Сколько будет 8+4=2, или Чьи взгляды остановил «Промтранс-2005»

Ю. Петров

Основной целью поездки в парк «Сокольники» стал проходивший там 8-й Международный форум промышленного и пассажирского транспорта, спецтехники и транспортно-экспедиционных услуг («Промтранс-2005»), а попал я на 4-ю Международную специализированную выставку автозапчастей, оборудования и автосервиса («АТЕХ/Автотехэкспо-2005»). Судя по вежливости секьюрити, я не первый, кто перепутал вход. И опять поиск входа, опять фейс-контроль, шапку долой, руки на ширине плеч, выворачивание карманов при всем честном народе, распаковывание кофра с казенной фотоаппаратурой, внимательное изучение бейджа.

Бдительность охраны стала понятна позже. Оказывается, российские выставки перестали быть местом декларирования перспектив и демонстрации собственных достижений. Берите выше! Помимо выездного пленарного заседания Министерство транспорта РФ организовало научно-практическую конференцию «Промтранс-2005», где собралось много руководителей высшего и среднего звена. Научно-деловые программы замыкали встречи узкопрофессионального толка: конференция «Экономика. Финансы. Налоги» и Собрание международных автомобильных перевозчиков центрального округа, организованные АСМАП. Суть мероприятий сводилась к банальной попытке бизнесменов договориться с властью.

Не секрет, что российская транспортная отрасль зарегулирована до неприличия – открыто звучало в кулуарах, – требуется упростить контроль над перевозчиками. Главной особенностью конъюнктуры на рынке грузовых автоперевозок в России является преобладание перевозочных услуг над платежеспособным спросом. Большое число игроков на рынке и, как следствие, высокий уровень конкуренции не позволяют автотранспортным компаниям компенсировать рост издержек только за счет повышения стоимости перевозок. В итоге резкий рост затрат на автотранспорте в 2004 году привел некоторые предприятия на грань разорения.

По данным того же Минтранса РФ, например, доля белорусского транспорта преобладает в перевозках грузов из третьих стран в Россию. В 2003 году белорусские перевозчики ввезли в Россию свыше 1,1 млн. т импортных грузов, за 9 месяцев 2004 года – более 800 тыс. т. При этом свыше 80% объема грузов перевозят по наиболее привлекательным для российского автотранспорта направлениям, а ежегодные потери от участия перевозчиков третьих стран в транспортировке российских грузов оцениваются в 250…300 млн. евро. Подтекст, впрочем, был прозрачный – монополия МПС на грузовые перевозки задушит автотранспортников.

А что, собственно говоря, было на самой выставке? Да всего понемногу, вот только экспонатов мало. Скучающие менеджеры почти по-домашнему баловались чайком и с удовольствием приглашали покалякать о жизни. Кто-то раздувал щеки от гордости за свою административную карьеру, кто-то демонстрировал чрезмерное усердие, перекладывая стопки прайс-листов с одного стула на другой. Нормальная такая советская выставка, где чувствуешь себя несмышленышем, глядя на стенды с игрушечными железными дорогами, макетами вагонов, тепловозов, моделями 50-тонных трейлеров и полупустые стенды издательств с насмерть приклеенными листами, выдранными из проспектов, чтобы не украли. На какое-то время я вообще перестал соображать, зачем здесь собралось столько людей и почему я здесь. Белыми воронами в этом полусонном царстве смотрелись богато оформленные стенды крупных компаний. Застегнутый на все пуговицы и запертый на все ключи четырехосный КрАЗ венчал эту ипохондрию.

Без премьер и маленьких сюрпризов не обошлось. С них бы и стоило начать, но до них я добрался только под конец. А теперь, нарушая все журналистские каноны, я расскажу о том, ради чего и пошел на выставку – об айз-стопперах.

Айз-стоппер (останавливатель взгляда) – это такой выставочный прикол, который экспоненты возят по разным шоу в надежде обратить на себя внимание посетителей. При отсутствии конкурентов уже сам факт появления перед выставочным павильоном автомобилей «Чайка-Сервис» служил в качестве «останавливателя взгляда». Всего три машины: передвижной рекламный щит, эвакуатор на базе «Валдая» и многорукая шива – удлиненный ГАЗ-3307 с тремя гидроманипуляторами разной грузоподъемности. По словам разработчиков, машина всего лишь демонстрирует возможность установки манипуляторов разного назначения на базе ГАЗа, но везде пользуется неизменным успехом.

Айз-стоппер номер два: малый городской павловский автобус, перелицованный на манер лайнеров ЛиАЗ. Из комментариев стало ясно, что это пока исследование реакции на смену дизайна, но, скорее всего, именно так и будут выглядеть все автобусы ПАЗ.

Айз-стоппер номер три: пассажирские машины «Самотлор-НН», маршрутное такси СЕМАР-3234 на базе «ГАЗели» и удлиненный школьный САРЗ-3282 Семёновского авторемонтного завода. Примостившийся рядом двухкабинный пикап TATA King Cab поначалу вызвал легкое недоумение. Сидевший за рулем индус говорил по-русски не очень хорошо, а переводчик где-то запропастился. Позже я узнал, что этот пикап уже исколесил 50 тыс. км российского разгильдяйства без поломок и теперь взят на вооружение компанией «Самотлор-НН» для продаж в России (тем более что и УАЗ, и ГАЗ от планов выпускать такие машины отказались).

За другими айз-стопперами потребовалось пройти в соседний павильон на выставку «Всероссийский смотр мастеров автомотореставрации и тюнинга» – клондайк изумительно отреставрированных автомобилей и откровенной рухляди. Тяга к железу тянула под капоты. Покачивание рессор, поскрипывающие сиденья, стучащие коробки передач, жестяной звон захлопнутой двери – вот о чем надо писать! Побродив в пустом павильоне и надышавшись ностальгией, побрел на поиски других айз-стопперов, но ничего нашел. Всё! Время выставки закончилось! Охранник вытолкал меня на улицу и тщательно запер за мной дверь. По пути домой подумалось, что задача 8+4=2 неправильно сформулирована, неправильным получился и ответ. Всего-навсего две международные выставки – 4-я и 8-я – были приурочены к смотру мастеров реставрации прошлого.