Новые дизели Scania

В. Мамедов

В прошлом году Scania существенно обновила конструкцию своего дизеля DSC 1201, производство которого началось тремя годами раньше. Напомним, что это – шестицилиндровый рядный дизель с рабочим объемом 11,7 литра, с турбокомпрессором и интеркулером.

В новом дизеле насос-форсунки заняли место старых форсунок. Приводятся они от распределительного вала с помощью ролика, штанги и коромысла

Еще при проектировании конструкторы фирмы рассматривали две компоновки: с V-образным расположением восьми цилиндров и рядным шести. Предпочтение было отдано второму варианту. По сравнению с V-образным рядный мотор получался проще и технологичнее, а его обслуживание – легче. Кроме того, вместе с турбокомпрессорным агрегатом рядный мотор лучше вписывался под кабину. Главное, к чему стремились создатели, достичь максимальной мощности при низких оборотах коленчатого вала и добиться, чтобы крутящий момент практически не менялся в широком диапазоне частот вращения. Все это повышает долговечность двигателя и одновременно облегчает работу водителя, избавляя его от частого переключения передач.

В корпусе насос-форсунки имеется плунжерный насос высокого давления, впрыском управляет электро-магнитный клапан по команде от электронного блока

Высокие тяговые показатели мотора удалось получить при очень малом удельном расходе топлива, равном 189 г/кВт•ч. Бесспорно, главную роль в достижении таких хороших результатов сыграло применение электронной системы управления впрыском и совершенной конструкции турбоагрегата. Двигатель DSC 1201 и скомпонован был по-новому: выпускной коллектор и турбокомпрессор у него выведены на одну, «горячую» сторону, топливная аппаратура – на другую, «холодную».

Шестерни привода распределительного вала, насосов – топливного и гидроусилителя руля, а также компрессора расположили в задней части блока цилиндров, чтобы избавить эти узлы от высокого уровня крутильных колебаний. Для упрощения ремонта каждый цилиндр получил индивидуальную съемную головку. Поршни сделали составными. Наиболее нагруженная часть – днище – у них стальная, а юбка из алюминиевого сплава. Поскольку камера сгорания выполнена в поршне, многоструйную форсунку установили вертикально и по центру поршня. Главным нововведением 1998 года стала замена форсунки, питающейся от ТНВД насос-форсунками.

Схема газораспределительного механизма

Автомобилисты среднего и старшего возраста помнят, наверное, двухтактные дизели ЯАЗ-204 и 206, имевшие в системе топливоподачи, подобные по принципу устройства. Насос-форсунки конца ХХ века кардинально отличаются от прежних тем, что благодаря электронному управлению они могут оптимизировать поступление топлива в каждый цилиндр. Расположенные на тех же местах, что и обычные, они позволили еще больше снизить расход топлива, особенно на режимах частичных нагрузок, а также существенно уменьшить токсичность выхлопных газов. По последнему параметру новые дизели Scania уже отвечают перспективным нормам Euro-3.

Теперь система питания новых дизелей работает так: топливо из бака подается к насос-форсунке под низким давлением, что облегчает эксплуатацию автомобиля. В корпусе насос-форсунки имеется плунжерный насос высокого давления, приводимый от распределительного вала с помощью штанги и коромысла. Управление впрыском осуществляет электромагнитный клапан по команде от электронного блока.

Испытания на автопоездах подтвердили: зона минимального расхода топлива новых дизелей совпадает с оборотами, на которых двигатель используется чаще всего. «Рекордная» цифра удельного расхода топлива теперь равняется 187 г/кВт-ч. Дизели выпускаются в двух исполнениях: с рабочим объемом 10,6 л и 11,7 л.