Шинные новинки Ганновера

С. Ионес

Прошедшей осенью в Ганновере на очередном автосалоне коммерческих транспортных средств (IAA), как на любом мотор-шоу подобного масштаба, помимо грузовиков и автобусов были широко представлены комплектующие для них. Заслуживала внимания экспозиция новых моделей шин для грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов. Мы расскажем о некоторых наиболее интересных новинках, показанных на стендах таких знаменитых шинных концернов, как Good Year и Bridgestone.

Сверхширокая шина Good Year Marathon LHD 495/45R22,5

Как известно, у современных автомобилей большой грузоподъемности на ведущие и управляемые колеса устанавливают разные по конструкции шины. Отдельный тип – шины для прицепов и полуприцепов. Среди новинок присутствовали все три указанных вида шин.

Good Year

Несколько новых шин компании Good Year относятся к известной серии энергосберегающих износостойких шин со сверхглубокими канавками Marathon, предназначенных для автопоездов, выполняющих дальние магистральные перевозки. Производитель предлагает комплексное сочетание из шин трех типоразмеров на одном автопоезде. Для передних управляемых колес предназначена «резина» с индексом LHS-e. Это первая выпущенная на рынок модель шин серии 50. Ее размер 355/50R22,5, осевая нагрузка – 7,5 т. В комплекте с такими шинами на задние ведущие колеса предлагается устанавливать другую новинку – шины модели LHD+ размером 295/60R22,5 с осевой нагрузкой 12,5 т.

Шина Ultra Grip WTS 315/80R22,5 для управляемой оси

На низкорамном полуприцепе в сочетании с LHS-e и LHD+ производитель рекомендует использовать шины модели Marathon LHT 455/40R22,5 или LHT 435/50R19,5. Диаметр всех указанных шин менее 1 м: у LHS-e он составляет 928 мм, у LHD+ чуть меньше – 926 мм, диаметр шин полуприцепа – 936 мм. Такой размер колес позволяет добиться, чтобы высота грузовой платформы полуприцепа над дорогой была минимальной, а габаритная высота фуры вместимостью 100 м3 укладывалась в требуемые стандартом 3 м. Еще один важный момент: при таком уменьшении диаметра колес необходимо добиться приемлемого для обеспечения эффективного торможения размера тормозных механизмов. Именно низкий профиль 22,5-дюймовых шин позволяет скомпоновать колеса малого диаметра и дисковые тормоза увеличенного размера по сравнению с теми, которые предназначены для 19,5-дюймовых колес. Всего в настоящее время концерн Good Year выпускает шины серии Marathon LHS одиннадцати размеров.

Если шины Marathon рассчитаны на дальние перевозки, то другая марка – Regional обозначает шины, предназначенные для магистральных перевозок средней дальности. К этому семейству относится еще одна новинка от Good Year – широкая 17,5-дюймовая низкопрофильная шина Regional RHD, предназначенная для ведущих колес автомобилей полной массой 7,5 т. Это одна из моделей новой серии Super Single.

Шина Good Year Marathon LHS 385/55R22,5 для управляемой оси

Такие шины разработаны в расчете на замену традиционных двускатных колес задней оси широкими односкатными колесами повышенной грузоподъемности. Одиночное колесо компактнее, чем два парных. Оно меньше весит, что ведет к снижению неподрессоренных масс. Для производства одной шины необходимо меньше материалов, чем для изготовления двух парных. Снижение сопротивления качению дает ощутимую экономию топлива. В настоящее время на европейских автомобилях этого класса наиболее распространенной размерностью шин является 215/75R17,5 как на одиночных передних, так и на двускатных задних колесах. Regional RHD отличается принципиально новым размером 355/45R17,5. Эти шины рассчитаны на осевую нагрузку до 5,6 т. В качестве комплекта к колесам RHD на задней оси грузовика Good Year предлагает шины для передних управляемых колес более близкого к привычному, но нового для данного класса автомобилей размера 225/70R17,5 с нагрузкой на ось до 3,8 т.

Кроме того концерн Good Year представил новую серию зимних шин для ведущих колес грузовиков и автобусов, относящуюся к знаменитому семейству шин Ultra Grip WTD – Winter Traction Drive. По заявлению производителя, устойчивость и управляемость автомобиля, оснащенного шинами данной серии, на заснеженной, обледенелой или мокрой дороге на 10% больше, чем аналогичного автомобиля с «резиной» предыдущей серии G-443.

Шина Good Year Ultra Grip WTS 385/65R22,5 для управляемой оси

Шины WTD дополняют собой представленную в октябре 2003 года серию шин для управляемых колес WTS. Главная особенность шин WTD – рисунок протектора типа 3D-BIS Technology (Block Interlooking System). Этот термин обозначает трехмерную систему зацепления блоков протектора. У шины WTD зимний рисунок в крупную шашку. Большое количество канавок протектора и тонкие, выполненные в форме трапеции ламели (щелевидные канавки, повышающие сцепные свойства на льду) высокой плотности имеют трехмерную волнообразную форму. Рисунок протектора с таким сочетанием на 10% повышает сцепные качества шины на снегу и на 5% на мокром или обледенелом дорожном покрытии. Оригинальная форма ламелей позволяет блокам протектора сжиматься в единое целое при деформации шины, создавая более устойчивую зону контакта. Оптимизированные ширина и форма канавок протектора позволяют избежать застревания камней и других мелких предметов в протекторе шины. Открытые плечевые зоны улучшают сцепление на снегу и в грязи, а также боковое сцепление шины. По сравнению с G-443 повышена также стойкость протектора к износу и защита от повреждений. Предусмотрена возможность ошиповки шин WTD и восстановления протектора. Данная серия обозначается новым логотипом с изображением гор и снежинки. Выпускаются шины серии WTD следующих размеров: 315/80R22,5; 295/80R22,5; 315/70R22,5 и 12R22,5. Семейство шин управляемых колес Ultra Grip WTS также дополнено моделью размера 295/80R22,5. Такая шина тоже впервые была представлена в 2004 году в Ганновере.

Шины Good Year Marathon LHT 385/55R22,5 для прицепа

Bridgestone

Новая серия шин Greatec этого производителя относится к тому же типу покрышек, что и серия Super Single концерна Good Year. Это шины для широких односкатных задних колес, устанавливаемых на грузовик вместо двускатных. Но помимо собственно новых моделей концерн Bridgestone продемонстрировал некоторые интересные разработки в области конструирования шин.

Новой разработкой концерна в области строения каркаса шины и особенностью моделей серии Greatec является Waved-Belt Structure – волнообразная структура корда брекера. Она сочетается с новой системой укладки слоев корда Bead structure. У шин обычной конструкции слои корда огибают бортовую проволоку и заходят на боковую поверхность шины. У покрышек Bead Structure один из несущих слоев каркаса корда обернут вокруг бортовой проволоки, поэтому боковая поверхность шины стала более устойчивой против деформации. Заметим, что сечение бортовой проволоки шины не круглое, а выполнено в форме бусинки.

Сверхширокая шина Good Year Marathon LHD 495/45R22,5 рядом с двускатной ошиновкой Marathon LHD 315/70R22,5

Еще одна интересная новинка шин Greatec – аварийная камера Aircept, которая при проколе играет ту же роль, что подушка безопасности в салоне. При обычной эксплуатации камера Aircept представляет собой баллон высокого давления 9,7 бар, который находится в шине и опоясывает обод колеса, как обычная камера. В отличие от обычной камеры Aircept занимает не всю внутренность шины, а примерно 50%. Остальное – полость между внутренней поверхностью шины и внешней поверхностью Aircept, заполненная воздухом с давлением, немного меньшим, чем внутри Aircept: 9 бар. В случае прокола шины воздух из «внешней» полости выходит, а Aircept за счет высокого внутреннего давления почти мгновенно (примерно за 0,9 с) раздувается и заполняет собой все внутреннее пространство шины. В результате проколотая шина автоматически превращается из бескамерной в камерную, с более низким, но позволяющим доехать до места ремонта внутренним давлением около 4 бар.

На стенде Bridgestone в Ганновере состоялась также премьера нескольких моделей шин. Модель М729 предназначена для ведущей оси автомобилей, работающих на дальних магистральных перевозках. Это «узкая» шина традиционной размерности, предназначенная для работы в составе двускатной «пары». М729 обладает улучшенными показателями маневренности как на мокрой, так и на сухой дороге.

Сверхширокая шина Bridgestone M729 GMD

Выпуклая форма блоков протектора позволяет оптимально распределять нагрузку на разные участки беговой поверхности, что повышает ресурс шины. Сделать условия работы водителя более комфортными призвана форма разделения канавок, обеспечивающая снижение уровня шума. У шины М729 GMD такой же рисунок протектора, как у базовой модели М729, но относится она к семейству Greatec – широких шин для односкатных задних колес. Такие шины, например, предлагаются в качестве опции для седельных тягачей Mercedes Benz Actros.

После того как тормоза некоторых тяжелых автомобилей были дополнены замедлителями, возникла проблема повышенного износа шин. На ведущие колеса оснащенных такими устройствами грузовиков рассчитана еще одна новинка – М730. У нее повышена жесткость протектора в зонах, на которые приходится наибольшая нагрузка при снижении скорости. Асимметричный угол расположения блоков протектора призван снижать неравномерность износа.

Шоссейная шина для управляемых колес больших и средних грузовиков R227 также предназначена для того, чтобы в равной мере обеспечить устойчивость автомобиля как на сухой, так и на мокрой дороге. Шина спроектирована с расчетом на повышение долговечности и обеспечение равномерности износа. Производятся ее 17,5- и 19,5-дюймовые модификации.

Аварийная камера Aircept внутри шины Greatecверхширокая шина Bridgestone M729 GMD

Новая шина для управляемых колес магистральных грузовиков и тягачей Wide Base Steer открывает новую 55-ю серию шин размером 385/55R22,5. Такие шины крупнее, чем привычные 315/70R22,5. Они позволяют оснастить автомобиль более мощными тормозными механизмами увеличенного размера. Опять же они повышают устойчивость автомобиля на дороге и комфорт при езде. Производитель рекомендует использовать их в сочетании с шинами М729 на ведущих колесах.

Впервые была продемонстрирована широкая низкопрофильная шина Low Profile Steer для управляемых колес размером 355/50R22,5, выпуск которой начнется только в 2005 году. Она предназначается для новых грузовых автомобилей с низкой посадкой платформы.

Кроме того, концерн Bridgestone представил серию шин для полуприцепов разной размерности с индексом R168, выполненных из износостойких сортов резины. Они поставляются только на европейский рынок. Под этой маркой выпускают 17,5-, 19,5- и 22,5-дюймовые шины.