Сага о тракторах
Юбилеи некоторых тракторов можно было бы отмечать артиллерийским салютом. Тем более, что их заслуги в делах военных столь же велики, как и в деле прокорма населения. В действительности каждый трактор становится произведением технического искусства на поле конкурентной борьбы. После войны фермерское хозяйство пришло в упадок. Тракторные компании закрывались также быстро, как и открывались несколькими годами ранее. Выживали только лишь самые-самые... Их имена на слуху уже более полувека – Fordson, John Deere, Caterpillar, Renault и некоторые другие.
Конечно, первейшим в своем классе оказался Fordson. Обратите внимание на прекрасный экземпляр 1924 г. Какие у него обтекаемые формы! Машина уже не выглядит самоделкой, грубо сработанной из нескольких жестяных листов – это настоящий ТРАКТОР, и все благодаря инженерному гению Фердинанда Порше! Впрочем, на его фоне не кажется гадким утенком и представитель компании IHC 8-16 Junior тех же лет.
Внешний вид этого трактора необычен. При такой компоновке капота тракторист получил прекрасный обзор, позволяющий подкорректировать старую русскую поговорку, гласящую: «старый конь борозды не испортит». Junior, что в переводе означает «молодой», на редкость ровно бороздил просторы полей. К тому же его плуг был отлит из титанового сплава, что было очень прогрессивным решением для того времени, да и сегодня такой подход встречается не так уж часто. Интересная особенность этого трактора состояла еще и в том, что можно было повышать мощность его двигателя. Все это позволяло «Молодому» успешно конкурировать со знаменитым «Сыном компании Ford» (Fordson – дословно «сын Форда»).
Фирма Case предпочитала проектировать целые семейства, что для 20-х годов было довольно дорогим удовольствием, но она пошла на это, создав целую гамму двигателей разной мощности: от 12 – 20 до 40 – 70 л.с.
John Deere – одна из старых фирм, выпускающая самые разные трактора от узких до широких, от низких до высоких... Модель 1924 г. имела двухцилиндровый горизонтальный (оппозитный) керосиновый двигатель. Форма самого трактора зависела от выполняемой работы. Он мог быть двух- и трехосным, широко- и узкоколейным.
Компания Caterpillar в те годы выпускала на поля, пожалуй, одни из самых тяжелых тракторов, хотя одно из ее подразделений создавало и «малышей». Модели Cat были как на гусеничном, так и на колесном ходу. Надо заметить, что продукция этой фирмы на американском континенте в 20-е годы была наиболее популярной.
Фирма Allis Chalmers United одной из самых первых порадовала покупателей новыми послевоенными моделями тракторов. Хотим мы того или нет, они очень напоминают современные машины. Модель, созданная в 1929 г., выпускалась без изменения на протяжении добрых 20 лет.
Трактор Fordson, в виде модели F перекочевавший на европейский континент, поменял в Великобритании не только гражданство, но и имя, превратившись в Austin. Здесь надо заметить, что «фордовский сынок» вообще был очень популярным объектом копирования, и дал жизнь немалому количеству «внебрачных» потомков.
Изображенный знаменитый француз с распространенной «фамилией» Renault добросовестно пахал в послевоенные годы на европейских землях. А Германию бороздили представители целого семейства машин с двигателями от MAN, Hanomaq и Pohl.
«Европейцы», обескровленные Первой мировой войной, выпускали трактора понемногу, но в ногу со временем, а рассказать обо всех подробнее не представляется возможным.