13
ГАЗ-560 – русский Steyr
Лицензионный дизель М1 компании Steyr для Газели
Как снизить расходы при проведении земляных работ?
Мини-экскаваторы Kubota
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.2)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
Аккумуляторы «залежались»
Спад на рынке АКБ
Вся правда о ямочном ремонте (ч.2)
Дорожный ремонт
Берегите манжеты!
Неисправности гидросистем дорожно-строительных машин
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
 1
Под сильным давлением
Карьерные самосвалы БелАЗ
«Поднимаю – и несу»
Грузонесущие компактные краны
 1
В борьбе за кубовидность
Дробилки для производства высококачественного щебня
Земные спасатели космонавтов (ч.3)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Как правильно смонтировать гидромолот на экскаватор
Подвеска (адаптер) гидромолота

«Турист» из Башкирии (НефАЗ-52991 4х2)

М. Раллиев, фото автора

О российских автобусах написано немало. И порой очень даже не лестно. Можно сказать, даже ругательно. Что же мы видим сегодня на российских дорогах? На чем ездим на работу, в соседние города, в туристические и экскурсионные поездки? Городские улицы заполнены маршрутными «ГАЗелями»-такси, изношенными на 70…80% ЛиАЗами, «Икарусами», уже, можно считать, российского производства – латаными-перелатаными или изготовленными в Москве на Тушинском заводе. А еще можно встретить устаревшие модели автобусов зарубежного производства. И, наверно, только в Москве встретишь автобусы Ликинского завода не просто новые, но даже с новыми пластиковыми «масками» впереди и сзади. На периферии – засилье ПАЗов или КАвЗов. Где же, спрашивается, наши, отечественные городские и пригородные автобусы большого и особо большого класса? Ведь еще в 1990-м доля выпуска таких машин в России составляла 73,0%, а микроавтобусов – 27,0%. Что же сегодня? По данным ОАО «АСМ-Холдинг» и «Креатив Менеджмент Консалтинг» (КМК), в 2003 году только микроавтобусов произведено 78,03%, остальное – это городские, пригородные автобусы – 21,09% и так называемые «вахтовки» – 0,88%.

Однако не все так плохо, как кажется. Принципиально новый вариант автобуса класса «Турист» предложил Нефтекамский автозавод – НефАЗ-52991, изготовленный на шасси КамАЗ-52975, как и остальные модели этого завода. Дизайн модели сразу пришелся по душе тест-группе, и если бы не эмблема КамАЗа и надписи «НефАЗ» на передней «маске» кузова, автобус вполне можно было бы принять за импортный. Большое панорамное ветровое стекло дает хороший обзор. Модной формы зеркала заднего вида напоминают усики жука. Волнистая линия на боковой части передка автобуса смотрится довольно стильно. Блок-фары и задние фонари от ВАЗ-2110 нисколько не портят внешний вид «Туриста». С ними «маски» передка и задка автобуса приобрели индивидуальную особенность, но самое главное – они эффективно работают в темное время суток.

Входить в автобус удобно и через переднюю дверь, и через дополнительную, заднюю. Надо сказать, что задней дверью ее называют условно, поскольку расположена она в средней части автобуса. Подсветка ступеней обеих дверей помогает пассажирам в темное время суток. Створки дверей приводятся в действие посредством пневмомеханизмов: они отводятся от проема, а затем, на специальных петлях, убираются в сторону. В закрытом состоянии двери плотно прилегают к дверному проему. В целом салон даже можно назвать просторным. Рядом с водителем и передней дверью – большая накопительная площадка. У второй двери она немного меньше, но пассажирам будет свободно и там. Проход между рядами сидений широкий – во всяком случае, два человека средней комплекции разминуться могут. Очень удобны сиденья для пассажиров: спинка регулируется по углу наклона, подлокотники откидываются, а внизу есть подставка для ног. Поскольку НефАЗ-52991 «дальнобойный» автобус, на тыльной стороне спинок пассажирских кресел сделаны откидные столики для приема пищи в пути. На каждом месте – индивидуальная подсветка и система вентиляции. Но самое главное, что расстояние между креслами большое: даже человек двухметрового роста не упирается коленями в спинку переднего кресла.

Ко многим агрегатам доступ вполне свободный

Для удобства пассажиров салон оборудован холодильником, кофеваркой, двумя мониторами и DVD-проигрывателем, магнитолой с динамиками вдоль салона и биотуалетом с умывальником, расположенным у задней двери. Огромное багажное отделение, кондиционер SR50SW TermoKing («климат-контроль») для лета и автономный отопитель Air Top 2000 на зимний период. Что и говорить, строители автобусов из Башкирии сделали все для удобства пассажиров в долгой поездке. Комфорт – как в импортных машинах такого же класса.

Если говорить о соответствии международному уровню, то в автобусах такого класса должен быть обслуживающий персонал: два водителя и одна или две стюардессы. Стюардессам придется отдыхать, как и всем пассажирам, в креслах. Второму водителю место для отдыха отведено в отдельном «пенале» рядом с задней дверью. Вход в «пенал» – через люк, такой же, как и в багажных отделениях. Это, с позволения сказать, отдельное место отдыха снабжено переговорным устройством со вторым водителем или стюардессами и лючком с окошечком, выходящим… к ступенькам задней двери. Столь оригинального места отдыха для сменного водителя еще не приходилось видеть ни на одном из знакомых нам «дальнобойных» автобусов.

«Уважаемые пассажиры, чай, кофе?..»

В автобусах класса «Турист» у накопительной площадки передней двери обычно устанавливается откидное кресло для второго водителя, стюардессы или экскурсовода. На НефАЗ-52991 таковое отсутствует, хотя микрофон для общения с пассажирами на панели приборов закреплен. К рабочему месту водителя претензий нет: отличное, регулируемое в нескольких плоскостях удобное кресло с хорошей, пусть даже не пневмо-, но амортизацией. Современное, небольшого диаметра, с утолщенным ободом рулевое колесо удобно в управлении. Дистанционный пульт для магнитолы, закрепленный на ободе рулевого колеса, не входит в стандартную комплектацию, но такая «фенечка» не отвлекает водителя от дороги. Однако рулевая колонка не регулируемая, а современного дизайна панель приборов с хорошо подобранным цветом не отвечает требованиям безопасности, т. е. выполнена не из травмобезопасного материала – простая пластмассовая формовка. Интерьер и экстерьер автобуса европейского уровня как-то не сочетаются с такой панелью приборов.

Созданная еще при царе Горохе ножная кнопка привода моторного (горного) тормоза расположена под левой ногой водителя. Сегодня такую систему не устанавливают даже на Ikarus, не говоря уже об автобусах Mercedes-Benz, Scania, Volvo.

Большое багажное отделение

Перед тем как протестировать башкирский «Турист» в дорожных условиях, т. е. на ходу, мы долго присматривались к машине – присутствовали на испытаниях АБС, на испытаниях по устойчивости и управляемости и, наконец, на имитации опрокидывания. Отзывы о башкирском автобусе после всех тестов были положительные. Сев за руль, мы поняли, что некоторые моменты в поведении автобуса на дороге нам не очень нравятся. Например, слишком большой крен при прохождении поворотов. Когда стали разбираться в причине этого, выяснили, что крепление переднего стабилизатора поперечной устойчивости, мягко говоря, плохо просчитано, особенно верхние кронштейны. Однако это мнение нашей редакционной тест-группы, хотя оно и совпадает с мнением специалистов ФГУП НИЦИАМТ. Надеемся, что конструкторы автобуса НефАЗ-52991 проверят и учтут наше замечание. А в остальном автобус по ходовым качествам вполне сопоставим с импортными аналогами.

По-нашему, по-русски решено обслуживание автобуса. Доступ к силовому агрегату в основном удобный. Открыв заднюю часть «маски», можно долить смазку в двигатель, проверить топливную систему, электрооборудование и даже провести мелкий ремонт. Свободного места в моторном отсеке много, а люк открывается полностью вверх и не мешает. В темное время суток в моторном отсеке работает подсветка, но настолько слабая, что все операции по обслуживанию силового агрегата все равно делаешь вслепую. Можно включить и «переноску» – для этого есть розетка, тем не менее проблему хотелось бы решать каким-то иным способом.

«Пенал» – спальное место сменного водителя

И еще одно замечание по удобству обслуживания. Чтобы добраться к сцеплению и коробке передач сверху, надо открыть люк в задней части салона, установленный в полу прохода. Открыл и спустился в него, как в шахту, – это удобно. Но работать-то надо с переносной лампой, в «шахте» темно – это неудобно. В этой части моторного отсека вовсе нет ни подсветки, ни розетки под «переноску». Провод придется тянуть либо от рабочего места водителя, либо от розетки, расположенной возле основного люка отсека. А чтобы отбуксировать вышедший из строя автобус, придется снять секцию переднего бампера машины. За передним бампером, под буксирными проушинами, крепится запасное колесо.

Выводы. В целом от автобуса остается хорошее впечатление, даже у экспертов с их придирчивым отношением к технике. Современный дизайн, максимум удобств для пассажиров, удачная общая конструкция автобуса, отличная динамика, вполне приличная для машин такого класса топливная экономичность, хорошая управляемость (сказывается наличие гидроусилителя рулевого управления), удобное рулевое колесо, хороший дизайн панели приборов.

Однако неплохое общее впечатление портят мелочи: нерегулируемая рулевая колонка, анахронизм – моторный тормоз, панель приборов не из травмобезопасного материала, непродуманная организация места отдыха обслуживающего персонала, недоработанная конструкция передней подвески, нет хорошего освещения моторного отсека в темное время суток и неудобно расположен расширительный бачок системы охлаждения. Не многовато ли «не»?

Коллектив тест-группы ценит деловые отношения, сложившиеся на протяжении нескольких лет между коллективом редакции журнала, НТЦ ОАО «КамАЗ» и «НефАЗ». Надеемся, что наши замечания по автобусу НефАЗ-52991 будут восприняты правильно и очень скоро россияне смогут путешествовать по городам России, ездить на экскурсии на комфортабельных автобусах «Турист» российского производства.




М. Раллиев, фото автора Основные Средства 05'2004 9 декабря 2004

Комментарии (3)

серый уфа
Пройдут года, десятки километров. Пройдут дожди, сойдут снега. Мы всей душой тебя, Икарус, не позабудем никогда.
10 октября 2014 – 15:26 Ответить
серый уфа
НЕФАЗ - это выкидыш Икаруса. У НЕФАЗа мост и ходовка икарусовские. Только, и внутри, и снаружи все отваливается. Делать не умеют потомучто. Жалко Икар даже. Раньше с Икаров печки в салонах с новья снимали. А нефазов не трогают. Почему интересно? Хотят показать, что НЕФАЗы хорошие.
10 октября 2014 – 15:14 Ответить
жека
Икарус все равно лучше НЕФАЗа
1 мая 2014 – 21:32 Ответить