Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.2)
Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
 3
Приборы безопасности автокранов
Тяжелая дорожная артиллерия
Самоходные фрезы
Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера
 1
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.3)
Сменный инструмент гидромолота
Типы конструкций и факторы влияющие на долговечность инструмента
Земные спасатели космонавтов (ч.2)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Автоматические системы управления на линиях BRT
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 2)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
Большие возможности маленьких КМУ
Краноманипуляторные установки в строительстве
 1
О приемах против «ломов» (ч.1)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором

Пескоразбрасыватель для летней работы

Ю. Петров

Всё, что можно было изобрести, уже изобретено. Чарльз Дуэлл, специальный уполномоченный Бюро Патентов США. 1899 г.

Рис. 1. Навесное устройство для ямочного ремонта:1 – кузов пескоразбрасывателя; 2 – дозатор ремонтных материалов; 3 – блок рычагов; 4, 8 – гидроцилиндры подъема навесной системы; 5 – валец трамбующего катка; 6 – разравнивающая система; 7 – котел с битумом; 9 – шнековый транспортер возврата асфальтовой смеси

Узкая специализация машин, задействованных в дорожных службах, не позволяет использовать их круглый год. Это относится не только к сезонному оборудованию, предназначенному для строительства дорог, ремонта дорожных одежд, но и к агрегатам для уборки снега.

Комбинированные дорожные машины также не всегда удается задействовать круглый год, несмотря на широкую гамму взаимозаменяемого оборудования и навески. Многие автопредприятия держат машины для зимнего содержания дорог летом в закрытом парке. Причина простая – кузов пескосолеразбрасывателя настолько крепко приржавел и приварился, что дер-жится на раме даже без всяких болтов – тельфером не отдерешь. Есть и другие, более прозаические причины – автохозяйства не могут найти применение летом зимней спецтехнике.

Автомобили с быстросъемными системами типа «мультилифт» пока остаются малораспространенным явлением в силу их дороговизны и сложностей в эксплуатации. В конечном итоге «мультилифт» позволяет быстро монтировать специализированные кузова одного типоразмера.

Рис. 2. Дозатор битума: 1 – битум; 2 – емкость для битума с полостями; 3 – подача горячего воздуха; 4 – подогреватель; 5 – разогретый битум; 6 – блок рычагов и тяг; 7 – блок копирующих роликов; 8 – блок пневмоцилиндров клапанов; 9 – гидроцилиндр подъема-опускания роликов; 10 – блок клапанов для дозирования битума; 11 – выпускные окна для выхода горячего воздуха; 12 – поверхность дорожного полотна; 13 – яма на дороге

Однако есть реальная возможность расширить использование специализированных машин для зимнего содержания дорог и в летний период: на механизации сбора ТБО, для смета и уборки мусора с проезжей части и лотковых зон, на восстановлении дорожных одежд. Здесь самое время представить автора идеи – мценского изобретателя Сергея Васильевича Минаева. Впервые суть своего рацпредложения он изложил нам зимой. С публикацией решили не торопиться, а дождаться рассмотрения заявки на выдачу патента на полезную модель. Пока у машин нет ни индексов, ни названия, поэтому будем придерживаться нумерации заявок, поданных в ФГУ ФИПС (Роспатент).

В основе концепции – использование фактически одного типа автомобиля, который можно агрегатировать с различными навесными и прицепными орудиями. Цель – создать дорожную машину для летнего содержания и ремонта дорог и максимально механизировать процесс на мелких дорожных работах, не ухудшив при этом технико-эксплуатационные характеристики пескоразбрасывателя в зимний период.

Рис. 3. Дозатор асфальта

Навесное устройство для мелкого ямочного ремонта (рег. № 2005108542, рис. 1) базируется на грузовых шасси МАЗ, ЗИЛ, КамАЗ или «Урал», которые оборудованы пескоразбрасывающим оборудованием с демонтированным тарельчатым распределителем. Вместо него установлен дозатор битума (рег. № 2005134877, рис. 2), а следом за ним смонтирован дозатор асфальта (рег. № 2005134876, рис. 3). Затем идет разравнивающая система (рег. № 2005134875, рис. 4), которая нивелирует неровности отсыпки разгребающим (рис. 5) и приглаживающим валами (рис. 6). Уплотнение асфальтовой смеси осуществляется прицепным 0,5-тонным катком.

В исходной модели мелкофракционный гравий поступает в дозатор по ленточному или скребковому транспортеру. Битум же подается из специальной емкости, закрепленной на раме. Для предотвращения переполнения ремонтных материалов в самоочищающемся распределителе, машину предполагается оборудовать обратным податчиком – шнеком, возвращающим ремонтные материалы обратно в кузов. Однако в этой исходной модели образца 1997 г. нашлось несколько изъянов. Например, кузов пескоразбрасывателя не позволяет поддерживать постоянно высокий температурный режим, поэтому исходная модель была доработана (рег. № 2005132975). Вместо кузова предусматривалась установка кохера (рис. 7). Просто? Да! Очевидно? Нет!

Рис. 4: 1 – шнек дозатора; 2 – гидроцилиндр; 3 – стойка копирующего колеса; 4 – копирующее колесо; 5 – пружины; 6 – наклонная плоскость для регулировки подачи асфальтовой смеси; 7 – крышки дозатора; 8 – пневмоцилиндры; 9 – асфальтовая смесь; 10 – дорожное полотно; 11 – яма; 12 – разравнивающее устройство; 13 – фиксатор длины тяги

В этой машине уже ничего не остается от пескоразбрасывателя. Фактически на шасси автомобиля создан асфальтоукладочный комбайн – тоже, конечно, вариант, но основная цель не достигнута! И тогда автор решил задачу проще: кузов пескоразбрасывателя используется в качестве термоса- бункера – такую схему используют в пескоразбрасывателях КО-802 и ЭД-403ПС на шасси ЗИЛ-133Г4, адаптированных под выдачу неостывшего асфальта. В него засыпается уже приготовленная асфальтовая смесь (т. е. битумный котел и дозатор битума не нужны). Асфальт из бункера по транспортеру поступает в навесное дозирующее устройство (см. рис. 3) и подается на полотно. Дозирование в агрегате (рег. № 2005134876) происходит автоматически – каждый клапан (всего их может быть от 10 до 30) для подачи смеси на дорожное полотно открывается собственным копирующим колесом.

Вторым ноу-хау Сергея Минаева стал проект машины по очистке дорог в летний период (рег. № 2005139977). Она также установлена на шасси дорожной машины с бункером-распределителем для инертных противогололедных материалов и твердых реагентов. Принцип достаточно прост – к раме автомобиля (рис. 8) в корме крепится на рычагах навесной подметально-уборочный орган.

Рис. 5. Разгребающий механизм: 1 – вал; 2 – пластины; 3 – колесо; 4 – ось; 5 – гидромотор

Он оборудован системой пылеподавления, лотковой щеткой, горизонтальной центральной щеткой, опорными колесами и транспортерной лентой, по которой смет перемещается в кузов автомобиля. В передней части автомобиля также возможна установка двух лотковых щеток. Интересно, что устройство разрабатывалось для предварительной очистки дорог для ямочного ремонта. Разгрузка кузова от смета производится транспортерной лентой, расположенной в днище бункера-пескосолеразбрасывателя.

На базе пескоразбрасывателя на стадии патентования находится еще одна машина для уборочно-погрузочных работ (рег. № 2006109041). Основная функциональная система крепится по обоим бортам автомобиля (рис. 9). На раме установлена П-образная складывающаяся стрела, приводимая в действие двумя гидроцилиндрами.

Рис. 6. Приглаживающий механизм: 1 – вал; 2 – пластины; 3 – колесо; 4 – ось; 5 – гидромотор

На оголовье стрелы смонтирован ковш для сбора мусора в прилотковой зоне. Учитывая цикличность действия, такую машину целесообразнее всего применять на работах по благоустройству скверов и парковых зон, а также во время субботников, в которых задей-ствованы коммунальные службы. Все-таки горожане собранный со двора хлам и грязь сами не вывозят и не всегда грузят кучи мусора в машину.

Ко всему прочему машину планируется оснастить сзади транспортерной лентой, смонтированной на двухсекционной стреле, что позволит выгружать материалы из кузова на длину транспортеров. В походном положении погрузочно-разгрузочные механизмы складываются и не выступают за габариты транспортного средства.



Ю. Петров Основные Средства 09'2006 2 марта 2007

Комментарии (0)