Подход к высоте

Л. Ильина

Что могут 34 человека? Странный вопрос, скажут наши читатели. Да мало ли что! Выстроить дом, организовать транспортную фирму, открыть магазин... Финская компания Vema Lift Oy, на которой работает всего 34 человека, включая президента, секретаря и восьмерых конструкторов, является одним из крупнейших европейских изготовителей специальных автомобилей.

Подъемник 151 TS (высота 15 м) на мощном шасси Scania 124 с многоместной кабиной

Компания Vema Lift Oy входит в группу компаний Kiitokori и занимается выпуском автомобилей, оснащенных гидравлическими подъемниками. В производственной программе компании два типа спецмашин. Во-первых, пожарные автомобили. Во-вторых, машины для обслуживания высоковольтных линий, уличного освещения, ремонта и строительства.

Пожарные автомобили, в свою очередь, делятся также на две группы – собственно подъемники и многоцелевые автомобили, оснащенные небольшими гидравлическими манипуляторами или подъемниками. Как и большинство аналогичных фирм, компания использует практически любые шасси по выбору заказчика. Однако чаще всего это оказываются автомобили Volvo F, Sisu, Mercedes-Benz или Scania. На заводе на них устанавливают платформы серии TF или TFL, оборудованные комбинированными конструкциями, состоящими из пожарной лестницы и гидравлического двух- или трехзвенного подъемника со спасательной кабиной. Буква «L» обозначает пониженную высоту автомобиля в транспортном положении (примерно на 300 – 400 мм против базовой). По принятой классификации лестницы выпускаются высотой 27, 32, 33, 37, 44 и 45 м.

Трехзвенный подъемник 453 TFL – самый мощный в программе фирмы

Наибольшее распространение получили 32-метровые лестницы на шасси Scania 124 с обычной или пониженной кабиной. Они устанавливаются на мощную платформу, оборудованную выносными опорами с гидравлическим приводом, дистанционным управлением и компенсацией неровности грунта. Сбоку от трехмаршевой лестницы установлен специальный кожух, в котором проложены гидравлические и электрические линии для работы с подъемником и рабочей кабиной. Надежной защите этих линий от возможных повреждений обломками зданий, деревьями и элементами несущих конструкций уделяется особенно большое внимание. Учитывая, что гидросистемы эксплуатируются в условиях Финляндии, и вообще Скандинавии, они оснащены специальной системой, предотвращающей замерзание гидравлической жидкости при температуре до –30°С. Рабочая кабина способна принять на борт двух пострадавших и имеет оригинальную систему открывания и блокировки дверей на трех стенках.

Сейчас лестницы 323 TFL являются самыми компактными среди машин этого класса в Европе. Кстати, эта модель позволяет не только подниматься на высоту до 32 м, но и спускаться на глубину до 3 м ниже уровня опоры, например, под мост или в котлован.

Подъемник 193 TЕ для обслуживания инженерного обустройства дорог, уличного освещения, ремонта и строительства

Самые большие (из выпускаемых фирмой) 45-метровые лестницы оборудованы рабочими кабинами с мощным лафетом, собственным пультом управления подъемом и поворотом лестницы, выносным прожектором и системой фиксации эвакуируемых с помощью специальных поясов и захватов. Они монтируются на четырехосном шасси Scania 124 с задним управляемым мостом и кабиной уменьшенной высоты. Благодаря системе поворота последнего звена подъемника, такая лестница позволяет работать на глубине до 5 м ниже точки опоры.

Недавно в производственной программе компании появилась еще одна машина, сразу же ставшая весьма популярной. Это модель 201 TF, изготовленная на шасси хорошо известного у нас многофункционального автомобиля Multicar. Она предназначена для подъема кабины на высоту до 20 м. Основу ее конструкции составляет трехзвенная лестница, на верхнем конце которой находится двухзвенный гидроподъемник. Кабина рассчитана на работу одного оператора и приема еще одного человека для эвакуации. При проектировании этой машины основное внимание было уделено соблюдению жестких требований по габаритам в транспортном положении. Высота автомобиля не превышает 2,0 м, ширина – 1,9.

16-метровый подъемник 163 TЕ (шасси Volvo FL614) – это небольшая мобильная стройплощадка

Такие жесткие рамки установлены европейскими правилами, из-за большого количества узких улиц, низких ворот и арок в старых европейских городах. Машине обеспечена высокая маневренность и оперативность развертывания при весьма скромных габаритах. Даже в рабочем положении при вынесенных дополнительных опорах (аутригерах) ее ширина не превышает 2,5 м. В качестве штатного оборудования машина снабжена крановым крюком, небольшим лафетным стволом и выносным прожектором.

Используя те же гидроподъемники, компания Vema производит около 20 типов машин для выполнения различных ремонтных и строительных работ. Высота подъема кабины – в зависимости от типа базового автомобиля – от 12,2 до 45,0 м, грузоподъемность самой кабины – от 215 до 400 кг. В частности, модели 121 Е и 122 имеют полную массу 3,5 т и длину в транспортном положении соответственно 6,5 и 7,2 м, что позволяет монтировать их на шасси нижегородских «Газелей».

В семействе этих машин уже нет столь четкого деления по группам, как в случае с пожарными автолестницами. Все определяется потребностями заказчика и назначением машины. Например, в качестве шасси для 12- и 17-метровых подъемников 121 Т и 171 Т могут использоваться обычные пикапы и легкие грузовики с усиленными задними мостами.

Самые распространенные и компактные среди машин этого класса в Европе 32-метровые лестницы модели 323 TFL (шасси Scania 124c)

А 15-метровый агрегат 151 ТS, несмотря на небольшую разницу в высоте подъемника, требует уже мощного двухосного шасси Scania 124 с многоместной кабиной пониженной высоты. Вся разница в конструкции рабочей площадки. В первом случае это примитивная одноместная «люлька», во втором – рассчитанная на 5 – 6 человек площадка, да еще и способная вращаться вокруг вертикальной оси. Автомобиль предназначен для выполнения сложного ремонта электрических и контактных сетей, укомплектован необходимым оборудованием и инструментом, имеет подвод электропитания к рабочей площадке, выносные прожектора и многое другое.

163 TE на шасси Volvo FL614 представляет собой, по существу, небольшую мобильную стройплощадку.

Кроме 16-метрового подъемника, способного работать в радиусе 11,5 м и снабженного трехместной площадкой грузоподъемностью 280 кг, возможно оснащение машины собственным дизель-агрегатом или компрессором для привода рабочих инструментов, комплектом строительно-монтажного оборудования, предусмотрены специальные полости для размещения шлангов или силовых кабелей. В расположенных в основании платформы и по бокам шкафах можно хранить все необходимое для проведения строительно-монтажных или ремонтных работ средней сложности. Несмотря на это машина получилась довольно компактной и маневренной. Длина в транспортном положении 8,0 м и полная масса 12,0 т.

Модель 201 TF для подъема кабины на высоту до 20 м (шасси Multicar)

222 ТЕ на шасси M-B Actros 1831 – не только отменный «верхолаз», способный за 2 мин. поднять двух человек на высоту седьмого этажа. Большой (15,5 м) боковой вылет стрелы позволяет использовать его для ремонта электросети, замены ламп освещения, установки дорожных и специальных указателей в условиях действующего порта, скоростной автомагистрали, аэропорта.

Трехзвенный подъемник 453 TFL – самый мощный в программе фирмы. Он установлен на длиннобазном шасси Scania 144с и предназначен для выполнения сложных работ на большой высоте (до 45 м). Трехместная рабочая площадка рассчитана на нагрузку 400 кг, имеет свой собственный пульт управления подъемом и перемещением стрелы, пневматическую и электрическую подводку для питания рабочего инструмента, систему фиксации рабочих и выносной прожектор. Стабилизация положения агрегата на строительной площадке обеспечивается четырьмя выносными опорами с дистанционным управлением и компенсацией неровности почвы. Полная масса автомобиля 32,0 т. Длина в транспортном положении 11,2 м.


Л. Ильина Основные Средства 11'2001 31 марта 2005

Комментарии (0)