Карьерные экскаваторы. Перспективы
Обзор российского рынка
 5
Калильное зажигание и самовоспламенение
Причины, признаки и выбор свечей
Косолапый Бог бездорожья
Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6
Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
Электропривод карьерного экскаватора
Большие возможности маленьких КМУ
Краноманипуляторные установки в строительстве
 6
Гидроборта (ч. 2)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Канадская легенда о дорожном грузовике
История марки Hayes
Как продлить ресурс гидромолота
Советы по эксплуатации сменного инструмента гидромолота
Коробки передач грузовых автомобилей
 3
Особенности эксплуатации экскаватора-погрузчика JCB
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма

Пескоразбрасыватель для летней работы

Ю. Петров

Всё, что можно было изобрести, уже изобретено. Чарльз Дуэлл, специальный уполномоченный Бюро Патентов США. 1899 г.

Рис. 1. Навесное устройство для ямочного ремонта:1 – кузов пескоразбрасывателя; 2 – дозатор ремонтных материалов; 3 – блок рычагов; 4, 8 – гидроцилиндры подъема навесной системы; 5 – валец трамбующего катка; 6 – разравнивающая система; 7 – котел с битумом; 9 – шнековый транспортер возврата асфальтовой смеси

Узкая специализация машин, задействованных в дорожных службах, не позволяет использовать их круглый год. Это относится не только к сезонному оборудованию, предназначенному для строительства дорог, ремонта дорожных одежд, но и к агрегатам для уборки снега.

Комбинированные дорожные машины также не всегда удается задействовать круглый год, несмотря на широкую гамму взаимозаменяемого оборудования и навески. Многие автопредприятия держат машины для зимнего содержания дорог летом в закрытом парке. Причина простая – кузов пескосолеразбрасывателя настолько крепко приржавел и приварился, что дер-жится на раме даже без всяких болтов – тельфером не отдерешь. Есть и другие, более прозаические причины – автохозяйства не могут найти применение летом зимней спецтехнике.

Автомобили с быстросъемными системами типа «мультилифт» пока остаются малораспространенным явлением в силу их дороговизны и сложностей в эксплуатации. В конечном итоге «мультилифт» позволяет быстро монтировать специализированные кузова одного типоразмера.

Рис. 2. Дозатор битума: 1 – битум; 2 – емкость для битума с полостями; 3 – подача горячего воздуха; 4 – подогреватель; 5 – разогретый битум; 6 – блок рычагов и тяг; 7 – блок копирующих роликов; 8 – блок пневмоцилиндров клапанов; 9 – гидроцилиндр подъема-опускания роликов; 10 – блок клапанов для дозирования битума; 11 – выпускные окна для выхода горячего воздуха; 12 – поверхность дорожного полотна; 13 – яма на дороге

Однако есть реальная возможность расширить использование специализированных машин для зимнего содержания дорог и в летний период: на механизации сбора ТБО, для смета и уборки мусора с проезжей части и лотковых зон, на восстановлении дорожных одежд. Здесь самое время представить автора идеи – мценского изобретателя Сергея Васильевича Минаева. Впервые суть своего рацпредложения он изложил нам зимой. С публикацией решили не торопиться, а дождаться рассмотрения заявки на выдачу патента на полезную модель. Пока у машин нет ни индексов, ни названия, поэтому будем придерживаться нумерации заявок, поданных в ФГУ ФИПС (Роспатент).

В основе концепции – использование фактически одного типа автомобиля, который можно агрегатировать с различными навесными и прицепными орудиями. Цель – создать дорожную машину для летнего содержания и ремонта дорог и максимально механизировать процесс на мелких дорожных работах, не ухудшив при этом технико-эксплуатационные характеристики пескоразбрасывателя в зимний период.

Рис. 3. Дозатор асфальта

Навесное устройство для мелкого ямочного ремонта (рег. № 2005108542, рис. 1) базируется на грузовых шасси МАЗ, ЗИЛ, КамАЗ или «Урал», которые оборудованы пескоразбрасывающим оборудованием с демонтированным тарельчатым распределителем. Вместо него установлен дозатор битума (рег. № 2005134877, рис. 2), а следом за ним смонтирован дозатор асфальта (рег. № 2005134876, рис. 3). Затем идет разравнивающая система (рег. № 2005134875, рис. 4), которая нивелирует неровности отсыпки разгребающим (рис. 5) и приглаживающим валами (рис. 6). Уплотнение асфальтовой смеси осуществляется прицепным 0,5-тонным катком.

В исходной модели мелкофракционный гравий поступает в дозатор по ленточному или скребковому транспортеру. Битум же подается из специальной емкости, закрепленной на раме. Для предотвращения переполнения ремонтных материалов в самоочищающемся распределителе, машину предполагается оборудовать обратным податчиком – шнеком, возвращающим ремонтные материалы обратно в кузов. Однако в этой исходной модели образца 1997 г. нашлось несколько изъянов. Например, кузов пескоразбрасывателя не позволяет поддерживать постоянно высокий температурный режим, поэтому исходная модель была доработана (рег. № 2005132975). Вместо кузова предусматривалась установка кохера (рис. 7). Просто? Да! Очевидно? Нет!

Рис. 4: 1 – шнек дозатора; 2 – гидроцилиндр; 3 – стойка копирующего колеса; 4 – копирующее колесо; 5 – пружины; 6 – наклонная плоскость для регулировки подачи асфальтовой смеси; 7 – крышки дозатора; 8 – пневмоцилиндры; 9 – асфальтовая смесь; 10 – дорожное полотно; 11 – яма; 12 – разравнивающее устройство; 13 – фиксатор длины тяги

В этой машине уже ничего не остается от пескоразбрасывателя. Фактически на шасси автомобиля создан асфальтоукладочный комбайн – тоже, конечно, вариант, но основная цель не достигнута! И тогда автор решил задачу проще: кузов пескоразбрасывателя используется в качестве термоса- бункера – такую схему используют в пескоразбрасывателях КО-802 и ЭД-403ПС на шасси ЗИЛ-133Г4, адаптированных под выдачу неостывшего асфальта. В него засыпается уже приготовленная асфальтовая смесь (т. е. битумный котел и дозатор битума не нужны). Асфальт из бункера по транспортеру поступает в навесное дозирующее устройство (см. рис. 3) и подается на полотно. Дозирование в агрегате (рег. № 2005134876) происходит автоматически – каждый клапан (всего их может быть от 10 до 30) для подачи смеси на дорожное полотно открывается собственным копирующим колесом.

Вторым ноу-хау Сергея Минаева стал проект машины по очистке дорог в летний период (рег. № 2005139977). Она также установлена на шасси дорожной машины с бункером-распределителем для инертных противогололедных материалов и твердых реагентов. Принцип достаточно прост – к раме автомобиля (рис. 8) в корме крепится на рычагах навесной подметально-уборочный орган.

Рис. 5. Разгребающий механизм: 1 – вал; 2 – пластины; 3 – колесо; 4 – ось; 5 – гидромотор

Он оборудован системой пылеподавления, лотковой щеткой, горизонтальной центральной щеткой, опорными колесами и транспортерной лентой, по которой смет перемещается в кузов автомобиля. В передней части автомобиля также возможна установка двух лотковых щеток. Интересно, что устройство разрабатывалось для предварительной очистки дорог для ямочного ремонта. Разгрузка кузова от смета производится транспортерной лентой, расположенной в днище бункера-пескосолеразбрасывателя.

На базе пескоразбрасывателя на стадии патентования находится еще одна машина для уборочно-погрузочных работ (рег. № 2006109041). Основная функциональная система крепится по обоим бортам автомобиля (рис. 9). На раме установлена П-образная складывающаяся стрела, приводимая в действие двумя гидроцилиндрами.

Рис. 6. Приглаживающий механизм: 1 – вал; 2 – пластины; 3 – колесо; 4 – ось; 5 – гидромотор

На оголовье стрелы смонтирован ковш для сбора мусора в прилотковой зоне. Учитывая цикличность действия, такую машину целесообразнее всего применять на работах по благоустройству скверов и парковых зон, а также во время субботников, в которых задей-ствованы коммунальные службы. Все-таки горожане собранный со двора хлам и грязь сами не вывозят и не всегда грузят кучи мусора в машину.

Ко всему прочему машину планируется оснастить сзади транспортерной лентой, смонтированной на двухсекционной стреле, что позволит выгружать материалы из кузова на длину транспортеров. В походном положении погрузочно-разгрузочные механизмы складываются и не выступают за габариты транспортного средства.



Ю. Петров Основные Средства 09'2006 2 марта 2007

Комментарии (0)