3CX Super – 2005

Л. Малютин

Британская компания JCB выпускает обширную гамму колесной и гусеничной техники, в которой особой популярностью пользуется семейство экскаваторов-погрузчиков. Чтобы разобраться в причинах этого, мы поближе познакомились с представителем модельного ряда 2005 года – экскаватором-погрузчиком JCB 3СХ Super с дизелем JCB.

Стильный дизайн, которым щеголяет техника JCB, сформировался не сразу, а в течение нескольких поколений техники. Хорошо знакомый современный дизайн экскаваторы-погрузчики приобрели в 1980-м. К слову, перед Олимпиадой в Москву завезли некоторое количество таких машин, и автор этих строк недавно встретил один экземпляр, весьма шустро кативший по Воздвиженке. На поколениях 1991 и 1997 годов дизайнеры продолжили оттачивать стиль. А конструкторы внедрили 4- и 6-диапазонные «полуавтоматы» powershift, привод и управление на все колеса, согласованный поворот и «крабовый» ход; топливный и гидравлический баки переместили под подножки кабины. Интерьер угловатой кабины можно назвать нарядным, но без притязаний на высокий стиль. В поколении 2002 года дизайнеры сделали качественный скачок, стремясь к совершенству экстерьера и особенно интерьера.

Экскаватор-погрузчик приобрел узнаваемые черты – большую округлую кабину с тонированными стеклами, а ветровое, дверные и боковые стекла – без поперечин: признак, по которому можно издали узнать экскаваторы-погрузчики 2002-го, а теперь и 2005 года. Следует заметить, что стекла вклеены, и замена разбитого стекла – занятие хлопотное. Поработали дизайнеры и над рабочим оборудованием – экскаваторной и погрузочной стрелами: их форма стала гармонировать с общим обликом машины. С 1991-го до конца 2004 года. основным поставщиком двигателей оставался Perkins.

Приборная панель

В дизайн экскаваторов-погрузчиков поколения 2005 года внесен последний штрих – наконец-то архаичный капот, состоявший из трех отдельных частей, заменили цельным. Это дало удобство в обслуживании: он поднимается к кабине, целиком открывая двигатель, а для доступа к радиатору и аккумуляторной батарее надо еще снять радиаторную решетку. Гладкий капот еще более облагородил внешность машины – создается общее впечатление гармоничности и завершенности.

Шильдик на радиаторной решетке теперь повторяет форму квадратов с логотипом на рукояти, погрузочной стреле и опорах. Под капотом скрывается главная новинка JCB этого года – двигатель собственного производства, разработанный специально для экскаваторов-погрузчиков. Его главная отличительная особенность – большой крутящий момент на малых оборотах. Все фильтры оригинальные. В топливную систему включен предварительный фильтр-водоотделитель. Противоточный клапан масляного фильтра не позволяет маслу стекать из фильтра при выключенном двигателе, что предотвращает разлив масла при замене фильтра, а кроме того, при пуске в двигатель попадает уже отфильтрованное масло.

«Бардачок»

Воздухозаборник выведен вбок, чтобы поступал более прохладный и чистый воздух. Воздух, прежде чем попасть в фильтр, предварительно фильтруется, освобождаясь от основной массы пыли. Фильтр предварительной очистки – самоочищающийся, его не нужно периодически чистить. Не надо следить и за натяжением ремней – они автоматически подтягиваются. Все точки ежедневного обслуживания удобно выведены на левую сторону. Конечно, полностью оценить достоинства двигателя можно только при длительной интенсивной эксплуатации.

После внешнего осмотра поднимаемся в кабину. Интерьер просторной кабины элегантен и сдержан, черные и серые цвета отделки сочетаются с тонировкой стекол. Компоновка кабины, знакомая по экскаваторам-погрузчикам 1997 года, здесь отработана до мелочей. Рулевая колонка стала yже и совпадает по ширине с капотом. Передние колеса и погрузочная стрела хорошо видны. Левый подрулевой переключатель управляет коробкой передач, правый – световой сигнализацией. Черная пластиковая пластинка с логотипом JCB под рулем – не что иное, как панель световых индикаторов. Чтобы устроиться удобней, изучаем регулировки кресла. Богатство выбора поражает.

Органы управления

Кресло снабжено электроподогревом и компрессором. Оперируя переключателями, можно поднять-опустить кресло целиком и отдельно переднюю и заднюю часть подушки, а также отрегулировать давление в спинке, причем раздельно – сверху и снизу. В общем, можно подобрать удобное положение для любого остеохондроза. Высокая посадка и близко расположенный педальный блок чем-то напоминают посадку в «вазовскую» классику. Разворачиваем кресло назад. Слева – приборная панель, справа – вместительный «бардачок». Заднее стекло поднимаем под потолок кабины. Обращает на себя внимание обилие диффузоров системы вентиляции. Ищем на панели включатель кондиционера... и не находим. Предоставленный нам экскаватор-погрузчик укомплектован в соответствии с предпочтениями российских покупателей, доверяющих привычным решениям, особенно если они не сказываются на цене машины.

Удобный доступ в кабину

«Наша» машина была укомплектована традиционными рычажными системами управления погрузочным и экскаваторным оборудованием. В «продвинутой» комплектации погрузчик управляется одним многофункциональным рычагом, а экскаватор – двумя джойстиками, притом функции управления дополнительным оборудованием перенесены с педали на джойстик, что позволяет работать, развернув кресло боком.

Рычаги управления опорами в этой комплектации перенесены на место подстаканника рядом с приборной панелью. В нашем случае поворот экскаваторной стрелы и движение рукояти вынесено на левый рычаг, на правый – подъем-опускание стрелы и поворот ковша. На педали – выдвижение телескопического удлинителя рукояти. Кроме того, машина оборудована гидравлическим механизмом сдвига каретки экскаватора. Задействуется он включением тумблера на панели. Педалью двигаем каретку вправо-влево легко и непринужденно. Удобная опция. Машина не оборудована разводкой под гидромолот, поэтому место под тумблер для него на панели заглушено. В транспортном положении стрела заблокирована замком. Чтобы его открыть, надо потянуть за ручку слева под подстаканником.

Точки обслуживания двигателя на левой стороне

Двигатель через новый автоблокируемый гидротрансформатор агрегатирован с четырехдиапазонным «полуавтоматом» powershift с сервоуправлением. Возможна установка и шестидиапазонного. Режим «крабового» хода в данной комплектации не был предусмотрен. С режима поворота только передними колесами на согласованный поворот всеми колесами и обратно можно переключаться на ходу, перекидывая тумблер на рулевой колонке, при этом переключение происходит, когда колеса выровнены. Согласованный поворот зримо улучшает маневренность.

Привод переднего моста включается вручную. В целях экономии топлива и сохранения ресурса узлов трансмиссии при переходе на 4-ю передачу передний мост автоматически отключается и включается при возвращении на 3-ю, при этом происходит падение скорости. Полный привод целесообразно включать при работе погрузчиком – растущая нагрузка на переднюю ось при наборе ковша ощутимо увеличивает тяговое усилие, что повышает производительность. При подъеме ковша его положение автоматически «подруливается», чтобы содержимое не просыпалось. Функция «подруливания» включается тумблером на панели. Управление педалью тормоза осваивается быстро, торможение надежное и предсказуемое, но тормоза очень цепкие: если на скорости ударить по педали, то можно запросто выйти из кабины через ветровое стекло.

Гидравлический механизм сдвига каретки

Так что не забывайте пристегиваться, перегоняя машину с объекта на объект, а также включать режим «плавающего» погрузочного ковша, тогда на неровностях он будет колебаться, не передавая ударных нагрузок на раму машины.

Предоставленный нам экскаватор-погрузчик JCB 3CX Super, пусть и не в самой «продвинутой» комплектации, продемонстрировал достоинства в работе и в транспортном положении и достоин очень высокой оценки. Выделяющий его среди конкурентов яркий внешний дизайн и комфортабельная, изысканная кабина сочетаются с отличными рабочими характеристиками, легкостью и точностью управления, удобством в ежедневном обслуживании. Гибкость в выборе опций позволяет подобрать оптимальную комплектацию, соответствующую финансовым возможностям покупателя, а достоинства нового двигателя JCB покажет время.



Родословная

JCB претендует на пальму первенства в изобретении экскаватора-погрузчика. Первый экскаватор-погрузчик JCB под громким именем Major Loadall MK 1 появился в 1954 году. Это был пропашной трактор с двигателем Fordson с навесным гидравлическим экскаватором и тросовым погрузочным оборудованием.

JCB Hydra-Digger, 1956–1960 гг.

Глубина копания экскаватора составляла 3,3 м. За три года выпустили 550 «майоров». В 1956-м началось производство более «продвинутой» модели Hydra-Digger с гидравлическим погрузчиком и удлиненным экскаваторным оборудованием, копавшим уже на 4 м. К 1960 году собрали 1800 экземпляров. В этот же период JCB начал разработку собственного шасси, поняв, что сельскохозяйственный трактор не очень подходит для экскаватора-погрузчика в качестве шасси, прежде всего из соображений эргономики и распределения масс. Результатом разработок стала модель JCB 4 на шасси собственного производства с большой кабиной, в которой кресло можно было развернуть назад, с дизелем Fordson мощностью 51,8 л.с. и ковшами большей вместимости. С 1960-го по 1963 год ее произвели в количестве 1500 ед. С 1960 года экскаваторы-погрузчики окрашивают в светло-желтый цвет. Практически параллельно, с 1961-го по 1967 год, выпускали модель JCB 3 с революционным экскаваторным оборудованием на подвижной каретке и с вертикальными опорами, но вход в кабину также был сзади. Всего их выпустили 7 тысяч.

Вход в кабину сбоку через распашную дверь появился в 1963-м на JCB 3C. Эту модель оснащали дизелем Fordson или BLMC мощностью 53,7 л.с. и удлиненной рукоятью, позволявшей копать на глубину более 4 м. За период с 1963-го по 1967 год изготовлено 5500 ед. Ее «наследница» JCB 3CII получила аккуратную раздвижную дверь, изогнутую стрелу и поставила рекорд долгожительства – за 13 лет, с 1967-го по 1980 год выпущено 40 тыс. ед. С 1977-го по 1980 год производили ее модификацию с увеличенной кабиной, полуавтоматической КП и телескопической рукоятью (построено 2100 ед.).

JCB 3CX, 1980–1991 гг.

В 1980 г. появился JCB 3CX с телескопической рукоятью, позволявшей заглубляться на 5,53 м, двухчелюстным ковшом, дизелем BLMC или Perkins в 72 л.с. Дизайн стал хорошо узнаваем, как и цвет, и логотип JCB. Эту модель в 1980–1991 годах выпустили тиражом 74 тысяч, их еще можно встретить и на российских стройках. В 1990-м добавилась модель 2СХ с компактным экскаватором и колесной формулой 4х4х4.

Смена поколений прошла в 1991 году. Для новых 3СХ переработали конструкцию шасси, улучшили эргономику кабины, на место подножек установили топливный и гидравлический баки. Элегантный стиль дизайна и интерьера кабины характерен для современной техники JCB. В том же году увидел свет самый мощный экскаватор-погрузчик JCB 4CX c полным приводом на четыре управляемых колеса большого размера с тремя режимами управления: передними колесами, согласованным поворотом передних и задних колес и «крабовым» ходом. 3СХ этого поколения выпустили 35 тыс. ед., 4СХ – 45 тыс.

JCB 3CX Super, 2002 г.

В 1997-м появилось следующее поколение. Внешне новые 3СХ почти не отличались от предшественника. Основные изменения касались двигателя, трансмиссии, гидравлики и оснащения кабины. До 2002 года их выпустили 45 тыс. ед.

Дизайн предпоследнего по счету поколения 2002 года стал эталоном высокого стиля строительной техники. Машины легко отличить по целиком остекленным, без поперечины, дверям. Кроме доведенного практически до совершенства дизайна это поколение получило 6-диапазонную АКП powershift, сервоуправление экскаватором.

В нынешнем году увидело свет последнее поколение экскаваторов-погрузчиков JCB. Новые модели с тем же дизайном получили двигатели JCB, гидротрансформатор с автоблокировкой, усовершенствованную гидравлику и сервоуправление, цельный капот.

Редакция журнала благодарит ЗАО «ЛОНМАДИ» за предоставленную возможность провести тест