Конкуренция на автобусном рынке заставляет производителей делать все более надежные и простые в обслуживании машины. Формула «время – деньги» нагляднее всего работает как раз в сфере пассажирских перевозок. Именно поэтому «Волжанин» постарался максимально облегчить доступ ко всем узлам и агрегатам. Модульная система сборки и съемные боковые панели мотоотсека позволили на 20% сократить время сервисного обслуживания. Салон автобуса «СитиРитм» отделан панелями из экологичных и пожаробезопасных композитных материалов. Они наряду со съемными сиденьями и отсутствием скрытых поверхностей сделали максимально удобным уход за автобусом. Комфортный климат в салоне обеспечивают кондиционер, конвекторы Thermo King и обогреватели Ebespacher.

Низкопольный автобус справедливо называют машиной социального назначения. Для людей с ограниченными возможностями в салоне установлены подъемник и специальные кнопки на поручнях, расположенные ниже обычного. О быстрой, безопасной посадке-высадке пассажиров заботится электронная система управления уровнем пола Wabco с функцией книлинга, т. е. наклона кузова машины непосредственно к краю бордюра.

Проем задних дверей

Специалисты «Волжанина», проектируя «СитиРитм», поставили перед собой амбициозную задачу – создать автобус, который не только удовлетворяет сегодняшним стандартам, но и приоткрывает будущее. Европейский дебют машины состоялся, и можно твердо сказать, что задумки заводских специалистов вполне удались. Тем более что «россиянин» стоит значительно дешевле своих западных «соперников» (около 150 тыс. евро). Усилия завода не остались без внимания западных транспортников, именно поэтому «Волжанин» сразу после Ганновера отправился в своеобразный автопробег по ряду европейских стран с остановками на «смотрины» в муниципальных автопарках. Кроме того, завод заключил предварительное соглашение о сервисном обслуживании и поставках комплектующих с одной из ведущих немецких компаний Lex & Hesse. На предприятии прекрасно понимают, что в Германии предстоит бороться не только с конкурентами, но и со сложившимися за границей негативными стереотипами о российской промышленности. Тем не менее вся история выставки IAA говорит о том, что смелые и настойчивые находят своего покупателя, а значит, у «Волжанина» есть все шансы на успех в Германии. В следующем году волжане планируют продать с помощью партнеров из Дрездена не менее двух десятков машин.

Без преувеличения, «СитиРитм» положил начало принципиально новой линейке городских пассажирских машин с кузовами из алюминиевого сплава. В скором времени завод представит 15-метровый и 10-метровый низкопольные автобусы, а также двухэтажную модель, предназначенную тоже для работы в городе. Модульный принцип сборки предполагает так называемую открытую комплектацию. Это означает, что заказчик сможет оснастить машину любыми агрегатами в зависимости от своих возможностей и потребностей.

В. Васильев, фото автора Основные Средства 11'2006 3 апреля 2007

Комментарии (0)