Доркомэкспо-2004

А. Сандров

В дорожной и коммунальной отраслях нет более авторитетной выставки, чем «ДОРКОМЭКСПО». Как и в прежние годы, проходила она в Москве в культурно-деловом центре «Гостиный двор» и на Васильевском спуске Красной площади.

У шестого по счету форума дорожной и коммунальной техники были две особенности: во-первых, выставка проходила в рамках празднования 355-летия жилищно-коммунального хозяйства России, а во-вторых, с 2004 г. «ДОРКОМЭКСПО» условно разделилась на две параллельные международные выставки – «ДОРКОМЭКСПО. Дорожно-мостовое хозяйство» и «ДОРКОМЭКСПО. Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство». В выставке приняли участие 394 компании из 61 региона России, Украины, Белоруссии и 11 зарубежных стран. Общая площадь выставочной экспозиции составила 12 500 м2.

Сегодня в дорожном хозяйстве России занято более 3 000 учреждений и предприятий различных форм собственности. Эта сфера представляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс, включающий все автомобильные дороги общего пользования. Сеть автомобильных дорог Российской Федерации составляет более 900 тыс. км. По состоянию на 01.01.2003 г. сеть автомобильных дорог России общего пользования имела протяженность около 593 тыс. км. Согласно федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России» в течение ближайших шести лет (до 2010 г.) планируется довести протяженность сети автомобильных дорог общего пользования до 670 тыс. км (увеличение в 1,1 раза). В 2003 г. только городские предприятия и префектуры Москвы закупили 800 ед. техники для ремонта и содержания столичных дорог.

Что касается коммунальной техники, при открытии выставки мэр Москвы Юрий Лужков обратил внимание присутствующих на то, что, если российские коммунальные хозяйства хотят расширяться, они должны использовать соответствующую технику. Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство называют отраслью жизнеобеспечения, поэтому здесь необходимо применять самые современные технологии, желательно российские. Еще десятилетие назад на отечественные машины и механизмы трудно было смотреть без слез. Сегодня ситуация изменилась, машиностроители стали заботиться и о дизайне, и об удобстве рабочего места водителя. Отечественное оборудование проще конструктивно, но лучше приспособлено к нашим условиям и климату. Кроме того, у отечественной техники есть еще одно важное преимущество – она гораздо дешевле импортной.

Кстати, обычно половина участников «ДОРКОМЭКСПО» реализуют свою выставленную в экспозициях продукцию либо проводят деловые переговоры, в результате которых в дальнейшем происходят продажи, либо налаживают постоянные контакты. По завершении этой выставки почти все образцы техники, выставлявшиеся на Васильевском спуске, были проданы и отправились к своим новым хозяевам.

За последний год лучших результатов в разработке и производстве дорожной и коммунальной техники добились фирмы «Экомтех», «Доркомтехника», «Дормаш», «Ленавтодеталь», ВНИИСтройдормаш. Все они участвуют в комплексной программе по техническому обеспечению городского хозяйства Москвы. Несколько лет назад вышло распоряжение мэра столицы о замещении импортной продукции отечественной, что и стало толчком для развития не только московских предприятий, но и российских.

В этом году в рамках выставки прошли два форума. Один – по проблемам финансово-экономического и технологического развития жилищно-коммунального комплекса. Обсуждались вопросы помощи городскому хозяйству и коммунальному комплексу, повышения эффективности в энерго-, тепло- и водообеспечении городов, модернизации, технологические проблемы и проблемы санитарной очистки, озеленения. На второй конференции рассматривался опыт применения новых материалов, технологий, техники и оборудования в дорожно-мостовом и коммунальном хозяйстве. Тематически выставка была поделена на 12 разделов.

– Автомобильные дороги, мосты и другие искусственные сооружения: проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание, новые материалы и технологии. Дорожно-эксплуатационные комплексы.

– Диагностика транспортно-эксплуатационного состояния дорог и мостовых сооружений – дорожный мониторинг, техника и оборудование для контроля состояния дорог и мостов, качества дорожных работ.

– Технические средства организации дорожного движения – светофорные объекты, дорожные знаки, барьерные ограждения, материалы, оборудование и техника для разметки, осветительное оборудование, информационные щиты.

– Дорожно-строительные машины и механизмы, уборочная техника и оборудование, средства малой механизации, техника для погрузочно-разгрузочных и монтажных работ.

– Материалы, оборудование и техника для ремонта и содержания аэродромных покрытий.

– Сервисное обслуживание и ремонт дорожно-строительной и уборочной техники – ремонтные мастерские, диагностическое оборудование, запчасти, комплектующие, масла, шины, инструмент. Гаражное оборудование.

– Лизинг дорожно-строительной и уборочной техники и оборудования.

– Охрана окружающей среды при строительстве и эксплуатации дорог и искусственных сооружений. Оборудование для экологического мониторинга, защитные шумопоглощающие экраны.

– Охрана труда и обеспечение безопасности – технологии, техника и оборудование для предотвращения и ликвидации техногенных аварий на объектах дорожного хозяйства; спецодежда, спецобувь, спецснаряжение.

– Страхование объектов дорожной инфраструктуры, техники и оборудования.

– Дорожная наука. Подготовка кадров.

– Специальная литература.

За год, прошедший между пятой и шестой выставками, заметно возрос потребительский интерес к дорожной и коммунальной технике. По прогнозам, из-за большого количества участников экспозиция 2004 года не должна была поместиться на Васильевском спуске. Однако даже остались свободные площади. Возможно, участников поубавилось из-за неразумного решения организаторов сразу нескольких технических выставок проводить свои мероприятия в одни календарные сроки. Такая своеобразная демонстрация силы показала, что в конечном результате проиграли все – организаторы, участники и в еще большей степени посетители. А если проиграли все, не выиграла и Россия.

Тем не менее машиностроительному комплексу нашей страны уже есть что предложить потребителю. Активнее стали вести себя на этом рынке коммерческие структуры, так как правительство Москвы уже заявило, что коммунальные службы впервые за многие годы стали прибыльными. Эта ситуация дает основание полагать, что выставочные площади «ДОРКОМЭКСПО» в будущем году могут заметно увеличиться.

Новая концепция дизайна многофункциональных погрузчиков

На «ДОРКОМЭКСПО-2004» ОАО «Донецкий экскаватор» представил новую концепцию дизайна многофункциональных погрузчиков среднего класса ЗТМ-216А. Кабина, капот, облицовка изготовлены из композитных материалов, что придает машине современный вид. Глубокая модернизация затронула все основные элементы конструкции погрузчика – двигатель, трансмиссию, тормоза. Для новой машины использованы комплектующие ведущих мировых производителей – Cummins, ZF, Centa, Bosch-Rexroth.

Также на выставке демонстрировалась модель экскаватора-погрузчика ЭО-2161, в которую внесены изменения, направленные прежде всего на улучшение условий труда оператора, повышение надежности и технических характеристик машины.

Обе машины вызвали большой интерес у представителей дорожно-строительного и коммунального хозяйства Москвы и других регионов России. По итогам выставки ОАО «Донэкс» получило диплом за развитие инновационных технологий.