Седлать тягачи! (ч.2)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
Кому нужны эти КМУ?
Обзор российского рынка кранов-манипуляторов
Что проверять?
Два взгляда на обследование конструкции стрелового крана
 1
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 2)
Как очистить солярку от воды
Фильтры-сепараторы Fleetguard из материала StrataPore
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
Сравнительные испытания магистральных седельных тягачей
MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460
 1
Надежный гидропривод зимой
«Зимнее» гидравлическое масло МГ-15В (ВМГЗ)
Земные спасатели космонавтов (ч.2)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
«Воздушное колесо»
Современные конструкции шин
Когда тянуть, а когда и толкать (ч.2)
Конструкции тягово-сцепных устройств

Стабилизация на рынке грузовых автомобилей России

В. Салыгин

В III квартале 2005 г. рынок грузовых автомобилей оставался достаточно стабильным. Ежемесячные объемы продаж достигли уровня прошлого года, а по некоторым маркам отечественных автомобилей, в том числе «Урал», КамАЗ, были даже несколько выше соответствующих значений в 2004 г. Рост рыночных цен оставался незначительным. По большинству марок ежемесячное подорожание не превышало 1...1,5%.

Стабилизации рынка в значительной мере способствовал выход в июне-июле многих автосборочных предприятий на плановые среднемесячные показатели. Предприятия российского автопрома в условиях некоторого снижения экономической конъюнктуры в стране и значительного ужесточения конкуренции производителей отечественной и зарубежной техники стремятся сохранить, а по возможности и закрепить свое положение на рынке. Эксперты, оценивая ситуацию на российском рынке и легковых автомобилей, и грузовых, сходятся в том, что отечественное автомобилестроение вступило на путь существенных перемен. Считается, что для динамичного развития отрасли необходимо достичь международного уровня качества, вводя специальные технические регламенты. Становится очевидным и то, что у большинства отечественных производителей необходимые для этого финансовые ресурсы отсутствуют. Рассчитывать на государственный протекционизм, в частности создание благоприятной нормативно-законодательной среды, формирование и проведение соответствующей таможенно-тарифной политики, не приходится. Судя по ряду последних постановлений Правительства РФ и приказов Минпромэнерго, Минэкономразвития и Минфина России, федеральные органы исполнительной власти взяли курс на развитие на территории страны сборочных производств автомобилей зарубежных моделей.

При этом в заявлениях представителей Правительства РФ выражается уверенность в притоке в ближайшее время крупных иностранных инвестиций. Предприятия автопрома, несмотря на отсутствие необходимой государственной поддержки и затруднительное финансовое положение, изыскивают возможности для расширения модельного ряда, повышения качества и улучшения потребительских свойств выпускаемых автомобилей.

Лидер отечественного автомобилестроения ОАО «ГАЗ» ведет работы по созданию второго поколения автомобилей «ГАЗель» и «Соболь» безрамной конструкции, разрабатывает и изготавливает автомобили двойного назначения. В частности, началось производство военной версии автомобиля многоцелевого назначения ГАЗ-2330 «Тигр». Новинкой отечественного рынка стал среднетоннажный грузовик городского типа ГАЗ-3310 «Валдай». Расширяется гамма автомобилей специального назначения, а это коммунальная и дорожная техника, автомастерские и передвижные лаборатории, автоцистерны и топливозаправщики, медицинские и инкассаторские автомобили. В III квартале Горьковский автозавод стремился устранить некоторое отставание выпуска грузовых автомобилей. В первом полугодии, по данным АСМ-холдинга, было изготовлено 55 544 ед. (94,7% соответствующего выпуска 2004 г.). При этом готовая продукция была полностью реализована. Доля ОАО «ГАЗ» в общем объеме продаж грузовых автомобилей отечественного производства незначительно увеличилась (58,28% в текущем году против 56,89% в 2004 г.). В результате внедрения на предприятии новой системы организации труда создано более 50 эталонных участков. Суточный темп производства вырос на грузовом конвейере с 482 автомобилей до 709. К настоящему времени на заводе производится свыше 100 комплектаций малотоннажных и более 20 комплектаций среднетоннажных автомобилей.

Стабильной оставалась работа ведущего производителя большегрузной автотехники ОАО «КАМАЗ». Ежемесячные темпы выпуска в III квартале этого года превышали (по предварительным данным, на 8...10%) аналогичные показатели прошлого года. За первые 6 месяцев текущего года изготовлено 13 266 грузовых автомобилей. Объем продаж за счет нереализованных ранее остатков был несколько выше объема производства и составил 13 606 ед. Доля автомобилей КамАЗ в общем объеме продаж грузовиков отечественного производства увеличилась с 13,15% в 2004 г. до 14,28% в текущем году.

Трудности в сфере сбыта, усугубляемые возросшей конкуренцией со стороны как отечественных производителей, так и зарубежных, ОАО «КАМАЗ» стремится преодолеть, активно проводя маркетинг, совершенствование дилерской сети, внедряя перспективные схемы продаж, в том числе финансовый лизинг. Значительное место в продажах челнинских большегрузов занимает экспорт. По итогам первого полугодия вследствие активной работы на внешнем рынке экспортные поставки, включая страны СНГ, выросли на 32,9%. Зарубежным покупателям отгружено 3475 большегрузов, что составляет 25,5% объема реализации. Широкая гамма выпускаемой автотехники грузоподъемностью от 5 до 23 т дает компании «КАМАЗ» возможность маневра на рынке автотехники.

С июля этого года Автомобильный завод «Урал» приступил к серийной сборке неполноприводных грузовиков для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием. В состав нового для предприятия семейства дорожных автомобилей входят автотранспортные средства с колесной формулой 4х2, 6х4 и 8х4 полной массой от 18 до 72 т. В их числе – седельные тягачи «Урал-63674» (полная масса автопоезда до 40 т) и «Урал-6464» (полная масса автопоезда до 72 т), самосвал «Урал-65632 (грузоподъемность 25 т). Реализация концепции модульного проектирования дает возможность автосборочному предприятию оборудовать новые грузовики по желанию заказчика узлами и агрегатами различных отечественных и зарубежных производителей, в том числе устанавливать двигатели фирм Caterpillar, Renault, Сummins номинальной мощностью до 550 л.с., 16-ступенчатую коробку передач Zahnrad Fabrik, а также кабины со спальным местом. В первом полугодии ОАО «АЗ «Урал» изготовило 3268 грузовых автомобилей (рост 2,5% в сравнении с аналогичным периодом 2004 г.), реализовано 3171 ед. Доля автомобилей «Урал» в общем объеме продаж грузовиков отечественного производства (3,33%) осталась прежней.

Напряженно по скорректированному бизнес-плану работает столичное АМО ЗИЛ. В первом полугодии спад производства на заводе был весьма значительным. За первые 6 месяцев текущего года изготовлено 3577 грузовых автомобилей (55% выпуска первого полугодия 2004 г.). Заметно изменилась структура выпуска. На долю малотоннажника ЗИЛ-5301 «Бычок», производство которого сократилось более чем вдвое, приходится лишь 42,4%, тогда как доля среднетоннажника ЗИЛ-4336 возросла до 47%. Значительно, почти в 1,5 раза, увеличилось производство автомобиля ЗИЛ-4329 (грузоподъемность 6 т), однако на него приходится немногим более 8% выпуска.

В настоящее время предприятию удается практически полностью реализовать готовую продукцию. Доля грузовиков ЗИЛ в общем объеме продаж снизилась с 6,43% в первом полугодии 2004 г. до 3,72% в текущем году. По словам генерального директора ОАО «Московская автомобильная компания» Константина Лаптева, холдинг в настоящее время достаточно успешно решает задачи первого уровня. В их число входят: модернизация ходовой части и трансмиссии малотоннажных грузовиков, создание на их базе нового автомобиля повышенной грузоподъемностью до 4,5 т и расширение производства автомобилей на шасси ЗИЛ со спецнадстройками, которые характеризуются высокой добавленной стоимостью. Сейчас АМО ЗИЛ выпускает 7 базовых моделей и более 70 модификаций коммерческих автомобилей. По оценке заводских специалистов, предприятие, являющееся крупнейшим отечественным производителем в сегменте грузовых автомобилей от 2,5 до 8 т, может приносить стабильную прибыль.

Наблюдаемые на отечественном автомобильном рынке изменения, в том числе его заметное насыщение, заставили автосборочные предприятия ОАО «УАЗ» и ОАО «ИжАвто», выпускающие устаревшие автомобили малой грузоподъемности, также скорректировать производственную программу. По итогам первого полугодия сокращение выпуска на Ульяновском автозаводе составило 6,8% (изготовлено 9189 грузовиков), на Ижевском – 7,4% (7170 грузовичков). В указанный период и на том, и на другом предприятии одновременно с сокращением производства грузовой автотехники снижены темпы сборки и легковых автомобилей (в ОАО «УАЗ» – на 31%, в ОАО «ИжАвто» – на 49,3%). Создавшееся положение заставляет руководство предприятий изыскивать и осваивать новые направления в производстве автотехники, включая сотрудничество со стратегическими зарубежными партнерами.

В 2005 г. успешней оказалась деятельность небольших автосборочных предприятий. Так, ОАО «Саранский завод автосамосвалов» в первом полугодии изготовил 828 ед. самосвальной техники на шасси Горьковского автозавода (на 39,6% больше выпуска в первом полугодии 2004 г.). Более чем в 1,5 раза произведено грузовых автомобилей в ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (г. Новоуральск). Там же собраны первые 52 автомобиля индийской фирмы Тата грузоподъемностью от 2,8 до 3,8 т. Вдвое увеличился выпуск СП ООО «ИВЕКО-УралАЗ» (Челябинская обл.) и «ВТС Зеленоград», производящего грузовики Volvo. Втрое увеличилось производство спецавтотехники в подмосковном ОАО «Бецема». ЗАО «ВАЗинтерсервис» (Самарская обл.) изготовило 1423 грузопассажирских ВИСа (рост 3,3%).

Ценовая ситуация на рынке грузовой автотехники в III квартале существенно не изменилась. В динамике цен по-прежнему преобладала тенденция их монотонного роста. Прирост рыночных цен по большинству моделей составил 0,5...1,5%. В целом быстрей росли цены на специальную автотехнику, в том числе самосвалы, которые подорожали на 2...4%. Если говорить о марках грузовых автомобилей, то значительно быстрей других дорожали автомобили АМО ЗИЛ (5...8%), объем продаж которых сократился вдвое. Рост рыночных цен на грузовики ГАЗ в период июль–сентябрь составил в зависимости от модели 1,5...3,0%. Уровень рыночных цен на отечественные большегрузы КамАЗы и «Уралы», а также на белорусские МАЗы увеличился, за исключением спецтехники, на 0,5...1,5%.

Итоги текущего года, по-видимому, определит IV квартал. По предварительной оценке экспертов, в частности АСМ-холдинга, выпуск грузовых автомобилей в 2005 г. может достичь 198 тыс. ед. В этом случае объем продаж грузовиков отечественного производства, включая шасси, может составить около 200 тыс.


В. Салыгин Основные Средства 10'2005 16 января 2006

Комментарии (0)