Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 2)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 3)
 6
Hardox. Разберемся спокойно
Техническое обслуживание отечественных экскаваторов
Транспорт для подземных горных работ
Обзор подземных самосвалов и погрузочно-доставочных машин
 1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
Смешать, но не взбалтывать
Современные тенденции в грейдерном деле
 1
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.3)
 4
Жизнь после жизни
Восстановление и утилизация автомобильных шин
Сменный инструмент гидромолота
Типы конструкций и факторы влияющие на долговечность инструмента

Результаты радуют, но тенденции настораживают. Об итогах производства грузовиков и автобусов в России в I полугодии 2007 г.

Д. Абдюшев

Всеведущая статистика говорит о том, что последние четыре года российское автомобилестроение развивается относительно стабильно. Производство грузовых автомобилей и автобусов в России в I полугодии увеличилось на 19,3 и 5,7% соответственно, причем в основном за счет отечественных моделей. Есть повод для законной гордости за нашу промышленность. Но все ли так радужно в нашем автомобильном хозяйстве? Попробуем рассмотреть цифры внимательней.

Рост производства грузовиков и автобусов

За первые 6 месяцев увеличили выпуск почти все главные производители грузовиков, а всего произведено около 135 тыс. ед. В связи с требованиями рынка изменилась структура выпуска грузовых автомобилей: доля автомобилей грузоподъемностью (г/п) до 3,5 т снизилась с 70,4% в I квартале 2006 г. до 66,5% в I квартале 2007 г., доля автомобилей г/ п 3,5...8,0 т увеличилась соответственно с 6,2 до 16,9%, автомобилей г/п свыше 8 т – возросла с 13,3 до 16,6%. Лидером по количеству продаж на отечественном рынке грузовиков является Группа ГАЗ.

Можно добавить, что и МАЗ, и КрАЗ из нашего «ближнего зарубежья», тесно связанные с российским автопромом, также увеличили производство, причем на МАЗе увеличилось производство не только грузовиков, но и автобусов и прицепов.

Всего за этот период выпущено 39 600 автобусов, и в основном увеличение произошло за счет машин особо малого класса (до 5500 мм габаритной длины). Предприятия, выпускающие автобусы большого и особо большого классов (длина 11 000...12 000 и 16 500...24 000 мм соответственно), сократили выпуск по сравнению с тем же периодом прошлого года. Доля автобусов особо малого и малого классов в общем выпуске составляет до 92%!

Негативные тенденции

В развитии российского автомобилестроения просматриваются, однако, и негативные тенденции. На 60% увеличился выпуск иностранных грузовиков на территории России: с 4449 за первые 6 месяцев 2006 г. до 7152 автомобилей за тот же период этого года. Доля иностранных моделей в общем объеме производства составила 5,2% по сравнению с 3,6% в 2006 г.

Общий парк грузовых автомобилей за последнее десятилетие вырос на 17,6%, а количество иностранных моделей в нем возросло более чем в 5 раз и теперь составляет 15,5%. Значительный прирост количества иностранных моделей дает ввоз, в том числе по лизингу. Возрастает зависимость нашего грузового парка от поставщиков из дальнего зарубежья.

Резко увеличился объем выпуска автобусов иностранных моделей: в I полугодии 2006 г. их собрали 166, а за тот же период этого года – уже 905 ед., т. е. прирост составил 545,2%! Существенно возросла и доля иностранных автобусов в общем объеме производства: с 0,7% в 2006 г. до 2,2% в 2007-м. Парк автобусов в стране за 10 лет увеличился на 31%, причем количество иностранных автобусов возросло на 81% и теперь составляет уже 25% общего количества.

О промышленной сборке

Положительные тенденции, сложившиеся в производстве грузовиков и автобусов, должны поддерживаться государственной политикой, и одной из мер поддержки автомобильной промышленности является организация промышленной сборки иностранных грузовиков и автобусов на территории России. Помимо того, что эта мера поможет пополнить парк современными высокопроизводительными автомобилями, она должна еще привлечь в страну новые технологии и способствовать освоению нашими рабочими и инженерами передового оборудования и приемов работы. В свое время промышленная сборка позволила избежать «голого» импорта остро необходимой автомобильной техники в страну, но теперь она может стать отрицательным фактором нашей экономики. Организация полноценного современного автомобильного производства – задача весьма сложная и дорогостоящая, а на большинстве наших сборочных предприятий осваиваются в первую очередь самые простые технологии, и это объяснимо. Для организации простого сборочного производства не требуются инженерно-конструкторские кадры, высококвалифицированные рабочие. А раз нет потребности, значит, не готовятся образованные, профессиональные кадры.

Локализация

Промышленная сборка в том виде, как была задумана, должна со временем переходить на снабжение комплектующими местного производства, т. е. постепенно формировать рынок производителей автокомпонентов. В последнее время в России все чаще поднимается вопрос о механизмах государственного контроля за локализацией производства комплектующих. Что такое локализация? Это производство на территории Российской Федерации компонентов, из которых собирают иностранные грузовики и автобусы. Сейчас производство ограничивается в основном простыми деталями наподобие пластмассовых изделий, напольных ковриков, в лучшем случае – сидений.

В настоящее время существуют проекты организации в России промышленной сборки грузовиков и автобусов объемами по 100...150 тыс. ед. в год. При таких масштабах производство высокотехнологичных комплектующих – двигателей, коробок передач, ведущих мостов, генераторов и т. д. – нерентабельно, т. е. мы обречены на вывоз большей части валюты за границу в обмен на импортируемые комплектующие и оплату развития иностранной промышленности, создание рабочих мест за границей. Производить комплектующие в нашей стране для иностранных заводов – тоже весьма проблематично, так как омологировать такие компоненты за границей сложно.

В нашей промышленности есть, однако, и положительные примеры успешного производства высокотехнологичных компонентов: одно из российских предприятий 2,5 года омологировало свои подшипники, а теперь поставляет их DaimlerChrysler. При государственной поддержке на Заволжском моторном заводе в сотрудничестве с Белоруссией реализуется проект производства дизелей рабочим объемом 2,25 и 2,5 л, соответствующих нормам Еurо 3 и Еurо 4 для заводов МАЗ, КАМАЗ и «Урал». Заключен госконтракт с ОАО «КАМАЗ» на разработку двигателей Еurо 3 и Еurо 4.

Если в России не будет проведена полноценная локализация производства автомобильных комплектующих, промышленная сборка превратится в завуалированный ввоз автомобилей из-за рубежа с имитацией «производства» в России с целью ухода от налогов, а это грозит полным свертыванием работы на российских предприятиях и утратой «технической» независимости со всеми вытекающими отсюда политическими и социальными проблемами.

Российский рынок. Итоги I полугодия

За 6 месяцев Уралвагонзавод выпустил 208 экскаваторов, 55 погрузчиков, 20 тракторов. Лучше стали позиции завода на рынках колесных тракторов и гидравлических экскаваторов.

В ОАО «Мотовилихинские заводы» в первой половине года зафиксирован значительный рост производства по всем основным направлениям деятельности: производство нефтепромыслового и бурового оборудования – на 37% (с 478 млн. руб. в I полугодии 2006 г. до 652,6 млн. руб. за тот же период 2007 г.). В 2,4 раза выросли продажи строительно-дорожной техники. В I полугодии потребителям отправлено 38 автокранов новой конструкции грузоподъемностью 35 т.

Успешно работают поставщики иностранного коммерческого транспорта. За первые 6 месяцев 2007 г. компания «ЕвоБус Русслэнд», которая представляет в России интересы концерна DaimlerChrysler, передала покупателям 631 новый автобус Mercedes-Benz и Setra и шасси Mercedes-Benz.

Предприятия Белоруссии тесно связаны с промышленностью России, и у них тоже дела идут хорошо. За 6 месяцев этого года Минский автозавод произвел грузовых автомобилей 11 341 ед., что составляет 111,4% к уровню прошлого года (10 181 автомобиль). Прицепов и полуприцепов выпущено 3877, что в сравнении с 3861 прицепом за 6 месяцев прошлого года составляет 100,4%, автобусов и троллейбусов – 895. Темп роста составил 108% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда было произведено 829 автобусов. Автокранов произведено 268 ед. Темп роста по отношению к первому полугодию 2006 г. (199 автокранов) составил 134,7%.

За I полугодие ярославский завод «Автодизель» Группы ГАЗ выпустил 35 696 двигателей, это на 20,4% выше аналогичного показателя за прошлый год – 29 657 двигателей. Из общего числа изготовленных в первом полугодии двигателей международным экологическим стандартам Euro 1 и Euro 2 соответствует 18 206 дизельных двигателей, или 51% общего объема. Это на 56,3% больше, чем за тот же период 2006 г. (11 649 дизелей). С параметрами Euro 2 в I полугодии собраны и отправлены потребителям 17 894 силовых агрегата – на 55,8% больше по сравнению с I полугодием 2006 г. (11 486 двигателей).

Предприятия Концерна «Тракторные заводы», расположенные в Чувашской Республике и входящие в группу компаний «Промтрактор», демонстрируют улучшение результатов деятельности. Значительного роста продаж техники – почти на 1 млрд руб. по сравнению с тем же периодом прошлого года – добились на заводе «Промтрактор» (темп роста 141,5%). Объем реализации «Промтрактора» за I полугодие текущего года в сопоставимых ценах превысил 3,2 млрд. рублей. Спрос на выпускаемую предприятием технику под брендом Chetra продолжает расти. Инвестиционные вложения завода в I полугодии возросли до 69,3 млн. руб., что на 66,7% выше прошлогоднего уровня. Чистая прибыль завода выросла на 79,0%, до 358,9 млн. руб., показатель EBITDA на – 49,5%, до 687,9 млн. руб.

ЗАО «РАСКАТ» в I полугодии выпустило 254 дорожных катка. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года (207 ед.) увеличение объема выпуска уплотняющей техники составило 22,7%. За январь–июнь почти вдвое увеличилось производство модели вибрационного катка с гладкими вальцами ДУ-98. Машина предназначена для уплотнения покрытий из битумно-минеральных смесей и оснований из дорожно-строительных материалов при значительных объемах работ на автодорогах общего назначения и внутрихозяйственных дорогах.

Отмечен и рост производства уплотнителя РЭМ-25, уникальной разработки предприятия. Модель предназначена для выполнения механизированных грунтоуплотнительных работ на полигонах твердых бытовых и промышленных отходов. РЭМ-25 перемещает, разравнивает, планирует, дробит и уплотняет отходный (свалочный) грунт, тем самым значительно продлевая срок службы полигона.


Д. Абдюшев Основные Средства 09'2007 11 марта 2008

Комментарии (0)